Кемерово, Кемеровская область, Россия
Образовательные системы исключительно важны для перехода регионов ресурсного типа к устойчивому развитию. Но в качестве объекта стратегирования они изучены недостаточно. Существующие определения и описания структуры не вполне соответствуют общей теории социально-экономических систем, поэтому требуется теоретико-терминологический анализ данного понятия. Исследование опирается на общую теорию стратегии и методологию стратегирования В. Л. Квинта, структурно-системный анализ, логическую методологию разработки определений. Объектом исследования являются существующие подходы к определению понятия и структуры образовательных систем, включая работы, представленные в Российском индексе научного цитирования. С позиции общей теории систем разработано определение понятия «образовательная система региона ресурсного типа» как комплекс индивидов, организаций, институтов, находящихся в педагогически-психологических, организационных, социально-экономических отношениях между собой по поводу формирования человеческого капитала в целях устойчивого инклюзивного развития человека, бизнеса, ресурсного региона, создания и трансфера практик постэкстрактивизма. Данное определение отличается от имеющихся подходов включением в состав системы не только элементов, но и отношений, а также учетом ее цели. Разработана концептуальная схема целостной стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа. Это дает возможность стратегирования всех элементов, начиная от стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа в целом, заканчивая личностными стратегиями обучающихся и сотрудников образовательных организаций. Результаты могут быть использованы образовательными организациями, органами власти и управления при стратегировании образовательных систем.
образовательная система, регион ресурсного типа, объект стратегирования, системный подход, методология стратегирования, теория стратегии, компетенции, человеческий капитал
1. Акулов А. О., Челомбитко А. Н. Теория и методология стратегической модернизации промышленных регионов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 1. С. 62-73. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-1-62-73
2. Ермакова А. А. Развитие методологии построения образовательных эргатических систем // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 24. № 10. С. 122-124.
3. Каган Е. С., Гоосен Е. В. Ресурсные регионы: качественные и количественные критерии выделения // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. 2017. № 3. С. 163-170.
4. Квинт В. Л. Вглядываясь в будущее: изыскания пророков, предсказателей, лидеров и стратегов. СПб.: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2018. 28 с.
5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
6. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 627 с.
7. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2019. 132 с.
8. Кужелева А. А. Генезис современного понятия «социально-экономическая система» // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2018. № 2. С. 104-117.
9. Линник Б. Б. Корпоративная образовательная система: этимология, подходы, трактовка // Менеджер. 2019. № 3. С. 73-80.
10. Мирзиёева С. Ш. Методологические основы стратегирования социально-экономического развития Узбекистана. СПб.: РАНХиГС, 2020. 184 с.
11. Нестерова О. А. Направления совершенствования инновационно-образовательной системы, обеспечивающей комплексное развитие инновационных личностей // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11. С. 483-488. https://doi.org/10.17513/vaael.2594
12. Образовательная система как управленческо-педагогическая категория и объект проектирования / С. А. Цыплакова [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 8. С. 268-274.
13. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы / Г. Н. Толкачева [и др.] // Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1. С. 41-57. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-1-41-57
14. Ресурсные регионы России в «новой реальности» / В. А. Крюков [и др.]. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2017. 307 с.
15. Сасаев Н. И. Роль отраслевого стратегирования в период постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3. С. 107-110.
16. Сасаев Н. И. Теоретические основы и методология разработки стратегии развития газовой отрасли России. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 176 с.
17. Силакова В. В. Проблемы управления образованием в условиях информатизации российского общества // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 77-90. https://doi.org/10.34670/AR.2022.35.74.009
18. Смирнов В. В. Анализ самодвижения российской образовательной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17. № 4. С. 758-780. https://doi.org/10.24891/ni.17.4.758
19. Тарасова И. Б. Нижний Новгород: муниципальная система образования как открытая образовательная система // Народное образование. 2015. № 1. С. 100-104.
20. Торгачев Д. Н., Торгачев В. Д. К вопросу проектного управления образовательными системами // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 3. С. 260-263.
21. Хворостяная А. С. Стратегирование индустрии моды: теория и практика. СПб.: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2021. 272 с.
22. Aghion P., Howitt P. W. Endogenous Growth Theory. Cambridge: The MIT Press, 1997. 711 p.
23. Becker G. S. Human capital. A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 390 p.
24. Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66. № 4. P. 281-302.
25. Schultz T. W. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. № 6. P. 571-583.