сотрудник с 01.01.1998 по настоящее время
Пенза, Пензенская область, Россия
Исследования феномена «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии появились сравнительно недавно. В обобщенном представлении исследуемое понятие рассматривается как сложное структурное образование, включающее набор способностей, направленных на установление межличностных отношений; как личностное образование независимо от общего интеллекта и связано с конкретной деятельностью. В последнее время существует мнение о социальном интеллекте как чёткой и согласованной группе ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, т.е. определяющего уровень адекватности и эффективности социального взаимодействия. Необходимо отметить, что требует специального объяснения взаимосвязь социального интеллекта как познавательной способности, сцепленной с личностными чертами; социального интеллекта и способности к адаптации к новым задачам и условиям действительности, а также связи социального интеллекта, процессов саморегуляции и локуса контроля. Отдельно необходимо теоретическое и прикладное осмысление специфических особенностей студента поколения Z при проектировании условий развития социального интеллекта в учебно-воспитательном процессе высшей школы.
социальный интеллект, поколение Z, социальная адаптация, саморегуляция, локус контроля
1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / пер. с англ.; под ред. С.Ф.Горбова, В.П.Зинченко; вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Оникс, 2012. 336 с.
2. Емельянов Ю. Н. Эффект трансситуационного научения // Вестник МГУ. Сер. 6. 1987. Вып. 3. 56-63.
3. Крылова Н.Н. Амбивалентность как социально-психологическая реальность становления личности в юношеском возрасте // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сб. ст. VII Всеросс. научно-практ. конф. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. С. 129-133.
4. Крылова Н.Н. Исследование многофакторности причин эмоциональной напряжённости студента как условие выбора оптимального комплексного подхода психолого-педагогической коррекции в учебно-воспитательном процессе высшей школы // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 8. С. 71-81. DOIhttps://doi.org/10.5281/zenodo.5503729.
5. Кудинова И. Б., Вотчин И. С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 132-142.
6. Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. СПб., 1995. С. 48-61.
7. Лунева О. В. Концепция социального интеллекта личности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 46-51.
8. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб, ГП "ИМАТОН", 1996 56 с.
9. Поколение Z - самое правильное поколение? // Аккредитация в образовании. - 2017. № 8 (100). С. 80-84.
10. Савенкова Т.Д., Карпова С.И. Эволюция представлений о социальном интеллекте в отечественных и зарубежных исследованиях // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2020. Т. 19, № 4(46). С. 7-18. DOIhttps://doi.org/10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-7-18.
11. Сапа А. В. Поколение Z - поколение ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30.
12. Социальная психология личности / Акад. наук СССР, Ин-т психологии ; [Е. В. Шорохова и др. ; отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова]. М.: Наука, 1979. 343, [1] с.
13. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд.-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.
14. Ford, M. E., & Tisak, M. S. (1983). A further search for social intelligence. Journal of Educational Psychology, 75(2), 196-206. https://doi.org/10.1037/0022-0663.75.2.196I
15. Kihlstrom, J. F., & Cantor, N. (2000). Social intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence (pp. 359-379). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511807947.017
16. Thorndike, R. L., & Stein, S. (1937). An evaluation of the attempts to measure social intelligence. Psychological Bulletin, 34(5), 275-285. https://doi.org/10.1037/h0053850
17. Yamagishi, T. (2001). Trust as a form of social intelligence. In K. S. Cook (Ed.), Trust in society (pp. 121-147). Russell Sage Foundation.