аспирант
Россия
ФГБНУ НУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН (ФИЦ КНЦ СО РАН) (лаборатория научно-образовательных технологий подготовки кадров высшей квалификации, ведущий научный сотрудник)
Красноярск, Красноярский край, Россия
Проблема учебной мотивации, условий и возможностей ее развития, актуальна сегодня по целому ряду причин, основная из которых – необходимость повышения качества обучения на разных образовательных уровнях и в условиях расширения форм обучения, таких как семейное, удаленное, дистанционное, домашнее обучение. Актуальность темы обусловлена изменением содержания обучения, необходимостью формирования у детей приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. О снижении учебной мотивации школьников с тревогой говорят психологи и педагоги, осознавая данные дефициты не только как проблему школьного образования, но и более широко – как проблему педагогической антропологии, философии образования. В рассмотрении феномена учебной мотивации традиционно акцентируется личностный компонент, зависящий от стремлений и возможностей обучающихся, от выбора средств достижения значимых целей. При этом, в условиях меняющегося общества и реформируемой системы образования, вопросы учебной мотивации становятся предметом междисциплинарного анализа и стимулируют поиск соответствующих образовательных и педагогических практик. В статье рассмотрена мотивация в учебной деятельности как фактор социокультурной адаптации и ее значение для развития социального интеллекта, когнитивных (познавательных) способностей и психологического здоровья пятиклассников. Представлены результаты научно-образовательного проекта, проведенного в одной из общеобразовательных школ г. Красноярска, включающего теоретическую и диагностическую составляющие, а также разработку программы развития учебной мотивации, обосновывающую эффективность групповой работы для обучающихся раннего подросткового возраста. В исследовании общетеоретические методы были дополнены эмпирическими (наблюдение, беседа, анкетирование) и апробацией методик групповой работы. Подтверждено повышение уровня учебной мотивации среди учащихся 5-х классов при использовании различных форм групповых заданий.
учебная мотивация, диагностика, развитие, образование, анкетирование
1. Адаскина А.А., Мелюхина Н.А. Влияние режима обучения на показатели работоспособности школьников // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. №2. С. 24-37.
2. Безрукавный О.С. Проблемы психолого-педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. №3. С. 1-11.
3. Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. №4. С. 51-61.
4. Емельянова И.В., Кулагина И.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. №2. С. 91-107.
5. Ефремова Н.Ф., Хусейнова А.А. Мотивация как ценностный феномен образовательной деятельности //Современные наукоемкие технологии. 2020. №4 (часть 1). С. 164-169.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
7. Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования : Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск : ИПК ПРО, 1998.64 с.
8. Сербиновский Б.Ю. Вопрос мотивации людей. М.: Владос, 2006. 60с.
9. Сластенин В.П., Исаев И.Г., Шиянов Е.Е. Педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2008. 566 с.
10. Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 5-15.