Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
В статье представлено понимание сущности маркетинга с учетом усиления его роли в управлении сотрудниками организаций. Предмет – концепция кадрового менеджмента, взаимосвязь маркетинга персонала, маркетинга человеческих ресурсов и маркетинга человеческого капитала. Цель – проанализировать генезис маркетинга сотрудников организаций и разработать авторскую формулировку понятия маркетинг человеческого капитала. Применяются методы анализа теоретических источников, систематизации и обобщения ранее опубликованных результатов. Проведена систематизация элементов маркетинга сотрудников в зависимости от концепции кадрового менеджмента. К элементам маркетинга были отнесены: цель, задачи, направления маркетинга, объект и субъект управления. Приводится авторское видение сущности маркетинга человеческого капитала. Восприятие руководством организации людей, работающих в организации, через призму маркетинга человеческого капитала выстраивает отношение к сотрудникам как к внутренним клиентам, источникам формирования активов компании, а к кандидатам на вакантные позиции – как к потенциальному потребителю. Статья является частью исследования, проводимого авторами на протяжении последних лет.
сотрудники, аспекты управления, маркетинг, маркетинг персонала, составляющие маркетинга персонала, маркетинг человеческих ресурсов, кадровый менеджмент, человеческий капитал
1. Дюндик Е. П. Проблемы управления человеческим капиталом в оборонно-промышленном комплексе России. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 28-34. https://www.elibrary.ru/ryxiph
2. Иванова О. Э., Корнеев Д. Н., Корнеева Н. Ю. Управление человеческими ресурсами: концепция и методология оценки. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. 141 с. https://www.elibrary.ru/vlrbqi
3. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. М.: Вильямс, 2007. 832 с.
4. Болдырева И. В. Эволюция представлений о маркетинге персонала. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 115-118. https://www.elibrary.ru/pjqiav
5. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Сирин, 2004. 278 с.
6. Латыпов Р. Т., Чумак Е. В. Персонал-маркетинг как направление развития кадров агропромышленного комплекса России. Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 477-487. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2020-10691
7. Андрейченко Н. В., Калмыкова Е. Э. Маркетинг на рынке труда: сущность, опыт, тенденции. Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9. № 1. С. 74-88. https://doi.org/10.17835/2078-5429.2018.9.1.074-088
8. Зубков Д. М. Маркетинг персонала: сущность, подходы и принципы. Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2005. № 1. С. 154-157. https://www.elibrary.ru/czmnfw
9. Von Eckardstein D., Schnellinger F. Personalmarketing. Gangler E., Oechsler W. A., Weber W. Handwörterbuch des Personalwesens. Stuttgart, 1975, 356.
10. Hunziker R. H. Personalmarketing. Bern, 1973, 697.
11. Ruchleder R. H. Personalmarketing. Personal-Enzyklopedie. München, 1978, 589.
12. Handbuch Personalmarketing, Hg. Strutz H. Wiesbaden: Gabler, 1989, 671.
13. Мусаева А. З. Маркетинг персонала организации. Вопросы структуризации экономики. 2013. № 2. С. 144-146. https://www.elibrary.ru/rxnuwt
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
15. Кибанов И. Я., Дуракова И. Б. Организация маркетинга персонала. Кадровик. 2008. № 11. С. 4-12. https://elibrary.ru/vommwg
16. Макович Г. В. Маркетинговые инструменты в работе с персоналом организации. Вопросы управления. 2015. № 2. С. 139-142. https://elibrary.ru/ubxuaz
17. Черепанов А. В., Рехтина Г. А. Управление человеческим капиталом организаций и сельских территорий. Новосибирск: НГАУ, 2021. 451 с. https://elibrary.ru/jpahlu
18. Авдеева Т. В. Управление человеческим капиталом: стратегия и практика. Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. № 10-2. С. 9-13. https://elibrary.ru/wkmqef
19. Семенова Е. М., Арсенина А. А. Особенности развития человеческого капитала персонала сельскохозяйственных предприятий. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12В. С. 362-374. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2018-8-2-94-105
20. Никифорова Л. Е. Стратегическое управление инновациями на основе развития интеллектуального капитала. Новосибирск: САФБД, 2010. С. 267-269. https://elibrary.ru/remlzz
21. Пришляк Е. А., Радько С. Г. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации. Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 2. С. 94-105. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2018-8-2-94-105
22. Макаров И. Н., Колесников В. В., Широкова О. В., Некрасова Е. А., Кадильникова Л. В. О формировании модели «цифрового человека» («homo digital») и конкуренции социальных групп в условиях технологической трансформации повседневной реальности: взгляд экономической теории. Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 4. С. 855-865. https://doi.org/10.18334/rp.19.4.39059
23. Герасимчук Д. Н. Доверие как ключевое понятие теории социального капитала. Наука и современность. 2011. № 8-2. С. 102-109. https://elibrary.ru/rtoyhd
24. Чащин В. В. Маркетинг персонала как фактор выживания предприятий в условиях рыночных отношений. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 7. С. 108-112. https://elibrary.ru/oywotl
25. Патласов О. Ю. Цели, условия, доминанты, направления и концепции маркетинга персонала. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 2. C. 46-55. https://elibrary.ru/rslpnf
26. Гончарова Н. В., Дайнеко Л. В., Зайцева Е. В. Управление человеческими ресурсами организации в условиях современного рынка труда. Екатеринбург: УрФУ, 2021. 162 с. https://elibrary.ru/zzraaa
27. Иванов А. А. Организационно-методические аспекты управления персоналом на основе маркетингового подхода: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2009. 22 с. https://elibrary.ru/nldqnd
28. Некрасов А. Э. Маркетинг персонала в современных организациях. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 3596-3600. https://elibrary.ru/zbgsof
29. Загорец И. В., Загорец В. С. Трансформация функции маркетинга в системе управления человеческими ресурсами. Вопросы управления. 2019. № 4. С. 191-203. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-4-191-203
30. Светлакова Н. А., Палкина С. О. Методика оценки человеческого капитала в аграрном секторе экономики. Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 101-103. https://elibrary.ru/pakjwn
31. Коваль С. В. Повышение эффективности человеческого капитала в аграрной сфере региона в условиях нового технологического уклада (на материалах Новосибирской области). Актуальные проблемы экономики и управления: теория и практика: VI Республиканская с междунар. уч. интернет-конференция студентов, магистрантов и аспирантов. (Донецк, 17 марта 2022 г.) Донецк: ДОННУЭТ, 2022. С. 154-158. https://elibrary.ru/uxvxuj
32. Кулаева О. Д. Не хлебом единым... сколько стоит интеллектуальный капитал организации? Креативная экономика. 2007. № 10. С. 3-10. https://elibrary.ru/iazihv
33. Рехтина Г. А., Черепанов А. В. Дефиниционный анализ понятия «человеческий капитал». Теория и практика современной аграрной науки: III Национ. (Всерос.) науч. конф. с Междунар. уч. (Новосибирск, 28 февраля 2020 г.) Новосибирск: Золотой колос, 2020. Т. 3. С. 861-864.
34. Критский М. М. Человеческий капитал. Л.: ЛГУ, 1991. 117 с.
35. Шарыбар С. В. Методика стимулирования труда работников полеводства с учетом мотивации. Вестник НГАУ (Новосибирский государственный аграрный университет). 2004. № 1. С. 136-142. https://elibrary.ru/jxrhxf
36. Моисеев В. В., Колесникова Ю. С., Игнатов М. А., Боженов С. А. Трансформация рынка труда в условиях санкций. Человеческий капитал. 2022. № 9. С. 97-101. https://doi.org/10.25629/HC.2022.09.13
37. Черепанов А. В., Рехтина Г. А. Компетенции ключевых сотрудников: их оценка и развитие в стратегическом управлении организаций. Экономический обзор. 2020. № 11. С. 27-32. https://elibrary.ru/uscczr
38. Рехтина Г. А. Компетенции руководителя сельскохозяйственной организации. Приоритетные направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса: Междунар. науч.-практ. онлайн конф. (Новосибирск, 13 октября 2020 г.) Новосибирск: НГАУ, 2020. С. 257-260. https://elibrary.ru/tfbbfr