Эмоциональный интеллект педагога как необходимое условие воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена одному из важнейших аспектов психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания младших школьников, а именно, формированию эмоционального компонента в структуре развивающейся личности. Эмоциональная отзывчивость детей, её содержание и особенности проявления зависят от многих факторов и условий, в числе которых особое место занимает эмоциональный интеллект педагога как центрального субъекта образовательной деятельности, управляющего и контролирующего весь ход педагогической коммуникации и влияющей, в свою очередь, на психическое развитие, поведение и дальнейшую социализацию обучающихся [8; 10]. Авторы статьи, основываясь на результатах проведённого эмпирического исследования, анализируют психологические и педагогические ресурсы эмоционального интеллекта учителя, творческий и когнитивный компоненты которого прямо и опосредованно определяют способность младшего школьника к сопереживанию, сочувствию, проявлению отзывчивости, эмпатии. В предлагаемом материале акцент сделан на том, что эмоциональный интеллект педагога является активным мотивирующим условием личностного развития школьников, и поэтому требует более глубокого изучения в контексте воспитания в образовательной среде школы.

Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, педагог, младший школьный возраст, психология, педагогика, воспитание, психическое развитие, эмоциональная отзывчивость, поведение, когнитивные функции, коммуникативные особенности, самосознание
Список литературы

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н.Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.

2. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

3. Изард, К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2006.

4. Мэйер, Дж., Сэловей, П., Карузо, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 146 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - С. 200-210.

6. Современные психолого-педагогические технологии в дефектологии и коррекционной педагогике. Монография / Н.Е. Шафажинская, Г.Н. Юлина, И.В.Положенцева, Р.С. Рабаданова, В.В. Калита / ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)». - М.: ООО «Ваш формат», 2022. - 254 с. ISBN 978-5-00147-429-6.

7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576 с.

8. Человек в образовательном пространстве. // Коллективная монография с международным участием / Общая ред.: Шишов С.Е., док-р пед. н.аук, проф. Москва, 2019. Изд-во: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). - 214 с.

9. Шадриков, В.Д. К понятию эмоционального интеллекта // Системогенез учебной и профессиональной деятельности / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 9-10 октября 2007 г. / Под ред. Ю.П. Поваренкова - Ярославль: Канцлер, 2007.

10. Шафажинская, Н.Е., Положенцева, И.В., Юлина, Г.Н. Практическая психология. Учебно-методическое пособие. М., ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ). М.: ООО «ВАШ ФОРМАТ», 2020 - 172 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?