с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Предметом исследования в настоящей статье являются управленческие ограничения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации. Целью работы – выявление особенностей управленческих ограничений у руководителей органов внутренних дел Российской Федерации. Методология проведения работы основывалась на субъектно-системном подходе. Методами исследования выступили метод тестов (опросник «Самооценка управленческих ограничений руководителя») и математической обработки полученных данных. В исследовании приняли участие 197 респондентов. Результаты 17 респондентов не учитывались по причине невозможности обработки данных. В исследовании принимали участие руководители структурных подразделений территориальных, образовательных, научных, медицинских организаций системы МВД России и их заместители из 73 субъектов Российской Федерации. Самооценка управленческих ограничений выявила, что с увеличением стажа в должности руководителя, происходят деструктивные изменения: во-первых, в системе ценностей, а именно ее сужение и не соответствие условиям служебной жизни; во-вторых, цели личной или профессиональной жизни делаются менее реалистичны и совместимы с условиями современной службы и жизни, в-третьих, руководитель становится невосприимчив к новым ситуациям и возможностям, снижается способность решать современные профессиональные проблемы; а также снижается способность генерировать достаточно новых идей и умение реализовывать новые идеи.
самооценка, руководители органов внутренних дел Российской Федерации, концепция ограничений руководителя, управленческие компетенции
Введение. Проблема оценки деятельности руководящего состава МВД России всегда являлась одной из ключевых. В условиях экономических санкций, политической нестабильности, роста исполняемых служебных функций данная проблема становится наиболее актуальной. От руководителя органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе требуется оперативное и гибкое осуществление распорядительных, организационных и контрольных функций, а также представлять подразделение в других организациях. Анализ самооценочных представлений о дефиците управленческих возможностей позволит адекватно организовать психологическое обеспечение профессионально-служебной деятельности данной группы управленцев.
В конце 20 века М. Вудкоком и Д. Френсивом была предложена концепция ограничений руководителя [1], которая послужила полчком для многочисленных исследований как самих затруднений в эффективном управлении [2, 6, 8, 12, 16 и др.], так и по анализу управленческих компетенций руководителя [3, 5, 9, 10, 11, 15 и др.].
Управленческие ограничения определяются как аспекты непосредственной профессиональной среды, которые препятствуют переводу мотивации и способностей в эффективную работу [14]. Примеры управленческих ограничений включают в себя: недостаточную информацию или оборудование, неадекватную помощь со стороны других людей и др.
Эффективному выполнению управленческой роли способствуют знания и навыки, которые часто называют управленческими компетенциями. Эти компетенции могут варьироваться в зависимости от конкретного контекста профессиональной сферы и отрасли, но есть некоторые общие компетенции. В основном в психологической литературе встречаются следующие из них [9, 10, 11, 13 и др.]: лидерские качества (умение направлять и мотивировать подчиненных, ставить цели и оказывать влияние, принимать решения и обеспечивать направление деятельности); способность к эффективной коммуникации (способность адекватной передачи информации, обеспечение обратной связи и организация взаимодействия между подчиненными, развитые навыки устной и письменной речи); решение проблем (уметь собирать и интерпретировать информацию, выявление и анализ затруднений в деятельности, оценивать варианты и внедрять эффективные стратегии преодоления затруднений, разрабатывать творческие решения); конструктивное принятие решений (способность принимать обоснованные решения, умение учитывать риски в деятельности, вырабатывать план действий); эффективные планирование и организация (умение ставить цели, разрабатывать планы и организовывать ресурсы для достижения желаемых результатов, способность расставлять приоритеты, эффективно распределять ресурсы и эффективно управлять временем); коммуникативная компетентность (построение конструктивных отношений, умение разрешать конфликты и создание позитивной атмосферы среди подчиненных); профессиональные знания (в зависимости от отрасли руководитель должен обладать специальными знаниями и навыками, быть в курсе отраслевых тенденций, технологий и передового опыта).
Методика исследования. В рамках исследования особенностей профессионально-служебной деятельности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации было проведено эмпирического исследования, посвященное ориентировке в особенностях их управленческих ограничений с помощью опросника «Самооценка управленческих ограничений руководителя» [7]. В исследовании приняли участие 197 респондентов. Результаты 17 респондентов не учитывались по причине невозможности обработки данных (в бланках присутствует пропуск данных, допущены ошибки при заполнении или неточности и пр.). В исследовании принимали участие руководители структурных подразделений территориальных, образовательных, научных, медицинских организаций системы МВД России и их заместители из 73 субъектов Российской Федерации. При анализе результатов исследования использовались различные методы математической статистики и были получены следующие результаты.
Результаты эксперимента и их обсуждение. Первоочередно в выборке были рассчитаны основные описательные статистики (табл. 1). Слабый разброс значений относительно среднего, свидетельствующий о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке, с одновременной правой асимметрией, свидетельствующий о том, что в выборке чаще встречаются значения выше среднего, что и обнаружено по шкалам: «Способность управлять собой»; «Четкие личные цепи»; «Хорошие навыки решения проблем»; «Умение влиять на окружающих»; «Понимание особенностей управленческого труда»; «Способность руководить»; «Умение обучать»; «Умение наладить групповую работу».
Таблица 1. Основные описательные статистики по опроснику «Самооценка управленческих ограничений руководителя»
Названия шкал |
Среднее арифметическое |
Стандартное отклонение |
Медиана |
Асимметрия |
Эксцесс |
Минимум |
Максимум |
Способность управлять собой |
7.100 |
1.655 |
7.0 |
-0.578 |
0.069 |
2 |
10 |
Четкие ценности |
6.478 |
1.883 |
6.0 |
-0.178 |
-0.149 |
2 |
10 |
Четкие личные цепи |
7.722 |
1.532 |
8.0 |
-0.355 |
-0.512 |
4 |
10 |
Продолжающееся саморазвитие |
7.100 |
2.025 |
8.0 |
-0.637 |
-0.169 |
1 |
10 |
Хорошие навыки решения проблем |
7.150 |
1.659 |
7.0 |
-0.719 |
0.652 |
1 |
10 |
Творческий подход |
6.328 |
2.016 |
6.0 |
-0.100 |
-0.882 |
2 |
10 |
Умение влиять на окружающих |
9.000 |
1.495 |
10.0 |
-1.886 |
3.653 |
2 |
10 |
Понимание особенностей управленческого труда |
7.500 |
1.335 |
7.5 |
-0.553 |
0.779 |
3 |
10 |
Способность руководить |
8.261 |
1.751 |
9.0 |
-1.294 |
1.248 |
2 |
10 |
Умение обучать |
8.278 |
1.617 |
9.0 |
-1.169 |
1.381 |
2 |
10 |
Умение наладить групповую работу |
7.833 |
1.544 |
8.0 |
-0.989 |
0.135 |
3 |
10 |
Также правая асимметрия наблюдается по шкале «Продолжающееся саморазвитие». Разброс значений по выборке в пределах нормы зафиксирован по шкалам: «Четкие ценности»; «Продолжающееся саморазвитие»; «Творческий подход».
Возможно, предположить, что самооценка опрошенных руководителей тяготеет к полюсу завышения. Для исследования нормальности распределения был использован критерий Колмогорова-Смирнова, который показал, что полученная асимптотическая значимость меньше чем 0,05, а значит распределение не является нормальным [4]. Количество шкал с нормальным распределением (0 шкал) меньше, чем количество шкал с ненормальным распределением (11 шкал), поэтому в дальнейшем при обработке результатов будем использовать непараметрические методы для корреляционного анализа взаимосвязи между шкалами, а именно коэффициент корреляции Спирмена. Данные представлены в таблице 2, из которой видно, что существуют значимые положительные взаимосвязи между всеми шкалами методики, что является закономерным.
Таблица 2. Эмпирические значения корреляционного анализа (r-Спирмена) между параметрами самооценки управленческих ограничений и социально-профессиональными характеристиками руководителей
2. |
3. |
4. |
СУС |
ЧЦ |
ЧЛЦ |
ПС |
ХНРП |
ТП |
УВО |
ПОУП |
СР |
УО |
УНГР |
|
1. |
0.081 |
-0.01 |
0.062 |
0.057 |
0.077 |
0.125 |
0.189* |
0.198** |
0.01 |
0.088 |
0.01 |
0.033 |
0.057 |
0.04 |
2. |
0.873*** |
0.534*** |
0.024 |
-0.093 |
-0.143 |
-0.08 |
-0.084 |
-0.111 |
-0.029 |
0.006 |
0.031 |
0.001 |
-0.029 |
|
3. |
0.513*** |
-0.071 |
-0.173* |
-0.175* |
-0.155* |
-0.12 |
-0.166* |
-0.037 |
-0.05 |
-0.008 |
-0.04 |
-0.096 |
||
4. |
-0.117 |
-0.176* |
-0.198** |
-0.175* |
-0.151* |
-0.245*** |
-0.064 |
-0.056 |
-0.073 |
-0.091 |
-0.06 |
|||
СУС |
0.357*** |
0.364*** |
0.241** |
0.273*** |
0.361*** |
0.398*** |
0.18* |
0.432*** |
0.187* |
0.322*** |
||||
ЧЦ |
0.458*** |
0.46*** |
0.532*** |
0.46*** |
0.321*** |
0.442*** |
0.188* |
0.343*** |
0.434*** |
|||||
ЧЛЦ |
0.518*** |
0.445*** |
0.36*** |
0.352*** |
0.308*** |
0.251*** |
0.281*** |
0.349*** |
||||||
ПС |
0.506*** |
0.534*** |
0.237** |
0.421*** |
0.307*** |
0.344*** |
0.352*** |
|||||||
ХНРП |
0.484*** |
0.398*** |
0.335*** |
0.222** |
0.411*** |
0.416*** |
||||||||
ТП |
0.359*** |
0.291*** |
0.334*** |
0.251*** |
0.326*** |
|||||||||
УВО |
0.197** |
0.443*** |
0.315*** |
0.368*** |
||||||||||
ПОУП |
0.229** |
0.274*** |
0.369*** |
|||||||||||
СР |
0.376*** |
0.298*** |
||||||||||||
УО |
0.514*** |
Примечание: знак * – значимость на уровне p<0,05 – очень слабая; ** – p<0,01 – слабая; *** – p<0,001 – умеренная.
Шкалы: 1. пол; 2. возраст; 3. стаж в ОВД; 4. стаж в должности руководителя; СУС – способность управлять собой; ЧЦ – четкие ценности; ЧЛЦ – четкие личные цепи; ПС – продолжающееся саморазвитие; ХНРП – хорошие навыки решения проблем; ТП – творческий подход; УВО – умение влиять на окружающих; ПОУП – понимание особенностей управленческого труда; СР – способность руководить; УО – умение обучать; УНГР – умение наладить групповую работу.
Результаты самооценки управленческих ограничений показывают отрицательные взаимосвязи между стажем в ОВД, стажем в должности руководителя и самооценке по шкалам методики. Значимые взаимосвязи фиксируются по параметрам: «Четкие ценности», «Четкие личные цепи», «Продолжающееся саморазвитие», «Хорошие навыки решения проблем», «Творческий подход».
Анализ данных свидетельствует о том, что чем выше стаж в должности руководителя, тем менее ясно он определяет свои ценности и следует им, система ценностей сужается и становиться менее соответствующей условиям служебной жизни. Им более умозрительно определяются цели своей личной или профессиональной жизни; цели менее реалистичны и совместимы с условиями современной службы и жизни. Руководитель невосприимчив к новым ситуациям и возможностям, т.к. выработанная ранее стратегия, необходимая для принятия решений становиться менее продуктивна, а также снижается способность решать современные профессиональные проблемы. Со стажем в должности руководителя снижается способность генерировать достаточно новых идей и умение реализовывать новые идеи.
Выявленная положительно значимая взаимосвязь между шкалами «Продолжающееся саморазвитие», «Хорошие навыки решения проблем» и женщинами-руководителями указывает на то, что женщины более высоко оценивают себя по данным параметрам. Это также подтверждается при анализе двух выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни, используемый для сравнения группы «женщины-руководители» и группы «мужчины-руководители» между собой (p<0,05, p<0,01). Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Эмпирические значения U-критерия Манна-Уитни при сравнении группы «женщины-руководители» и группы «мужчины-руководители» по опроснику «Самооценка управленческих ограничений руководителя»
Названия шкал |
Среднее значение в группе «женщины» |
Среднее значение в группе «мужчины» |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
Способность управлять собой |
7.333 |
7.053 |
2446.5 |
0.442 |
Четкие ценности |
6.900 |
6.393 |
2516.0 |
0.3 |
Четкие личные цепи |
8.100 |
7.647 |
2677.5 |
0.095 |
Продолжающееся саморазвитие |
7.833 |
6.953 |
2897.5 |
0.011* |
Хорошие навыки решения проблем |
7.900 |
7.000 |
2927.5 |
0.008** |
Творческий подход |
6.400 |
6.313 |
2284.5 |
0.894 |
Умение влиять на окружающих |
9.233 |
8.953 |
2531.5 |
0.237 |
Понимание особенностей управленческого труда |
7.533 |
7.493 |
2284.0 |
0.893 |
Способность руководить |
8.267 |
8.260 |
2360.0 |
0.664 |
Умение обучать |
8.400 |
8.253 |
2444.5 |
0.444 |
Умение наладить групповую работу |
8.033 |
7.793 |
2384.5 |
0.589 |
Примечание: знак * – значимость на уровне p<0,05 – очень слабая; ** – p<0,01 – слабая; *** – p<0,001 – умеренная.
Интерпретация опросника «Самооценка управленческих ограничений руководителя»[1] предполагает построение психологического профиля управленческой компетентности руководителя или группы руководителей различных уровней управления, нахождением областей, в которых руководители почти не испытывают трудностей, (наибольшие показатели) и областей, требующие первоочередного развития (наименьшие показатели). На рисунке 1 представлены общий профиль всей выборки, а также респондентов мужчин-руководителей и женщин-руководителей.
Рис. 1. Психологические профили управленческой компетентности исследуемой выборки руководителей.
Примечание:
Шкалы: СУС – способность управлять собой; ЧЦ – четкие ценности; ЧЛЦ – четкие личные цепи; ПС – продолжающееся саморазвитие; ХНРП – хорошие навыки решения проблем; ТП – творческий подход; УВО – умение влиять на окружающих; ПОУП – понимание особенностей управленческого труда; СР – способность руководить; УО – умение обучать; УНГР – умение наладить групповую работу.
В связи с тем, что согласно U-критерия Манна-Уитни при сравнении группы «женщины-руководители» и группы «мужчины-руководители» значимые показатели обнаружены по шкалам «Продолжающееся саморазвитие» и «Хорошие навыки решения проблем», не имеющим наивысшие и наименьшие показатели, можно констатировать, что для всей выборки в целом умение влиять на окружающих, способность руководить и умение обучать, являются сферами, в которых руководители почти не испытывают трудностей (наибольшие показатели). В тоже время размытость ценностей и недостаток творческого подхода являются областями, требующими первоочередного развития (наименьшие показатели).
Далее были изучены особенности самооценки управленческих ограничений руководителя в зависимости от стажа в управляющей должности. Деления выборки на четыре группы было осуществлено в соответствии со стажем в должности руководителя. Руководители со стажем в управляющей должности свыше 20 лет в выборке не присутствовали. Для каждой группы были построены психологические профили управленческой компетентности исследуемой выборки в соответствии со стажем в должности руководителя (рис. 2).
Рис. 2. Психологические профили управленческой компетентности руководителей в соответствии со стажем в должности
Примечание:
Шкалы: СУС – способность управлять собой; ЧЦ – четкие ценности; ЧЛЦ – четкие личные цепи; ПС – продолжающееся саморазвитие; ХНРП – хорошие навыки решения проблем; ТП – творческий подход; УВО – умение влиять на окружающих; ПОУП – понимание особенностей управленческого труда; СР – способность руководить; УО – умение обучать; УНГР – умение наладить групповую работу.
Из данного графика можно сделать вывод, что более реалистично оценивают себя руководители со стажем работы от 10 до 20 лет, т.е. лица находящиеся в более зрелом возрасте и имеющие больший опыт работы в органах внутренних дел и в руководящем составе. Более завышенная самооценка у руководителей только вступивших в должность, что, скорее всего, связано с повышенным эмоциональном фоном вследствие позитивного восприятия возможного карьерного роста и удовлетворения «воли к власти», актуализированной потребности в самоактуализациии и самоутверждении, освоением новых видов профессиональной деятельности, интенсивного профессионального роста.
В дальнейшем был проведен сравнительный анализ групп с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) (табл. 4).
Таблица 4. Эмпирические значения ANOVA результатов опросника «Самооценка управленческих ограничений руководителя»
Название шкал |
Среднее значение в группах |
Значение F критерия |
Уровень значимости |
Значимость различий |
|||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
||||
Способность управлять собой |
7 |
7,41 |
6,935 |
7,068 |
7.000 |
6.935 |
0.589 |
Четкие ценности |
6,773 |
6,769 |
6,174 |
6,425 |
6.773 |
6.174 |
0.438 |
Четкие личные цепи |
8,182 |
7,872 |
7,413 |
7,699 |
8.182 |
7.413 |
0.237 |
Продолжающееся саморазвитие |
7,364 |
7,487 |
6,522 |
7,178 |
7.364 |
6.522 |
0.129 |
Хорошие навыки решения проблем |
7,409 |
7,513 |
6,891 |
7,041 |
7.409 |
6.891 |
0.282 |
Творческий подход |
6,773 |
6,821 |
5,674 |
6,342 |
6.773 |
5.674 |
0.04* |
Умение влиять на окружающих |
9,409 |
9,026 |
8,935 |
8,904 |
9.409 |
8.935 |
0.566 |
Понимание особенностей управленческого труда |
7,682 |
7,564 |
7,413 |
7,466 |
7.682 |
7.413 |
0.866 |
Способность руководить |
8,773 |
8,256 |
7,957 |
8,301 |
8.773 |
7.957 |
0.349 |
Умение обучать |
8,318 |
8,564 |
8,261 |
8,123 |
8.318 |
8.261 |
0.595 |
Умение наладить групповую работу |
7,773 |
8,103 |
7,826 |
7,712 |
7.773 |
7.826 |
0.648 |
Примечание: знак * – значимость на уровне p<0,05 – очень слабая; ** – p<0,01 – слабая; *** – p<0,001 – умеренная.
Значимые различия между группами были выявлены по шкале «Творческий подход» (F=2.832, p<0,05). Это подтверждает ранее сделанный вывод, что с увеличением стажа в управленческой должности снижается способность генерировать новые идеи и умение использовать новые идеи. В данной сфере руководителями 3 и 4 групп испытываются недостаток самоактуализации.
Выводы. Подытоживая полученные результаты, отметим, что самооценка руководителей в целом тяготеет к полюсу завышения у руководителей только вступивших в должность, более реалистично оценивают себя руководители со стажем работы от 10 до 20 лет.
Самооценка управленческих ограничений выявила, что с увеличением стажа в должности руководителя, происходят деструктивные изменения: во-первых, в системе ценностей, а именно ее сужение и не соответствие условиям служебной жизни; во-вторых, цели личной или профессиональной жизни делаются менее реалистичны и совместимы с условиями современной службы и жизни, в-третьих, руководитель становится невосприимчив к новым ситуациям и возможностям, снижается способность решать современные профессиональные проблемы; а также снижается способность генерировать достаточно новых идей и умение реализовывать новые идеи.
Гендерные особенности проявились в том, что женщины-руководители более высоко оценивают себя по параметрам «Продолжающееся саморазвитие» и «Хорошие навыки решения проблем».
[1] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.С. 238-240.
1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: пер. с англ. М.: Дело, 1991. 320 с.
2. Конышев В.А. Эффективность менеджера - успех деятельности предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2(138). С. 308-313.
3. Маслюковская, И. Качества руководителя: личные и профессиональные черты, которые приведут к успеху / И. Маслюковская // Большой портал для малого бизнеса. - 2020. URL:https://; .business.ru/article/1812-kachestva-rukovoditelya (дата обращения: 23.03.2020).
4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб., 2004. С. 59-62.
5. Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О.А. Транспрофессионализм как ресурс в системе подготовки менеджеров образования в педагогическом вузе // Преподаватель XXI век. 2021. № 2-1. С. 58-68. DOIhttps://doi.org/10.31862/2073-9613-2021-2-58-68.
6. Уба Е.В. Характеристика личностных ограничений в реализации управленческой деятельности женщин-руководителей учреждений культуры. Ульяновск. 2019. URL: http://lib.ulsu.ru/MegaPro/Download/MObject/41188 (дата обращения: 1.11.2021).
7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.С. 238-240.
8. Ясько Б.А., Казарин Б.В. Модель личности специалиста: методологическое обоснование и практи¬ческая востребованность // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 4. С. 109-137.
9. Birknerová, Z. Evaluation of managerial competencies. In HMK Methodology23. Guide; Bookman, p.r.o.: Prešov, Slovak, 2021. p. 19.
10. Birknerová, Z.; Uher, I. Assessment of Management Competencies According to Coherence with Managers’ Personalities. Sustainability 2022, 14, 170. https://doi.org/10.3390/su14010170.
11. Boyatzis, R.E. Managerial and leadership competencies: A behavioral approach to emotional, social and cognitive intelligence. Vis. J. Bus. Perspect. 2011, 15, 91-100.
12. Goleman, D. Leadership That Gets Results; Harvard Business School Press: Boston, MA, USA, 2000; pp. 8-90.
13. Pessoa de Freitas, P.F.; Odelius, C.C. Managerial competencies: An analysis of classifications in empirical studies. J. Cad. EBAPE. BR. 2018, 16, 35-49.
14. Peters, L.H. and O’Connor, E.J. Situational constraints and work outcomes: the influences of a frequently overlooked construct. Academy of Management Review, 1980, Vol. 5 No. 3, pp. 391-397.
15. Shani Pindek, David J. Howard, Alexandra Krajcevska and Paul E. Spector. Organizational constraints and performance: an indirect effects model. Journal of Managerial Psychology Vol. 34 No. 2, 2019 pp. 79-95. DOIhttps://doi.org/10.1108/JMP-03-2018-0122
16. Tarraga, A.J.; Mascarell, C.S.; Marin-Garcia, J.A. What are the main concerns of human resource managers in organizations? Omnia Sci. 2019, 15, 72-95.