Общественная палата Мурманской области (Председатель)
Мурманск, Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 342 Государственное право. Конституционное право. Административное право
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Предупреждение коррупции во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, в публичной сфере, выделена Президентом, Правительством РФ и законодателем как одно из приоритетных направлений деятельности органов публичной власти. Повышенная актуальность данного вопроса обусловлена проводимой сегодня специальной военной операцией и действующим в отношения нашей страны санкционной политикой недружественных стран. Надлежащее исполнение плановых антикоррупцонных мероприятий – ключевая задача всех исполнительных органов Мурманской области. В публикациях автора, изданных ранее, давалась оценка реализации Национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы в Мурманской области и роли исполнительных органов в данном вопросе . В рамках проводимого исследования будут выявлены особенности реализации Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы на территории Мурманской области и сформулированы перспективные направления его развития на 2023-2024 годы в Мурманской области. Отдельные результаты исследования взяты из Отчета об исполнении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области в 2022 году, размещенного на сайте Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области и из очного присутствия на Заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области, членом которой является автор данной статьи.
предупреждение коррупции, плановые антикоррупцонные мероприятия, исполнительные органы Мурманской области, Мурманская область, Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области, Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области, гражданское общество, антикоррупционное просвещение
Оценка итогов реализации в 2022 г. на территории Мурманской области мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 и Планом основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2021-2024 годы, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 22.09.2021 № 674-ПП (далее – Региональный план) позволяют сделать вывод, что проведение антикоррупционных мероприятий находятся на особом контроле высшим должностным лицом региона Губернатором Мурманской области А.В. Чибисом.
Отметим, что профилактика и борьба с коррупционными проявлениями во всех сферах, в том числе в секторе управления государством выделена Президентом, Правительством РФ и законодателем как одно из приоритетных направлений деятельности органов публичной власти.
Повышенная актуальность данного вопроса обусловлена проводимой
сегодня специальной военной операцией и действующим в отношения нашей страны санкционной политикой недружественных стран.
Надлежащее выполнение мероприятий Регионального плана касается деятельности всех исполнительных органов Мурманской области.
Рассмотрим отдельные направления (мероприятия) Регионального плана.
Исследуя «Организационные, предупредительно-профилактические мероприятия по противодействию коррупции» отметим, что Постановлением Правительства Мурманской области от 22.09.2021 г. № 674-ПП, органам местного самоуправления Мурманской области в рамках своих полномочий определена необходимость внесения изменений в планы (программы) противодействия коррупции на 2021-2024 годы.
В ходе антикоррупционного мониторинга подобные изменения
и уточнения внесены всеми муниципалитетами.
В 2022 году в Мурманской области осуществлялась работа
по совершенствованию антикоррупционных инструментов, направленных
на устранение встречающихся при практическом применении законодательства о противодействии коррупции пробелов и неурегулированных вопросов
в рассматриваемой сфере.
В 2022 г. осуществлялась работа по совершенствованию антикоррупционных инструментов в Мурманской области, направленных на устранение встречающихся при практическом применении пробелов и неурегулированных вопросов в сфере противодействия коррупции.
В 2022 г. Управлением подготовлены проекты 8 нормативно-правовых актов, все из которых реализованы. С использованием проектов изданы:
- Постановление Губернатора Мурманской области от 21.02.2022 г. № 25-ПГ «О Требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Мурманской области»;
- Постановление Губернатора Мурманской области от 25.04.2022 г. № 51-ПГ «О внесении изменения в Положение о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области»;
- Постановление Губернатора Мурманской области от 28.04.2022 г. № 55-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Мурманской области от 06.09.2010 № 108-ПГ»;
- Постановление Губернатора Мурманской области от 18.05.2022 г. № 66-ПГ «О внесении изменения в Порядок принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Мурманской области или должности государственной гражданской службы Мурманской области либо муниципальные должности на постоянной основе или должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Мурманской области, а также их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей»;
- Постановление Правительства Мурманской области от 26.07.2022 г. № 596-ПП «О внесении изменений в Положение об Управлении по реализации антикоррупционной политики Мурманской области»;
- Постановление Губернатора Мурманской области от 01.08.2022 г. № 100-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Мурманской области»;
- Постановление Губернатора Мурманской области от 26.10.2022 г. № 142-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Мурманской области» и др.
В 2022 году в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2010 г. № 104-ПП, Министерством юстиции Мурманской области проведена экспертиза 1363 проектов нормативных правовых актов Мурманской области. Коррупциогенные факторы в представленных проектах не выявлены.
Постановлением Губернатора Мурманской области от 13.12.2022 г. № 173-ПГ утвержден план-график антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2023 год. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Правительства и Губернатора Мурманской области, для вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений и построения эффективного механизма обратной связи между властью и обществом, исполнительные органы региона - разработчики размещают эти проекты в соответствующем разделе портала «Открытый электронный регион».
Ежегодно Губернатору Мурманской области предоставляется сводный доклад по результатам мониторинга правоприменения в Мурманской области.
Не оставлен без внимания вопрос надлежащей организации деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области
и урегулированию конфликта интересов исполнительных органов Мурманской области. В состав таких комиссий включены представители Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области и представители общественных советов, которыми принято участие в 11 заседаниях.
В целях минимизации нарушений в рамках декларационной кампании
в 2022 году сотрудниками Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области оказана методическая помощь:
- осуществлены служебные выезды и проведены рабочие встречи
в муниципальных образованиях области, в рамках которых особое внимание уделено повышению образовательного уровня сотрудников в вопросах противодействия коррупции;
- проведены семинары в исполнительных органах Мурманской области, а также в подведомственных учреждениях;
- организованы курсы повышения квалификации для муниципальных служащих органов местного самоуправления. Аудиторию составили 60 слушателей среди которых были представители муниципальных районов (городских округов), городских и сельских поседений;
- для служащих органов публичной власти Мурманской области подготовлены презентационные материалы с учетом актуальных Методических рекомендаций Минтруда по заполнению справок о доходах о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера органами публичной власти (обучение прошли 1707 служащих);
- проведены индивидуальные консультации (в 2022 г. оказано 729 консультаций, из них 182 – государственным служащим Мурманской области).
Совершены выезды в следующие муниципальные образования: г.п. Молочный, с.п. Пушной, г. Кировск, г. Апатиты, г.п. Верхнетуломский, с.п. Териберка, с.п. Туманный, г. Полярные Зори, с.п. Алакуртти и с.п. Зареченск.
В цифровом пространстве продолжена антикоррупционная информационная работа. Проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Мурманской области во взаимодействии со средствами массовой коммуникации (включая сеть Интернет), общественными организациями, институтами гражданского общества важное направление антикоррупционной деятельности. Важно, что в состав Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области входит председатель Общественной палаты Мурманской области (автор данной публикации). О роли цифровизации в вопросах противодействия коррупции и о роли институтов гражданского общества в противодействии коррупции в Мурманской области можно ознакомиться в публикациях автора, изданных ранее.
В анализируемом направлении, в 2022 г. Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области проводилась системная работа по подготовке и размещению информационных материалов антикоррупционной направленности (новости, пресс-релизы, справочная и методическая информация), а также иных материалов по вопросам противодействия коррупции в сети «Интернет», в том числе, обеспечивалось наполнение и регулярное обновление раздела «Противодействие коррупции» официального сайта Правительства Мурманской области, а также официальной страницы органа по профилактике коррупционных правонарушений Мурманской области в социальной сети «ВКонтакте».
На указанных информационных ресурсах в 2022 г. размещены:
1) раздел «Противодействие коррупции» официального сайта Правительства Мурманской области – 75 информационных материалов;
2) официальная страница органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в социальной сети «ВКонтакте» – 146 информационных материалов;
3) региональные и районные средства массовой информации информационные агентства – 55, телевидение – 4 информационных материала.
Правительством Мурманской области принимаются меры по привлечению институтов гражданского общества к участию в контроле за выполнением мероприятий, предусмотренных планом основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области. С деятельностью Правительства Мурманской области в предыдущие годы можно ознакомиться в публикациях автора, изданных ранее.
Регулярно наполняются и обновляются разделы официальных сайтов исполнительных органов Мурманской области в сети «Интернет» в соответствии с Требованиями к их размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции.
Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области проводится мониторинг наполняемости официальных сайтов органов местного самоуправления Мурманской области в части обновления разделов по вопросам противодействия коррупции. В ходе осуществленных в 2022 г. сотрудниками Управления по реализации антикоррупционной политики в Мурманской области 12 выездов в муниципалитеты для оказания учебно-методической помощи даны рекомендации о порядке актуализации размещаемой на сайтах информации.
Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области в 2022 г. реализован медиа проект «Выбирайте честный путь - без коррупции». Изготовлена печатная продукция антикоррупционной тематики (календари, памятки, буклеты, общий тираж - 2650 экз.).
Еще одним разделом Плана по противодействию коррупции в Мурманской области являются «Мероприятия по противодействию коррупции при прохождении государственной гражданской службы».
Приоритетным направлением деятельности по противодействию коррупционных проявлений в публичном секторе следует назвать обеспечение исполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера органами публичной власти и иными лицами, контроль за соблюдением ими соответствующих запретов и ограничений.
По итогам анализа достоверности и полноты сведений, представленных
в справках о доходах в 2022 году, кадровыми подразделениями исполнительных органов власти Мурманской области проведено 39 проверок, которыми выявлено 14 нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам проверок 5 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, непосредственно Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области проведено 45 таких проверочных мероприятий, в том числе:
- 35 в отношении лиц, замещающих муниципальные должности или должность главы местной администрации по контракту, а также 9 в отношении лиц, замещающих государственные должности Мурманской области и 1 в отношении гражданского служащего Мурманской области, замещающего должность руководителя исполнительного органа Мурманской области.
В 2022 году Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области в процессе организации первичного анализа 448 комплектов документов сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, выявлено 318 нарушений. Общее количество справок о доходах, представленных в Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области за 2022 г. составило 1105 единиц.
С использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» также выявлено 272 нарушения при представлении сведений о доходах служащими органов местного самоуправления, о чем проинформированы соответствующие должностные лица.
Основные причины нарушений антикоррупционного законодательства на территории Мурманской области, допущенных в рамках декларационной кампании, сводятся к следующему:
- ненадлежащее отношение к своим обязанностям по выполнению требований вышеуказанного законодательства (представление подобных сведений отдельные служащие считают навязчивой формальностью);
- нежелание повышать уровень своей подготовки в части изучения антикоррупционного законодательства и, соответственно, незнание нормативно-правовой базы в данной части.
В целях предупреждения нарушений в рассматриваемой сфере Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области организована методическая и информационная поддержка декларационных компаний, а также проведены вышеуказанные организационные
и предупредительно-профилактические мероприятия.
Следует отметить, что при поддержке Губернатора Мурманской области А.В. Чибиса, на базе Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области установлена ГИС «Посейдон», а после принятия Указа Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», функционирование системы осуществляется в полном объеме.
В 2022 г. в Мурманской области проведены мероприятия, касающиеся антикоррупционного просвещения граждан и формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям в обществе, которые также являются составной частью Плана по противодействию коррупции в Мурманской области.
Реализуя положения Регионального плана в 2022 г. на территории Мурманской области проводилась системная работа по подготовке и размещению информационных материалов антикоррупционной направленности (новости, пресс-релизы, справочная и методическая информация), а также иных материалов по вопросам противодействия коррупции в сети «Интернет», в том числе обеспечивалось наполнение и регулярное обновление раздела «Противодействие коррупции» официального сайта Правительства Мурманской области, а также официальной страницы органа по профилактике коррупционных правонарушений Мурманской области в социальной сети «ВКонтакте». Всего на разных платформах и в различных форматах размещено более 280 материалов.
Совместно с органами прокуратуры Мурманской области, высшими учебными заведениями, Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области проведен ряд семинаров и круглых столов
с представителями общественности.
В 2022 г. между Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области, Уполномоченным по правам человека и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Мурманской области подписаны соглашения о сотрудничестве.
Предметом Соглашения является организация и принятие совместных мер по защите прав и свобод человека и гражданина, формирование нетерпимого отношения к любым коррупционным проявлениям среди предпринимателей и молодежи. Проведены ряд совместных профилактических мероприятий антикоррупционной направленности. В составы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
в исполнительных органах Мурманской области включены представители общественных советов.
Например, совместно с Уполномоченным по правам человека
в Мурманской области, Комитетом молодежной политики Мурманской области и Управлением антикоррупционной политики Мурманской области организован проведен ряд профилактических лекционных мероприятий, где представители органов публичной власти в игровой форме рассказывали о мерах профилактики коррупционных проявлений в образовательной среде.
В целях организации антикоррупционного просвещения, обучающихся
в государственных профессиональных образовательных организаций Мурманской области, Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области организованы 4 конкурса антикоррупционной тематики, 11 интеллектуальных игр, принято участие в научно-практической конференции и заседаниях круглых столов.
В течение 2022-2023 учебного года в общеобразовательных учреждениях Мурманской области на регулярной основе проводились тематические классные часы, направленные на формирование правовой культуры, в том числе с участием сотрудников правоохранительных органов. Классные часы проводились с 1 по 11 класс, содержание выстраивалось с учетом возрастных категорий обучающихся.
В ноябре 2022 года в общеобразовательных учреждениях Мурманской области проведена Неделя правовых знаний, в течение которой школьники приняли участие в классных часах, лекториях, круглых столах. Кроме этого были организованы встречи учащихся 9-11 классов с сотрудниками отделов экономической безопасности и противодействия коррупции, прокуратуры, МВД.
Мероприятия Недели правовых знаний были направлены на повышение гражданской активности обучающихся, формирование правосознания, в том числе антикоррупционного сознания у школьников, и включали в себя помимо лекционной части творческую составляющую. Так, старшеклассники принимали участие в конкурсе информационных презентаций («Права гражданина», «Коррупция и основные методы борьбы с ней»), обучающиеся
с 5 по 9 класс участвовали в конкурсе творческих работ («Будущее моей страны – в моих руках»), конкурсе рисунков на антикоррупционную тематику. В целях повышения эффективности мероприятий многие были организованы в том числе с использованием Интернет-пространства (видеоуроки-лекции, дискуссии с использованием мультипликационных видеороликов антикоррупционной направленности).
В течение 2022-2023 учебного года в школах города Мурманска ежеквартально проводились Недели профилактики «Высокая ответственность перед законом», в ходе проведения которых рассматривалась антикоррупционная тематика.
В целях формирования у обучающихся общеобразовательных учреждений города Мурманска положительного контента антикоррупционной политики функционирует школа правового просвещения для обучающихся
8-11 классов. Кроме того, в общеобразовательных организациях регулярно
в игровой форме проводятся внеклассные мероприятия («Скажем «нет» коррупции!»), оформляются тематические книжные выставки («Наши права - наши обязанности», «Права человека», «Закон в твоей жизни»).
9 декабря 2022 в образовательных учреждениях Мурманской области прошли мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы
с коррупцией. В рамках мероприятий обучающиеся приняли участие в онлайн-челлендже «Разорви сеть коррупции!», проводившемся по инициативе Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области. Были созданы и размещены на страницах социальных сетей учреждений видеоролики, участники акции отмечены сертификатами.
На базе профессиональных образовательных организаций регулярно проводятся дискуссии в формате круглых столов («Нет коррупции!»), в ходе которых обучающимся дается общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и опасных последствиях. В процессе дискуссии студенты знакомятся с нормативно-правовыми документами и решают тематические кейсы.
В рамках мероприятий противодействия коррупции на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет в актуальном состоянии поддерживаются разделы «Антикоррупционная деятельность», «Противодействие коррупции».
- Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Ежегодно Институтом развития образования реализуются программы повышения квалификации для работников дошкольных и общеобразовательных организаций Мурманской области с включением блоков по темам антикоррупционной направленности («Содержание и методика преподавания финансовой грамотности различным категориям обучающихся»).
- Конкурсные мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения молодежи.
Ежегодно учащиеся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования принимают участие в конкурсах антикоррупционной направленности различного уровня.
В 2022-2023 году обучающиеся были задействованы во Всероссийском антикоррупционном диктанте, направленном на просвещение граждан
в области противодействия коррупции.
Также учащиеся общеобразовательных организаций приняли участие
в областном конкурсе рисунков «Мир без коррупции», проводимом совместно с молодежным культурно-досуговым центром «Библиодвиж»; проведены мероприятия муниципального уровня (конкурс детского творчества «Если хочешь быть честным, будь им!», квест-игра «Знатоки финансовой грамотности»).
Государственным областным бюджетным учреждением молодежной политики «Региональный центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи» в 2022-2023 гг. на территории Мурманской области в рамках соглашения с Уполномоченным по правам человека в Мурманской области реализуется социально-просветительский проект «Конституция и молодежь», который направлен на повышение правовой грамотности молодежи, формирование интереса к изучению правовых основ РФ и навыков применения знаний Конституции РФ на практике.
Для успешной реализации проекта сформирована постоянно действующая, инициативная группа молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в количестве 20 человек. Проект реализуется по следующим направлениям:
- интерактивные лекции с закреплением знаний в конце мероприятия в виде правовой игры «Правовая азбука». Участниками лекций стали обучающиеся образовательных организаций Мурманской области
(г. Мурманск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО Александровск, г. Апатиты,
г. Мончегорск, г. Оленегорск, г. Полярные Зори, г. Кандалакша, п. Ревда, гп. Никель, г. Кола, ЗАТО г. Североморск, г. Ковдор, всего – 683 чел.); - правовые квесты, в рамках которых молодежь знакомится
с деятельностью региональных органов государственной власти (квест «Координаты власти 18+», квест «Территория права 18+», Квест «Сила права», всего – 168 чел.); - правовые игры, которые направлены на интерактивное просвещение молодежи в правовой сфере, ознакомление с компетенциями федеральных и региональных государственных структур, а также органов местного самоуправления (Правовая игра «На страже прав», Ситуационная игра «События в городе N», Правовая игра «В мире права», Правовая игра «Правовой разум» Квиз «Правовой интеллект», всего – 157 чел.).
С 2023 года сотрудниками Учреждения на территории Мурманской области проводится региональная правовая игра, посвященная 30-летию Конституции России. По состоянию на 01.06.2023 года муниципальные этапы указанной игры проведены в следующих населенных пунктах: г. Апатиты (27.02.2023 г.), г. Ковдор (27.03.2023 г.), ЗАТО г. Заозерск (18.04.2023 г.), ЗАТО Видяево (12.05.2023 г.). Финал указанной игры состоится 12 декабря 2023 года в г. Мурманске.
Правовое просвещение способствует формированию ответственного поведения гражданина Российской Федерации, что в последствии влияет
на устойчиво сформированные антикоррупционные мнения в молодежной среде.
Государственным областным бюджетным учреждением молодежной политики «Региональный центр развития добровольчества и поддержки молодежных движений» были проведены следующие просветительские мероприятия, в том числе направленные на повышение уровня антикоррупционного образования и популяризации антикоррупционных стандартов среди молодежи:
№ п\п |
Мероприятие |
Дата |
Формат |
Количество участников |
2022 год |
||||
|
Всероссийский проект «Молодежное предпринимательство» (4 мероприятия) В рамках реализации мероприятий поднималась тема значимость исследований влияния антикоррупционных стандартов на развитие сферы предпринимательства. Также прошла деловая игра на определение возможных направлений развития указанных стандартов в рамках реализации антикоррупционной политики. |
В течение 2022 года |
Офлайн |
150 |
|
Флешмоб #НаСевереКадры |
18.04.2022-01.05.2022 |
Онлайн |
55 |
|
Встреча молодежи Мурманской области с министром государственного, жилищного и строительного надзора Мурманской области Аленой Кузнецовой в культурном хабе «Контейнер-холл». |
29.07.2022 |
Офлайн |
30 |
|
Содействие в проведении «Антикоррупционного баттла» в ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет» (с 01.06.2023 г. - ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет») |
16.03.2022 |
Офлайн |
100 |
Мурманская область в 2022 году впервые стала призером второго этапа конкурса, организованного Федеральным казначейством в номинации антикоррупционных буклетов, плакатов и социальных роликов, а также приняла участие в федеральном общественном образовательном проекте «Всероссийский антикоррупционный диктант», направленном на просвещение граждан в области противодействия коррупции.
Во исполнение пункта 27 раздела IX Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг., в четвертом квартале 2022 года научно-исследовательской лабораторией социологических исследований ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет» (с 01.06.2023 г. - ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет») по заданию Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области проведены исследования «бытовой» и «деловой» коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках регионального антикоррупционного мониторинга по методике, утвержденной Правительством РФ. Цель исследования - оценка уровня коррупции в области.
Согласно методике, в исследовании ежегодно принимают участие 400 жителей области и 100 представителей бизнеса.
Рассмотрим отдельные результаты социологического исследования.
Риск «деловой» коррупции в Мурманской области - показатель, отражающий вероятность возникновения коррупционной ситуации при взаимодействии представителей бизнеса с представителями органов власти, составил - 3%. Средний размер взятки составил 171 тыс. руб. (171 103,8 руб.).
Относительное большинство представителей бизнеса полагает, что коррупция более развита на федеральном уровне (35,0%), почти столько же затруднились оценить распространенность коррупции на уровне города, региона, страны (34,0%), каждый четвертый-пятый представитель бизнеса видит наибольшее развитие коррупции на местном уровне (22,0%), значительно реже на региональном уровне (9,0%).
Основная причина распространения взяточничества и коррупции в России по мнению респондентов это – алчность чиновников и должностных лиц (35%) и сложное противоречивое законодательство (28%).
47% представителей бизнеса считают, что коррупция в большей степени мешает работать, и лишь 5% опрошенных считают, что коррупция помогает. При этом каждый 5-6 опрошенный указал, что «неформальные платежи ничего
не гарантируют».
Анализ интенсивности коррупции в различных ситуациях взаимодействия представителей бизнеса с представителями органов власти показал, что подавляющее большинство опрошенных не указало на наличие «неформальных платежей» в органы власти. Вместе с тем, относительно чаще, чем среди других, органов власти отмечается наличие неформальных платежей в налоговых органах (6%), Роспотребнадзор и органы по архитектуре и строительству.
Представители бизнеса затруднились оценить динамику коррупции
по каждому отдельному органу власти (70%), но ими отмечено что «коррупции стало меньше» в органах внутренних дел (17%), органах пожарного надзора и МЧС.
Оценивая отдельные антикоррупционные меры, представители бизнеса дают преимущественно положительные оценки большинству предпринимаемых мер и особенно поддерживают следующие:
- «упрощение процедуры предоставления услуг органами власти» (64,0%);
- «ужесточение наказания за коррупцию» (63,0%);
- повышение прозрачности административных процедур (61,0%); очного присутствия на Заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области;
- привлечение средств массовой информации, публичное осуждение фактов коррупции и лиц, в нее вовлеченных (60,0%);
Риск «бытовой» коррупции – это показатель, отражающий вероятность возникновения коррупционной ситуации при взаимодействии именно гражданина с представителями органов власти, в том числе в рамках получения государственных (муниципальных) услуг.
В рамках исследований установлено, что риск «бытовой» коррупции в 2022 году составил 13%.
Наиболее высокие значения коррумпированности («нечестности»), по субъективным оценкам респондентов, имеют организации в сфере -коммунальные службы (58,3% от общего числа опрошенных) и средств массовой информации (52,3%).
Напротив, относительно более свободными от коррупции («честными») отмечены образовательные и социальные организации в сфере образования (средние школы, училища, техникумы (56,6%); высшие учебные заведения (50,3%)) а также социальные службы (собесы, центры занятости и т.п. (45,0%)).
Относительное большинство респондентов затруднились оценить динамику коррупции за год (от 31,0 до 46,0%). Треть респондентов указывает на отсутствие динамики на всех уровнях – город, регион, страна (от 29,0 до 32,0%), но значительная доля лиц отмечает рост коррупции на уровне страны в целом (29,5%).
Каждый пятый опрошенный не осуждает тех, кто дает взятки, а осуждают только тех, кто их берет. 45,5 % опрошенных осуждает и тех, кто дает, и тех, кто получает взятки. Следует отметить, что самая юная по возрасту группа респондентов (лица, в возрасте 18-20 лет) осуждают всех участников коррупционного взаимодействия (более 52%).
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Управлению по реализации антикоррупционной политики Мурманской области следует продолжить выполнение предусмотренных в текущем году мероприятий, возложенных на исполнительные органы Мурманской области в соответствии с планом основных мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2024 годы; продолжить проведение учебно-практических семинаров с должностными лицами, ответственными за организацию работы в данном направлении.
2. Комитету молодежной политики Мурманской области рассмотреть возможность включения в 2024 г. в конкурс на соискание грантов в форме субсидий из областного бюджета на реализацию молодежных социально значимых проектов и программ отдельного направления «Антикоррупционное просвещение молодежи»; организовать участие студенческой молодежи в региональных и федеральных молодежных конкурсах антикоррупционной направленности. При реализации антикоррупционных мероприятий использовать социальный навигатор для студентов и молодежи Мурманской области «Молодая Арктика».
3. Министерству образования и науки Мурманской области обеспечить реализацию в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования комплекса мероприятий для обучающихся по формированию негативного отношения к коррупционным правонарушениям; обобщить и распространить лучшие практики организации работы по антикоррупционному просвещению среди работников образования Мурманской области.
4. Министерству образования и науки Мурманской области при взаимодействии с Комитетом молодежной политики Мурманской области, ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет», Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области следует сформировать рабочую группу по созданию и реализации Концепции непрерывного антикоррупционного образования и просвещения
в Мурманской области; сформировать и реализовать Комплексную образовательную антикоррупционную программу для обучающихся.
5. ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет» при взаимодействии с Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области целесообразно организовать и реализовать мероприятия по антикоррупционному просвещению обучающихся на площадках Российского общества «Знание»; организовать и провести при участии научно-исследовательской лаборатории социологических исследований ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет» и студентов, социологическое исследование, с целью выявления представлений о коррупции и мер противодействия в системе высшего образования.
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.
2. Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон») // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 18. - Ст. 3053.
3. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 34. - Ст. 6170.
4. Постановление Губернатора Мурманской области от 21.02.2022 № 25-ПГ «О Требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Мурманской области» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
5. Постановление Губернатора Мурманской области от 28.04.2022 № 55-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Мурманской области от 06.09.2010 № 108-ПГ» (вместе с «Составом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов») : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
6. Постановление Губернатора Мурманской области от 18.05.2022 № 66-ПГ «О внесении изменения в Порядок принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Мурманской области или должности государственной гражданской службы Мурманской области либо муниципальные должности или должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Мурманской области, а также их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
7. Постановление Губернатора Мурманской области от 01.08.2022 № 100-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Мурманской области» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
8. Постановление Губернатора Мурманской области от 26.10.2022 № 142-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Мурманской области» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
9. Постановление Губернатора Мурманской области от 13.12.2022 № 173-ПГ «Об утверждении Плана-графика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2023 год» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
10. Постановление Правительства Мурманской области от 26.07.2022 № 596-ПП «О внесении изменений в Положение об Управлении по реализации антикоррупционной политики Мурманской области» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
11. Постановление Правительства Мурманской области от 22.09.2021 № 674-ПП «О Плане основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2021 - 2024 годы» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
12. Постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2010 № 104-ПП (ред. от 15.11.2022) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Порядком проведения антикоррупционной экспертизы законов Мурманской области, нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов Мурманской области и их проектов») // Мурманский Вестник, № 51, 25.03.2010, с. 3.
13. Распоряжение Администрации города Мурманска от 19.12.2022 № 76-Р «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в администрации города Мурманска на 2023 - 2024 годы» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.08.2023).
14. Вкладка Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области на официальном сайте Правительства Мурманской области /Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области/ : [Электронный ресурс] : https://anticorrmo.gov-murman.ru/activities/commissions/c_coord_mo/
15. Официальный сайт Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области / Отчет об исполнении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области в 2022 году : [Электронный ресурс] : https://anticorrmo.gov-murman.ru/about/results/ (дата обращения 03.08.2023)
16. Рашева, Н. Ю. Некоторые аспекты антикоррупционной цифровизации / Н. Ю. Рашева // Цифровые технологии и право : Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года / Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Том 1. - Казань: Издательство «Познание», 2022. - С. 367-376.
17. Рашева, Н. Ю. Особенности противодействия коррупции в деятельности общественных Советов при органах исполнительной власти / Н. Ю. Рашева, С. А. Емельянова // Теоретические и практические проблемы современного правопонимания : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции Юридического факультета МАГУ, Мурманск, 28-30 ноября 2022 года / Ответственный редактор А.Ю. Фофанова. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2023. - С. 295-301.
18. Рашева, Н. Ю. Отдельные аспекты реализации национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (на примере Мурманской области) / Н. Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1, № 3. - С. 183-201.
19. Рашева, Н. Ю. Противодействие коррупции: особенности развития законодательства и правоприменительной практики (опыт Мурманской области) / Н. Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - Т. 1, № 3(96). - С. 216-228.
20. Рашева, Н. Ю. Роль Министерства юстиции Мурманской области в противодействии коррупции на территории региона / Н. Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т. 9, № 7-1. - С. 195-208.
21. Рашева, Н. Ю. Роль общественного контроля как меры противодействия коррупции / Н. Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2022. - Т. 12, № 1A. - С. 266-283.