Приведены результаты анализа формирования и развития оплаты труда на государственных сельскохозяйственных предприятиях. В качестве исходных данных использованы нормативные акты, данные Федеральной службы государственной статистики и штатное расписание Федерального государственного унитарного элитно-семеноводческого предприятия «Красное» ВНИИ риса Российской академии сельскохозяйственных наук.
государственное сельскохозяйственное предприятие, тарифная ставка, надбавка, уровень оплаты труда, дифференциация оплаты труда
Системы оплаты труда на государственных сельскохозяйственных предприятиях отличаются определенной прозрачностью, так как свободны от включения в них дохода от собственности на землю и капитал: все это принадлежит государству. Кроме того, на государственных предприятиях в большей степени, чем на сельскохозяйственных предприятиях частной и смешанной форм собственности, появляется возможность реализации аграрной политики государства, в рамках которой одной из основных целей объявлено«обеспечениеустойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве» [1].Значимость этой цели определяется в частности тем, что она корреспондируется с одной из целей Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций («улучшение положения сельского населения» [2]), полноправным членом которой Российская Федерация стала в 2006 г.
Оплата труда руководителей государственных предприятий регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210 и письмом Минтруда от 28 апреля 1994 г. №727 - РБ о порядке его применения [3,4].
В соответствии с ними оплата труда руководителей государственных предприятий определяется органом, в ведении которого находится предприятие, и для руководителей предприятий акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в государственной собственности, состоит из двух частей - оклада и вознаграждения по результатам финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Первая часть привязывается к тарифной ставке 1 разряда рабочего основной профессии на предприятии и зависит от численности работников предприятия (таблица 1).
Учитывая, что неопределенность формирования должностных окладов руководителей государственных предприятий, заложенная в Положении, утвержденном указанным Постановлением Правительства РФ использованием предлога «до», вызвала много вопросов, Минтруд попытался прояснить ситуацию, но реаль-
1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 № б-ФЗ) «О развитии сельского хозяйства». URL: http://www.pravo.gov.ru - 29.02.2012.
2. Устав Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО). Принят в г. Квебеке 16.10.1945.
3. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» //Собрание актов Президента и Правительства РФ, 28.03.1994, № 13, ст. 991.
4. Письмо Минтруда РФ от 28.04.1994 № 727-РБ «О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. №210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» //Российские вести, № 104, 08.06.1994.
5. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2012-2014 годы (утвержденоПрофсоюзомработниковагропромышленногокомплексаРоссийскойФедерации, Минсельхозом РФ, Общероссийским агропромышленным объединением работодателей, Россельхознадзором, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственных кооперативов России, Россельхозакадемией 15.12.2011) //Охрана и экономика труда, № 2(7), 2012.
6. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2009-2011 годы (утверждено Профсоюзом работников агропромышленного комплекса Российской Федерации 26.12.2008, Минсельхозом РФ 26.12.2008,Общероссийским агропромышленным объединением работодателей 25.12.2008, Россельхознадзором 26.12.2008, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственных кооперативов России 26.12.2008) /Труд и страхование, № 4, 2009.
7. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2011. Стат. сб. /Росстат. - М., 2011.
8. Основные показатели сельского хозяйства в России. 2012: Стат. сб. /Росстат. - М., 2013.
9. Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб. /Росстат. - М., 2011. - 637 с.
10. Новости экономики в цифрах. URL: http://webecon.ru/glavnaja-novost/36-8-sostavil-dolja-zarabotnoi-platy-v-vp-rosi-v-2011-godu.html
11. Арутюнян Ф.Г. Оценка условий организации заработной платы сельскохозяйственных организаций // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2013.- № 1.