Беогород, Белгородская область, Россия
В статье рассмотрена сущность понятия «развитие исследовательского потенциала школьника», представлена взаимосвязь дидактических закономерностей и принципов развития исследовательского потенциала школьников, конкретизированы способы реализации дидактических принципов развития исследовательского потенциала старшеклассников в практике профильного обучения.
развитие исследовательского потенциала, старшеклассники, дидактические принципы, дидактические закономерности, профильное обучение.
При переходе к новому образовательномустандарту в профильном обучении актуализируется значимость дополнения инвариантного содержания обучения старшеклассников тем, что отражает передний край развития науки (научными достижениями сегодняшнего дня и неустоявшимися, гипотетическими знаниями), а также объектами для размышления и наблюдения («знанием неопознанного», «ученым незнанием»), которые в будущем приведут к формулированию новых проблем и гипотез. Реализация нового содержания в профильном обучении позволит увеличить время работы ученика с гипотетическими знаниями, позволяющими ему искать способы обоснования появления проблем и гипотез, а также с объектами потенциального знания (зарегистрированными в научном мире фактами, которые могут только служить для постановки новых проблем), дающими возможность осуществлять первые пробы формулирования проблем и гипотез. Новое содержание профильного обучения позволит школьникам:
- более глубоко осмыслить динамику научного знания;
- выразить отношение к движущемуся научному знанию;
- проявить инициативу, критичность мышления;
- в наибольшей мере реализовать свой исследовательский потенциал.
1. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1973. 271 с.
2. Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. 2008. № 10. С. 3-8.
3. Исаева Н.И. Психологические условия развития научного потенциала личности / Н.И. Исаева, Е.А. Болтова, Е.В. Богданова // Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология: коллективная монография. Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. С. 93-127.
4. Кудрявцев В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига; М., 1999. С. 57-100.
5. Майер А.А. На пути к системному представлению детства в научной картине мира // Вестник ВятГУ. 2008. № 3(3). Т. 3. Педагогика и психология. С. 44-48.
6. Макотрова Г.В. Универсальные учебные действия в оценке развития исследовательского потенциала школьника// Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 6. С. 23-26.
7. Макотрова Г.В. Исследовательский потенциал школьников: культурогенетический подход // Народное образование. 2014. № 5. С. 171-179.
8. Макотрова Г.В. Психологические условия информационно-коммуникационного сопровождения творческого саморазвития старшеклассников / Г.В. Макотрова, Т.В. Петрунова // Сб. материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Развитие одаренности в современной образовательной среде» (Белгород, 2 октября 2012 г.). Белгород: ГиК, 2012. Ч. I. С. 110-115.
9. Перминова Л.М. Дидактический эксперимент как средство развития теории и практики обучения // Основные тенденции развития образования: теория и практика: Сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.М. Осмоловской, Н.А. Шарай; Сост. Н.В. Мунина. М.: ФГБНУ «ИСТО РАО», 2014. С. 17-22.
10. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 15.
11. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. 144 с.
12. Теоретические основы содержания образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Леренера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
13. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. М.: Академия, 1999. 288 с.