В статье представлен один из центральных элементов системы оценки качества образования Новосибирской области — мониторинг учебных достижений обучающихся общеобразовательных организаций по математике. Дано описание изменений в подходах к формулировке цели мониторинга, особенностей разработки применяемых измерителей, возможных вариантов использования результатов, определения выборки участвующих в нем школ, количества и перечня общеобразовательных предметов, предлагаемых для проведения мониторинга. Описаны варианты использования результатов мониторинга на разных уровнях системы образования. Сформулированы общая и частная цели и задачи мониторинга учебных достижений по математике. Приведены стартовые значения региональных показателей мониторинга по математике; сопоставимые результаты мониторинга, анализ контекстной информации, собранной в ходе мониторинга. Описаны перспективы развития мониторинга в Новосибирской области.
региональная система оценки качества общего образования, мониторинг, выборка участников мониторинга, региональные показатели и индикаторы, контекстная информация
Важное место в системе оценки качества образования в Новосибирской области занимает мониторинг учебных достижений обучающихся общеобразовательных организаций, методологические основы которого были определены Новосибирским институтом мониторинга и развития образования в 2007 г. [2] и явились основой разработки мониторинга качества среднего профессионального образования [6]. Актуальность проведения мониторинга определяется необходимостью обновления содержания образования, введением новых образовательных стандартов.
В течение всего периода проведения мониторинга менялись его цели, варианты использования результатов, подходы к определению выборки участвующих в нем образовательных организаций, количества и перечня общеобразовательных предметов, предлагаемых для его проведения [7].
1. Беленок И.Л., Величко А.Н. Мифы и реальность внешней оценки учебных достижений учащихся по физике // Сибирский учитель. - 2009. - № 5 (65). - С. 5 - 12.
2. Беленок И.Л., Величко А.Н., Захир Ю.С., Полянская С.Ю. Методологические основы проекта «Мониторинг качества предметной обученности в Новосибирской области». - Новосибирск: ОГУ «Областной центр мониторинга образования», 2007. - 38 с.
3. Болотов В.А., Вальдман И.А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-ispolzovaniya-rezultatov-otsenkiuchebnyh-dostizheniy-shkolnikov (дата обращения: 31.08.2015).
4. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Комплексные показатели качества образовательной системы в виде учебных достижений // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12. - С. 826-830. - URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2014/12-4/36197.pdf (дата обращения: 3.09.2015).
5. Демидова М.Ю. и др. Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2011. Аналитический отчет / под науч. ред. Г.С. Ковалевой. - М.: МАКС-Пресс, 2013. - 154 с. - URL: http://www.centeroko.ru/timss11/timss11_pub.htm (дата обращения: 3.09.2015).
6. Денисенко Л.Г. Организационно-методические основы разработки оценочных средств для региональной системы оценки качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - М.: ИНФРА-М. - № 3. I. 3. - C. 17-22. DOI:https://doi.org/10.12737/11846
7. Захир Ю.С. Формирование и развитие региональной оценки образовательных достижений // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - №4. - С. 93-100.
8. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: Конструирование, проведение, использование. - СПб.: Образование и культура, 1997. - 284 с.
9. Мусина В.Е. Мониторинг учебных достижений школьников в профессиональной деятельности учителя // Ярославский педагогический вестник. - 2009 (59). - № 2. - С. 71-73.
10. Приказ Минобразования РФ от 17.04.2000 N 1122 «О сертификации качества педагогических тестовых материалов» http://school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5959&ob_no=4082&oll.ob_no_to=