Россия
Екатеринбург, Россия
Россия
Россия
Активные экономические преобразования, основанные на динамичной смене экономического уклада последних десятилетий развития общества, неизбежно ведут к появлению новых профессий, требующих формирования и развития новых компетенций. Профессионалы, сочетающие hard и soft skills, дефицитны, и потребность в них будет только возрастать. В статье раскрывается сущность понятия soft skills, анализируются их типологии. Исследование, целью которого был анализ востребованности soft skills на рынке труда в сфере управления человеческими ресурсами и соответствия представлений студентов высшей школы о soft skills в сфере HR-менеджмента видению работодателя, выявило необходимость постоянного мониторинга изменений в динамике soft skills и учета этих изменений при проектировании образовательных программ, которые в наибольшей степени будут способствовать их формированию наряду с профессиональными hard skills.
управление человеческими ресурсами, рынок труда, профессиональная деятельность, hard skills, soft skills, типологии soft skills
1. Буянов Е. Soft skills: самое важное о гибких навыках [Электронный ресурс]. - URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills-samoe-vazhnoe-o-gibkih-navykah/ (дата обращения: 25.11.2022)
2. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nadprofessionalnye-navyki-uchiteley-soderz hanie -i-vostrebovannost (дата обращения: 27.03.2023).
3. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение. - 2017. - Т. 9. - № 1. - С. 1-18.
4. Коркушко П.В. Soft skills: понятие и примеры идентификации в системе управления персоналом // В сборнике: Решетневские чтения. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева. В 2-х частях. Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. 2019. - С. 554-556
5. Миндубаева Н.Р., Мартынова О.Ю., Николаев А.А., Тихонов Н.Е. Что такое Soft и Hard skills? // Форум молодых ученых. - 2020. - № 10 (50). - С. 465-468.
6. Поваренков Ю.П. Системогенетический подход к выделению и классификации профессиональных задач личности // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 127-134.
7. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («Мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // МНКО. - 2021. - №1 (86). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-podgotovke-sovremennyh-spetsialistov (дата обращения: 27.03.2023).
8. Соснина Э.А. Развитие надпрофессиональных навыков (Soft skills) персонала как инструмент повышения эффективности управления кадровым потенциалом // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: Сборник научных статей по результатам IV Международной научно-практической конференции. - М., 2019. - С. 335-343.
9. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. - 2019. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-kak-prediktory-zhiznennogo-samoosusc hestvleniya-studentov (дата обращения: 27.03.2023).
10. Сувалова Т.В. Требования к HR-специалисту 2022 // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2022. - № 1 (11). - С. 59-63.
11. Труханова А.Д. Основные компоненты Soft skills // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: материалы III Международной научно-практической конференции. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. - С. 148-151.
12. Хохолева Е.А. Предпринимательский потенциал и возможности его активизации у студентов управления персоналом в образовательной программе вуза // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - Т. 8 - № 5. - С. 50-58. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5dcbcc8b7bccc6.67525313.
13. Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-soft-skills (дата обращения: 27.03.2023).
14. Чуланова О.Л. Компетенции персонала в цифровой экономике: операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well being // Вестник евразийской науки. - 2019. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-personala-v-tsifrovoy-ekonomike-operatsionalizatsiya-soft-skills-personala-organizatsii-s-uchetom-ortobioticheskih (дата обращения: 27.03.2023).
15. Шипилов В. Перечень навыков Soft-skills и способы их развития -[Электронный ресурс] - URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev _val/soft-skills.shtml?ysclid=lfr75o0z2k794998034 (дата обращения: 09.03.2023)