Средняя общеобразовательная школа № 80
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Предмет исследования – специфика проявлений когнитивных функций младших подростков с учетом гендерной принадлежности. Цель – выявить особенности функционирования когнитивных процессов у мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте. Получены статистически достоверные различия по показателю установление аналогий. Определены значимые различия по показателям объем зрительной опосредованной памяти и устойчивость внимания. Выявлены прямые связи между показателями мыслительных операций и показателями объема памяти; свойств внимания (устойчивость, распределение, избирательность) и всеми рассматриваемыми показателями умственного развития, исключая показатель символы. На выборке мальчиков выявлены прямые связи между показателями объем зрительной опосредованной памяти и определение сходства и различия понятий, числовые ряды. Показатель объем слуховой кратковременной памяти взаимосвязан с показателями арифметические задачи и числовые ряды. Показатель объем слуховой долговременной памяти находится в прямой взаимосвязи с показателем числовые ряды. Показатель объем слуховой опосредованной памяти взаимосвязан с показателями арифметические задачи, определение сходства и различия понятий, числовые ряды. Определены корреляции между показателями избирательность внимания и исполнение инструкций, определение сходства и различия понятий. На выборке девочек определены взаимосвязи между показателями объем зрительной опосредованной памяти, объем слуховой долговременной памяти, объем слуховой опосредованной памяти и показателями умственного развития: дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, установление аналогий, символы, исполнение инструкций. Обосновано, что изменение показателя объема памяти того или иного вида следует учитывать при прогнозировании возможных изменений показателя интеллектуального развития младших подростков. Описание взаимосвязей сквозных когнитивных процессов позволило не только определить актуальный уровень, но и спрогнозировать возможные изменения в когнитивном развитии младших школьников с учетом специфики отдельных когнитивных процессов.
мышление, внимание, память, мыслительные операции, младший подростковый возраст
1. Романов К. М. Познавательные процессы в структуре общения. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2010. № 1. С. 78-86. https://elibrary.ru/msuipb
2. Харькова Д. Ю., Сафаргалина Э. И. Основы теории когнитивного развития Пиаже. Colloquium-journal. 2019. № 26-2. С. 53-55. https://doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10938
3. Олейникова А. М. Особенности психолого-педагогического процесса в работах Альфреда Бине. Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. № 3. С. 5-7. https://elibrary.ru/rbvwsf
4. Куликов Д. К. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3. С. 71-84. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2018-3-71-84
5. Тагирова Р. А., Шимаева Л. Р. Теория когнитивного развития Выготского. Достижения науки и образования. 2023. № 1. С. 44-46. https://doi.org/10.24411/2413-2071-2023-10104
6. Лурия А. Р. Память. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2018. С. 234-284.
7. Рубинштейн С. Л. Внимание. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020. С. 615-636.
8. Хомская Е. Д. Нейропсихология. 4-е изд. СПб.: Питер, 2014. 496 c.
9. Блауберг И. Бергсон. Философская антропология. 2019. Т. 5. № 2. С. 118-135. https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-2-118-135
10. Гурова С. И. Философская антропология П. П. Блонского. Вестник МГТУ. 2008. Т. 11. № 4. С. 595-601. https://elibrary.ru/jwltpn
11. Копосова Т. С., Казакова Е. В. Развитие когнитивных функций семи- - одиннадцатилетних школьников приполярного региона. Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6. С. 42-48. https://elibrary.ru/vmgdwf
12. Медведева И. А., Памфилова С. А. Изучение связи когнитивного стиля подростков с характеристиками их личности. Фундаментальные аспекты психического здоровья. 2018. № 3. С. 37-39. https://elibrary.ru/vlywxi
13. Хоминская В. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как философская методология современного образования. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 3. С. 32-41. https://elibrary.ru/wtifgj
14. Пошехонова В. А. Концептуальные подходы к профессионально-когнитивному развитию. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 285-288. https://www.elibrary.ru/pzeogp
15. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Прикладные аспекты общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева (к 100-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева). Образование и наука. Известия УрО РАО. 2003. № 1. С. 92-104. https://www.elibrary.ru/pjgikl
16. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС. Концепт. 2016. Т. 46. С. 133-135. https://www.elibrary.ru/xbpafp
17. Шерешевский Г. Сравнительный анализ концепций развития в работах Выготского и Пиаже: нейропсихологический подход к транскультуральным исследованиям. Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 77-86. https://www.elibrary.ru/knvdjd
18. Сорокоумова Е. А., Попова В. К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности. Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 2. С. 6-10. https://www.elibrary.ru/wazpsr
19. Мужиченко М. В. Исследование состояния высшей нервной деятельности школьников в пубертатный период. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 2. С. 157-162. https://www.elibrary.ru/kudwsb
20. Попова Е. В., Волокитина Т. В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 1. С. 77-86. https://elibrary.ru/pfrzon
21. Романова М. А. Традиционные подходы к когнитивному развитию. Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 306-311. https://www.elibrary.ru/pfspkv
22. Фаликман М. Когнитивная наука: основоположения и перспективы. Логос. 2014. № 1. С. 1-18. https://www.elibrary.ru/qezzjc
23. Павловская Н. Г., Байкадамов Д. В. Особенности логического мышления современных подростков. Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 30-35. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_30
24. Катеринина А. А. Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9. С. 64-72. https://www.elibrary.ru/pflqit
25. Цигичко Е. А., Криворучко М. О. Характеристики свойств внимания у мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 1. С. 8-13. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-1-8-13