Россия
МБОУ Гимназия №44, г. Пенза (учитель)
Целью представленного в статье исследования является изучение и анализ факторов, внешних и внутренних, влияющих на условия труда в образовательных учреждениях и определяющих направления их совершенствования. Отмечается значимость условий труда и их влияние на качество образовательных услуг, выделяется классификация условий труда, отмечается важность соблюдения не только санитарно-гигиенических норм и техники безопасности, но и социально-экономических и социально-психологических компонентов условий труда. Уделено особое внимание анализу факторов, которые влияют на условия труда в образовательных учреждениях: социально-производственных (технические), социально-экономических, социально-гигиенических (санитарно-гигиенические), социально-психологических. Новизной работы является комплексное исследование условий труда в образовательном учреждении г. Пензы. Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении терминологического аппарата условий труда и выявлении сущностных характеристик условий труда общеобразовательной организации. Практической значимостью исследования является то, что на основе полученных результатов были выявлены проблемы и определены направления работы, которые необходимо изменить, либо корректировать, для совершенствования условий труда и повышения качества работы образовательного учреждения в целом. Это позволит снизить текучесть кадров, предотвратить профессиональное выгорание сотрудников образовательного учреждения, повысить их удовлетворённость трудом, что, в свою очередь, позволит улучшить производительность труда и показатели деятельности организации в целом. Выявленные аспекты рассчитаны на «положительный эффект» и могут учитываться в практической деятельности организаций аналогичных сфер деятельности при разработке конкретных предложений для совершенствования условий труда и отдельных аспектов управления персоналом.
качество трудовой жизни, кадровая политика, персонал, профессиональное выгорание, управление персоналом, условия труда, образовательное учреждение, удовлетворенность трудом, факторы
1. Аксенова Е.А., Малиновский П. В., Малиновская Н. М. Управление персоналом: Учеб.пособие / Под ред.: Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л.. - М.:ЮНИТИ-ДАНА. - 2017. - 560 с.
2. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение: монография. - М.: Проспект, 2008. - 344 с. EDN: https://elibrary.ru/QQRIHZ
3. Глухова А. А. Профессиональное выгорание и его профилактика у работников образовательных учреждений / А. А. Глухова, Л. Ф. Каримова // Социокультурные факторы консолидации современного общества : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 21 мая 2021 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. - С. 49-54. EDN: https://elibrary.ru/YUYFVA
4. Зосименко И.А., Чернов В.А. Социология: учебное пособие в схемах. Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 162 с.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
6. Лошканова, А. А. Регламентация условий труда в отечественных и зарубежных общеобразовательных учреждениях / А. А. Лошканова, Л. Ф. Каримова // Качество жизни населения в современном российском обществе: социокультурные и социально-экономические аспекты : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Почетного работника высшего профессионального образования РФ, д.социол.н., профессора Кошарной Галины Борисовны, Пенза, 27 мая 2022 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - С. 164-168. EDN: https://elibrary.ru/RYDBMN
7. Международные исследования качества образования. URL: https:// fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf
8. Михайлов А.И. Условия труда как элемент качества трудовой жизни / А. И. Михайлов // Человек и труд.- 2006.- №2.- С. 84-86. EDN: https://elibrary.ru/HTDWGH
9. Передерий В.А., Скрипниченко Л.С. К вопросу о поддержании профессионального здоровья персонала в образовательных организациях // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2021. - №3. - С.18-24 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podderzhanii-professionalnogo-zdorovya-personala-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah DOI: https://doi.org/10.12737/2305-7807-2021-10-3-18-24; EDN: https://elibrary.ru/VIOHAX
10. Соловова Н.В., Калмыкова О.Ю. Стресс-менеджмент в организации сферы услуг // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2022. - №4. - С.16-20 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-menedzhment-v-organizatsii-sfery-uslug DOI: https://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-4-16-20; EDN: https://elibrary.ru/SEIKOJ
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
12. Тарханова Е.С., Куликова Н.А. Влияние качества трудовой жизни работников на развитие персонала организации // Качество жизни населения в современном российском обществе: социокультурные и социально-экономические аспекты. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Г.Б. Кошарной. - Пенза: ПГУ. - 2020. С. 97-100.
13. Управление персоналом организации. Учебник под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2020. - 610 с.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О специальной оценке условий труда» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555
15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 17.02.2023) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/Аксенова Е.А., Малиновский П. В., Малиновская Н. М. Управление персоналом: Учеб.пособие / Под ред.: Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л.. - М.:ЮНИТИ-ДАНА. - 2017. - 560 с.