Аграрное российско-белорусское пространство на пути углубления управленческих отношений с акцентом на приграничные субъекты специализированного хозяйствования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению вопросов макроэкономического управления размещением и специализацией отдельных подотраслей сельского хозяйства приграничного геостратегического Центрального макрорегиона Нечерноземной зоны Российской Федерации в контексте развития общего агропродовольственного рынка в интеграционном процессе с Республикой Беларусь. Анализ состояния сотрудничества субъектов российско-белорусского приграничья показывает, что и те, и другие недостаточно используют логистическую близость для более эффективного управления специализацией и концентрацией сельскохозяйственного производства, поскольку показатели характеризующие её не выше среднестрановых параметров. Одной из существенных особенностей функционирования российско-белорусского аграрного приграничья является радиационное загрязнение территорий рассматриваемых субъектов, что накладывает свой отпечаток на систему земледелия и ведения сельского хозяйства, требующие пристального макроэкономического управленческого вмешательства, недостаточного в настоящее время. Для изменения такого положения рекомендуется создать единый орган управления загрязненными территориями Союзного государства, с формированием здесь своеобразной дезактивационной аграрной экономики. Разные результаты аграрного реформирования в России и Республике Беларусь, в том числе на приграничных территориях, свидетельствуют о том, что в Белоруссии выявляются, так называемые «точки опережающего роста», основу которых составляет социально-экономический механизм интеграционного характера, когда аграрное производство товаров ряда отраслей достигло здесь экспортно-ориентированного уровня, с вывозом этой продукции во все континенты мира. Такой научный макроэкономический подход белорусов является наглядным алгоритмом для совершенствования управленческих отношений в российском АПК.

Ключевые слова:
агропромышленная интеграция, аграрное приграничное пространство, аграрная политика, аграрная экономика, дезактивационная аграрная экономика, макроэкономическое управле-ние, особые территории, приграничные субъекты, сопредельность, социально-экономический механизм, экспортно-ориентированная аграрная экономика
Текст

Теоретические наработки научного знания в простраственной аграрной экономике находят приложения к практическому использованию как в нашей стране, так и Республике Беларусь. Экономическая наука соответствующим подходом и методикой исследований рассматривает широкий круг вопросов, связанных с пространственной организацией производительных сил АПК Союзного государства, выдвигает концепции, парадигмы, модели, с прикладным их назначением, призванные объяснить сущность этого процесса и воздействовать на него с учетом рентных производительных возможностей аграрных территорий этих стран с выделением приграничных субъектов хозяйствования. Со стороны России и её Центрального макрорегиона Нечерноземной зоны РФ (ЦМ НЗРФ) такими субъектами являются Брянская и Смоленская области, а также Псковская область (Северо-Западный макрорегион), которые непосредственно граничат с Витебской, Гомельской и Могилевской областями Республики Беларусь (РБ).

Протяженность российско-белорусской границы довольно большая, составляющая около 1000 км, с пересечением 7 железных, 11 автомагистральных дорог с твердым покрытием, 3 нефтепроводов и одного газопровода, что обеспечивает логистическую, транспортную связанность непосредственно 34 приграничных административных районов Союзного государства по линии хозяйственных, в том числе аграрных, и других отношений. Дополняют транспортную инфраструктуру реки Днепр и Сож, что благоприятствует развитию производительных сил пограничья, в том числе агропромышленного производства, его размещению и специализации обеих стран.

Исследования по макроэкономическому стратегическому управлению пространственной организацией сельской экономики имеют актуальное значение, поскольку в современных условиях, в частности ЦМ НЗРФ, наблюдалась её деспециализация, что приводит к сужению его аграрного пространства, в тоже время расширяет экспортные возможности Республики Беларусь на российский рынок, особенно приграничных субъектов.

Вместе с тем приграничное сотрудничество само по себе «…является важной составляющей международных отношений Российской Федерации … с субъектами … сопредельных государств», говорится в Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации по этому вопросу [1], которая в Федеральном законе от 26.07.2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» конкретизирована принципами, задачами и направлениями регулирования приграничных отношений, с полномочиями субъектов такого сотрудничества [2].

Применительно к Центральному макрорегиону НЗ РФ и Республике Беларусь (РБ), для этого требуется разработать основные организационные принципы стратегии межстранового макроэкономического управления совершенствованием размещения и специализации сельскохозяйственного производства приграничных и других территорий, формирования тесных взаимных экономических связей и структур по обороту сельскохозяйственной продукции и её сырья.

Материалы и методы. Исходной методологической основой исследования стратегии макроэкономического управления пространственным развитием сельского хозяйства Центрального макрорегиона НЗ РФ и Республики Беларусь служат положения о земельной ренте, обусловливающей дифференциацию функционирования субъектов хозяйствования по: экономической оценке земли, ценообразованию, налогам и рентным платежам, инвестированию, субсидированию, разработке нормативных документов, которые составляют слагаемые в управлении сельской экономикой. В совокупности это представляет теорию территориального разделению труда, с посылом использования при управлении районированием соответствующих территорий в Союзном государстве, методов сопоставлений, сравнений, типизации.

Управление размещением и специализацией сельского хозяйства в научных документах обобщается в понятие «пространственный ресурс», который, в свою очередь, представляет не просто географическую (физическую) территорию, как таковую, а несёт экономическое, социальное и экологическое содержание многих отраслей производства, выступает, следовательно, в качестве среды жизни и конкретной деятельности людей. Применительно к сельскому хозяйству, категорию «пространственный ресурс» или «пространственное развитие» мы рассматриваем как тождественное вербальному обороту – «управление размещением и специализацией…», представляющего хозяйственное взаимодействие, находящимся на определенной территории населения и объектов, являясь «…сильно действующим импульсом, или … тормозом» [3], что относится к рассматриваемым, названным выше, аграрным территориям Союзного государства России и Беларуси.

Хозяйственные субъекты в них, ходом и результатами своей деятельности, формируют экономическое пространство, которое в отличии от физического, измеряемое километрами, площадью и т.д., характеризуется также стоимостными (транспортными, транзакционными, логистическами) издержками, неодинаковыми для разных товаров, особенно продовольственных, производимых в разных природно-экономических условиях этих стран. Поэтому их стратегия в управлении сельским развитием должна быть направлена на выравнивание пространственной дифференциации регионов [4, 5].

В связи с этим возникла региональная теория, объясняющая различные стороны размещенческой аграрной проблематики и терминологического аппарата и раскрывающая те или иные управленческие отношения пространственной динамики. Процесс развития региональной теории шел одновременно с формированием региональной экономики, что в целом объясняет и обусловливает стратегию управления пространственным размещением и развитием производительных сил деревни, включая приграничное взаимодействие государств.

Результаты. Для приграничных аграрных субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь, государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в целом тесное взаимодействие в агропромышленном производстве побуждается близостью аграрных полей и логистики, что открывает им большую возможность расширения производства и совместной торговли продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, с перспективой создания совместных крупных предприятий, «…межгосударственных продуктовых кластеров» [6], развивая тем самым процесс агропромышленной межстрановой интеграции. Не в меньшей мере это относится к малому и среднему аграрному предпринимательству и может способствовать социально-экономическому развитию субъектов хозяйствования сопредельных территорий и сближению людей проживающих на границе. Малый и средний бизнес, как правило, не представляет конкуренцию крупному производству, поскольку занимает свою нишу в сельском развитии, одновременно повышает занятость и социальную обеспеченность населнния.

К тому же исследования в основной товарной отрасли сельского хозяйства ‒ молочном скотоводстве ЦМ НЗРФ, показывают инвестиционную, эксплуатационную и эпидемическую уязвимость сверхкрупного производства в сельском хозяйстве [7]. Так, стоимость строительства одного скотоместо фермерского коровника обходится в 2-3 раза меньше, с более быстрой окупаемостью (6-8 лет), чем на индустриальных мегафермах, которая на последних, достигается лишь через 15-18 лет. При этом рентабельностью производства молока, не обеспечивающей нормативное возвращение банковских кредитов и процентных ставок по ним, себестоимостью единицы продукции лишь на 3,5 руб. ниже закупочной цены [8]. «Сама природа земледельческого производства ставит естественный предел укрупнению сельскохозяйственного производства», установил АВ. Чаянов [9]. Речь идет об объективных неустранимых особенностях сельскохозяйственного производства, заключающихся в тесном взаимодействии природных, техногенных, биологических и социально-экономических факторов [10], когда сверхкрупные формирования, типа холдингов, могут привести и «…к негативным социально-экономическим последствиям» [6].

Эти аргументы позволяют сделать вывод о необходимости переориентации экономической поддержки государств на средние и фермерские формы производства, в том числе для приграничных субъектов аграрного хозяйствования.

Для РФ и РБ аграрные, включая пограничные территории, приобретают стимулирующее развитие в условиях создания в 2014 году, упоминаемого нами выше, Евразийского экономического союза, представляющего управленческую организацию, побуждающую к развитию межстрановой экономической интеграции государств, входящих в неё (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Кыргызстан). Это межстрановое интеграционное образование обладает международной правосубъектностью, роль которой особенно возрастает в условиях санкционного давления на наше Союзное государство и мирового спроса на сельскохозяйственную продукцию, который по данным ФАО к 2030 году увеличится на 60% в сравнении с современным уровнем [11].

Возникновение ЕАЭС, как интегрирующей многосторонней системы, включая вопросы пространственного аграрного развития Союзного государства РФ и РБ, объективно побуждалось тем, что двусторонняя увязка национальных хозяйств не обеспечивала тесной координации планов, составляющих его стран.

Разработка вопросов стратегии макроэкономического управления размещением и специализацией сельского хозяйства ЦМ НЗРФ и РБ включает не только приграничные области с их экономическим пространством, поскольку хозяйственные коммуникационные линии рассматриваемых субъектов раздвигают эти рамки.

Хотя Центральный макрорегион России соприкасается границей с Белоруссией только двумя субъектами РФ, названными выше, однако его внешнеторговые связи по линии сельскохозяйственных и других товаров настолько объемны (таблица 2), что побудило включить его в качестве стратегического объекта изучения. К тому же в Центральном Нечерноземье сосредоточены основные земельные и другие ресурсы Нечерноземной зоны РФ, среди них 45% пашни и 40% кормовых угодий, на которых разворачивается хозяйственная деятельность человека по производству продуктов питания и сырья для промышленности. На обрабатываемые площади приходится здесь 17,5 млн га сельскохозяйственных угодий (в том числе 3,4 млн га ‒ приграничные области, табл. 1.) или менее десятой части в РФ, при 86 процентах городского населения и включает 12 субъектов РФ. Во всех 6 областях Республики Беларусь проживает 9,4 млн чел, или в 3,4 раза меньше в сравнении с рассматриваемым макрорегионом России. В нем население двух непосредственно приграничных областей составляет всего 6,5 процента, тогда как Московской области, вместе с г. Москва (МР), почти две трети ‒ 63,0% (таблица 1).

 

Таблица 1 ‒ Основной пространственный потенциал производства сельскохозяйственной

продукции приграничных субъектов Центрального макрорегиона Нечерноземной зоны РФ

и Республики Беларусь

Table 1 ‒ The main spatial potential of agricultural production in the border regions of the Central macro-region of the Non-Chernozem zone of the Russian Federation and the Republic of Belarus

Территориальная и административная единица

(область)

Население постоянное в 2020 г., тыс. чел.

Уд. вес сельского населения %

Сельскохозяйственные угодья в 2017-2020 г., в среднем, тыс. га

Уд. вес пашни в с.-х. угодьях, %

всего

в т.ч. сельское

всего

в т.ч.

пашня

Россия

146749

37186

25,3

193266

116872

60,4

  В том числе ЦМ НЗРФ

32310

4594

14,2

17555

12484

71,3

    из него пригр. области:

 

 

 

 

 

 

     Брянская

1193

353

25,6

1778

1142

64,5

….Смоленская

935

264

28,2

1667

1218

73,1

….Московская и г. Москва

20359

1631

8,0

1447

1051

72,6

Республика Беларусь

9400

2069

22,0

8460

5800

68,6

  В том числе пригр. области:

 

 

 

 

 

 

     Витебская

1120

250

22,3

1252

788

62,9

….Гомельская

1376

316

23,0

1223

860

70,3

     Могилевская

1015

204

20,1

1358

683

50,3

Источник: рассчитана и составлена по: [12;15]

 

Это свидетельствует о большой продукционной нагрузке здесь на сельскохозяйственного товаропроизводителя и пространственной ограниченности землепользования, при большой емкости продовольственного рынка, что обусловливает соответствующую проблему формирования, логистики и управления рассматриваемым территориальным образованием. Поэтому рыночная линия обеспечения продуктами населения ЦМ НЗРФ, две трети которого сосредоточено в Москве и Московском субъекте, пересекает на Западе приграничные Брянскую и Смоленскую, а также Псковскую области (Северо-западный макрорегион), переходя в Республику Беларусь.

Сельскохозяйственные угодья приграничных областей РБ составляют заметный удельный вес – свыше 45 процентов в этой стране, с их населением 37,4 процента, с такой же долей сельского населения от общего его количества этой категории (таблица 1).

Обрабатываемые площади приграничных областей России и Белоруссии характеризуются высокой распаханностью, занимая в первых около 70 процентов пашни в среднем, во-вторых немногим менее двух третьих, что связано с пригородной специализацией на производстве скоропортящихся трудоемких продуктов питания, на основе ведения, так называемого, пропашного земледелия.

 

Таблица 2 ‒ Производство сельскохозяйственной продукции в ЦМ НЗРФ, его приграничных субъектах и Московском регионе Союзного государства России и Белоруссии

Table 2 ‒ Agricultural production in the Central Committee of the Russian Federation, its border subjects and the Moscow region of the Union State of Russia and Belarus

Территориальная и

административная

единица (область)

Продукция, всех хозяйств: 2017-2019 гг., в среднем, млн руб.

Продукция всех хозяйств: 2017-2019 гг., в среднем, млн долл. США

Уд. вес

пригор. обл. и МР в ЦМ НЗРФ и РБ, %

Продукция

на 1 га с.-х. угодий,

долл. США

Продукция к национальному

показателю по уровню

интенсивности, %

Россия

5419896

86441,7**

 

447

100

В том числе ЦМ НЗРФ

600228

9573

100

545

122

из него пригр. области:

 

 

 

 

 

    Брянская

87154

1390

14,5

781

175

    Смоленская

24570

391,9

4,1

235

53

    Московская и г. Москва (МР)

112709

1797,6

18,7

1241

278

Республика Беларусь

19376*

8913***

100

1054

100

В том числе пригр. области:

 

 

 

 

 

    Витебская

2491

1146

12,9

915

87

    Гомельская

2885

1327

14,9

1085

103

    Могилевская

2432

1118

12,5

823

78

*В белорусских рублях, млн.

** В пересчете  по курсу: 1 долл. = 62,7 росс. руб.

***В пересчете по курсу: 1 бел. руб. = 0,46 долл. США

Источник: рассчитана и составлена по: [12, 13, 14, 15]

 

В валовой продукции ЦМ НЗРФ невелика доля Смоленской области ‒ 4,1%, при 14,5% Брянской и почти пятой части Московского региона (МР), на который, вместе с названными выше субъектами, приходится свыше одной трети в Центральном Нечерноземье. В сою очередь, более чем десятая часть последнего составляет общероссийский показатель (таблица. 2).

Несколько большим удельным весом и не столь различимым между собой в производстве сельскохозяйственной продукции характеризуются приграничные субъекты Белоруссии (таблица 2), с ежегодным последующим её ростом на страновом уровне, составившим в 2019-2021 гг. 23 млрд. бел. руб., в среднем [14].

Наибольшей продукционной отдачей на единицу культивируемой площади в ЦМ НЗРФ характеризуется Московский регион, в соотношении как: 1,6 ‒ к Брянской, 5,3 ‒ Смоленской областям и 2,8 ‒ России. Белоруссия в целом, включая приграничные области, хотя по этому показателю лишь немного уступает Московскому региону, но с каждого гектара получает продукции в стоимостном исчислении в 2,4 раза больше, чем Россия и 1,9 раза Центрального Нечерноземья.

Республика Беларусь также опережает Россию и другие страны ЕАЭС и ЕС по производству сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения, которая в 2016-2018 гг. в среднем в первой составила: 927 и, второй 558 долл. США, при 587 в ЕАЭС, или больше последнего в 1,6 раза, Европейского союза ‒ на 84 долл. единицы [15].

Это позволяет приграничным субъектам Республики Беларусь составить пятую часть в экспорте продовольственных товаров, в котором на долю ЦМ НЗ приходится такой же удельный вес в России. А для последней в целом, Стратегией развития АПК и рыболовства, ставится задача довести к 2030 году их вывоз до 47,1 млрд долларов [16] или увеличить его почти в 2 раза.

Тем не менее приграничные субъекты Союзного государства РФ и РБ слабо используют логистическую близость во взаимной торговле сельскохозяйственной продукцией.

 

Таблица 3 ‒ Внешнеторговый оборот сельскохозяйственной продукции в приграничных субъектах Центрального макрорегиона Нечерноземья и Московского региона союзного государства России и Белоруссии

Table 3 ‒ Foreign trade turnover of agricultural products in the border regions of the Central macro-region of the Non-Chernozem region and the Moscow region of the Union State of Russia and Belarus

Территориальная и

административная единица (область)

Экспорт

сельхозпродукции в 2018 г.,

млн долл. США

Импорт сельхозпродукции в 2018 г., млн долл. США

Превышение импорта над экспортом, млн долл.

Удельный вес

пригр. обл. и МР по импорту сельхозпродукции в ЦМ НЗРФ и экспорта в РБ, %

Россия

24921

29736

4815

 

В том числе ЦМ НЗ РФ

4997

15577

10580

100

из него пригр. области:

 

 

 

 

    Брянская

96

293

197

1,9

    Смоленская

156

628

472

4,0

    Московская и г. Москва (МР)

4274

13574

9300

87,1

Республика Беларусь

5235

4406

829

100

В том числе пригр. области:

 

 

 

 

    Витебская

303

...

...

5,8

    Гомельская

471

9,0

    Могилевская

413

7,9

Источник: рассчитана и составлена по: [15, 17]

нет данных

 

В соотношении импорта и экспорта, последний в приграничных и других субъектах Республики Беларусь имеет положительное внешнеторговое сальдо, которое в 2018 году составило 828 млн долл. США, при 52% в общем объеме взаимной агропродовольственной торговли среди государств ЕАЭС [15]. Хотя удельный вес первых в заграничном вывозе этой продукции небольшой, немногим превышает в них вместе, лишь пятую часть, а львиная доля приходится на остальные три не пограничных области Белоруссии (таблица 3).

Что касается собственного производства продовольствия в ЦМ НЗ РФ, то оно не обеспечивает все потребности, дефицит которого восполняется за счет импорта на значительную сумму ‒ 15,6 млрд долл. США, что составляет более половины в страновом измерении, при 45,7% только Московской агломерации (МА), включающую г. Москву и Московскую область. Несмотря на то, что последние также экспортируют ежегодно товары продовольственного назначения в немалом объеме ‒ свыше 4,3 млрд долл. США, тем не менее превышение ввоза над их вывозом составляет 9,4 млрд долл. США, при небольшой доле импорта приграничных областей, но заметной в абсолютных параметрах.

Поэтому ЦМ НЗ РФ, в том числе МА, приграничные области характеризуются зависимостью в импорте по ряду продуктов, недостаточно производимых здесь, не говоря о тех, которые не культивируются в этих широтах. Дефицит первых связан здесь с несовершенством макроэкономических и региональных управленческих отношений, усугубленных сломом наиболее адекватного прежнего аграрного экономического базиса в стране.

Макроэкономическое же управление Республики Беларусь быстро отказалось от деструктивных мер, так называемого рыночного реформирования в аграрном секторе. Оно сохранило крупное коллективное производство в лице колхозов и совхозов, названных ныне акционерными обществами, и представляющими кооперативно-интегративный тип хозяйствования. Более того произошло укрупнение таких хозяйств до 4 тыс. гектаров каждое, вместо 3 тыс. – до этого [18]. Отличительной чертой этих предприятий является не только производство сельскохозяйственной продукции, но и её переработка, а зачастую также сбыт, что увеличивает рентные возможности непосредственно поля и фермы. При этом макроэкономическое управление Республики Беларусь исходило из мировых тенденций, что конкурентоспособное аграрное производство формируется лишь в рамках крупных интегрированных образований, обеспечивающих возможность использования преимуществ хозяйственной специализации. Поэтому Верховный Совет Республики Беларусь незамедлительно приостановил, едва начавшийся в некоторых хозяйствах раздел земли на паи, сохранив тем самым крупное производство, что позволило Белоруссии обеспечить не только собственное население продуктами питания, но и стать крупнейшим их экспортером и, прежде всего, в Россию.

Экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья наступает, как правило тогда, когда избыточное их производство, что характерно для Республики Беларусь (таблица 4). Данные показывают, что на протяжении этих четырех лет производство, представленных продуктов значительно превышает внутренние потребности, что было характерно и для предшествующих не показанных в таблице годах.

Самообеспеченность в Белоруссии по животноводческим продуктам питания, обладающим наибольшей потребительной ценностью и относящимся, к так называемой предохраняющей пищи, выше: мяса – на одну треть, яйца – лишь немногим меньше, а молока – в 2,4 раза больше, только дефицит по рыбе и фруктам (таблица 4). В научной литературе по уровню производства и потребления продуктов животноводства связывают с уровнем интеллектуального и общего развития страны [19].

 

Таблица 4 – Динамика самообеспеченности основными продуктами питания

Республики Беларусь, в процентах

Table 4 – Dynamics of self-sufficiency in basic foodstuffs of the Republic of Belarus, as a percentage

Вид продукта

Годы

2016-2019 гг.,

в среднем

2016

2017

2018

2019

Мясо

132

135

135

133

134

Молоко

233

231

235

241

235

Яйца

132

129

124

128

128

Рыба

15

14

15

14

15

Картофель

104

112

106

111

108

Овощи и бахчевые

107

106

100

107

105

Фрукты и ягоды

58

44

81

48

58

Источник: составлена и рассчитана по: [15, 19]

 

Вместе с тем увеличение доли этих продуктов в потреблении сдвигает структуру посевных площадей в сторону кормовых культур, с необходимостью более рационального использования земельных ресурсов, для чего требуется оптимальное соотношение между животноводством и растениеводством, особенно в приграничных областях нашего Союзного государства, связанное с радионуклидным загрязнением почвы.

Избыток продукции, и прежде всего молочной и мясной, обусловливает предмет её экспорта. В общем вывозе продовольствия Республики Беларусь, на молоко приходится пятая часть, или 6% мировой торговли молочными продуктами, мяса и мясных субпродуктов немногим меньше, а вместе около половины. Что в основном обусловлено высокой плотностью поголовья коров на единицу площади, которая, кроме Московского региона, трех-четырех кратно выше в Республике Беларусь, её пограничных и других субъектах, чем в соответствующих территориальных и административных единицах России. Поэтому производство продуктов животноводства в этой стране опережает соответствующие показатели на единицу площади в России и других государствах ЕАЭС (таблица 5, таблица 6), причем всего с 5-6 процентами импортных кормов в рационе кормления [20].

 

Таблица 5 ‒ Продуктивность и плотность коров на единицу обрабатываемой площади в России, Белоруссии, пограничных их субъектах, Московском регионе, Центральном Нечерноземье

Table 5 ‒ Productivity and density of cows per unit of cultivated area in Russia, Belarus, their border subjects, the Moscow region, the Central Non-Chernozem region

Годы

Территориальная и административная единица (область)

Россия

В том числе ЦМ НЗРФ

из неё приг. запад. обл. и Московский регион

Белоруссия

В том числе пригр. области

Брянская

Смоленская

Московский регион*

Витебская

Гомельская

Могилевская

Средний удой на корову, кг

2016

5370

5558

4147

4538

6972

4919

4110

4784

4110

2017

5660

5942

4470

4584

7515

4942

4006

4915

4287

2018

5945

6228

4584

4604

7658

4962

3864

4800

4037

2019

6290

6584

5222

4739

7808

5005

3911

4453

3750

Поголовье коров на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий, голов

2016

-

-

-

-

-

17

14

17

14

2017

4

4

11

3

7

18

14

17

14

2018

4

4

11

3

7

17

15

18

15

2019

4

5

11

4

7

17

16

19

15

                         

* Московская область и г. Москва, вместе

Источник: рассчитана и составлена по: [12, 15]

 

Так, за период 2016-2019 гг., каждый гектар белорусского поля в 5,4 раза приносил больше молочной и 2,6 раза мясной продукции в сравнении с Россией (таблаблица 6). Как результат взвешенного макроэкономического управления в этой стране, сохранившего крупные предприятия в лице социально модернизированных колхозов и совхозов ‒ с 95,0% долей производства среди других форм хозяйственной деятельности.

Однако в приграничных областях РБ этот показатель ниже республиканского, как и в Смоленской области РФ, следовательно, другие не приграничные субъекты повышали страновые индексы.

 

 

Таблица 6 – Производство молока и мяса на единицу обрабатываемой площади в Республике Беларусь, России, их приграничных субъектах и других странах ЕАЭС

Table 6 – Milk and meat production per unit of cultivated area in the Republic of Belarus, Russia, their border regions and other EAEU countries

Страны ЕАЭС

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Молоко на 100 га с.-х. угодий, кг

Республика Беларусь

82713

85504

86301

87403

  В том числе пригр. обл. с РФ

 

 

 

 

     Витебская

56121

55667

53573

53401

     Гомельская

80723

83509

82339

77617

     Могилевская

58349

59960

56381

51891

Россия

15442

15624

15832

16196

  В том числе пригр. запад. обл. и Московский регион

 

 

 

 

     Брянская

16551

16538

16357

16450

     Смоленская

11684

11142

10339

9735

     Московский регион

43941

45216

45788

47208

Армения

36095

33238

31810

Казахстан

5289

5286

5396

5511

Кыргызстан

14669

14989

15347

Скот и птица на 100 га с.-х. угодий, убойный вес, кг

Республика Беларусь

13661

14148

144261

14658

  В том числе пригр. обл. с РФ

 

 

 

 

     Витебская

9698

11057

11776

11910

     Гомельская

10726

10720

11006

11460

     Могилевская

10422

10402

11152

12782

Россия

5107

5341

5497

5662

  В том числе пригр. запад. обл. и Московский регион

 

 

 

 

     Брянская

17094

18000

18254

19058

     Смоленская

3264

3856

4191

4277

     Московский регион

15449

16099

16216

16223

Армения

7738

7836

7626

7836

Казахстан

936

965

1006

1053

Кыргызстан

2046

2083

2131

2168

             

Источник: рассчитана и составлена по: [12, 15]

 

Вместе с тем анализ соотношения цен на молочную продукцию и её себестоимость в аграрном секторе Республика Беларусь, включая приграничные субъекты, показывает, что первые недостаточно покрывают издержки, с уровнем рентабельности лишь от 15,0 до 26,2%, в зависимости от года, при убыточности выращивания продукции скота и птицы [20].

Что касается России, то цены на молоко в 2021 году были даже ниже производственных затрат, в которых значительный удельный вес занимает импортная составляющая – свыше 25 процентов [21]. К ней относятся: высокая доля ввозимого из-за рубежа технологического оборудования, его сервисное обслуживание специалистами фирмы-производителя, ветеринарные препараты, вместе с упаковочными материалами, не производимыми в России, частично корма, а также дорогое отечественное топливо и горючее, что относится и к приграничным субъектам. В силу этого повышаются розничные цены непосредственно для потребителя, которые не каждому доступны.

Но для оптимального питания молочная составляющая рациона человека необходима, и в этом смысле молочные продукты имеют социальное значение, поэтому практически во всех «молочных» странах цены на них подвергаются частично государственному регулированию.

В условиях сужения производства и внутреннего рынка молочных продуктов в России, в том числе в приграничных субъектах, их экспорт из Республики Беларусь становится необходимостью для России.

Рассмотрение перспектив развития межрегиональных связей приграничных регионов России и Белоруссии по линии аграрного производства осуществляется на ежегодных Форумах субъектов названных государств и постоянно действующем семинаре при одном из органов управления этого Союза ‒ Парламентском Собрании.

На форумах, в частности, поднимались вопросы приоритетного направления взаимного регионального трансграничного сотрудничества по линии государств и их субъектов, продовольственной безопасности, торгово-экономических связей, экономической интеграции, дезактивации радиоактивно загрязненных территорий, инновационных технологий и другие.

Обсуждение. Анализ состояния сотрудничества субъектов российско-белорусского приграничья показывает, что и те, и другие недостаточно используют логистическую близость для более эффективного управления специализацией и концентрацией сельскохозяйственного производства. Такой вывод вытекает из того, что общеэкономические показатели почти всех субъектов приграничных территорий не выше в сравнении со страновыми, что особенно относится к российской стороне.

Избранный макроэкономический управленческий курс по смене экономического базиса в АПК России в сторону феодализации аграрных отношений, с частной собственностью на землю, её товарным оборотом, ограничивает производство, поскольку это не соответствует научной обоснованности, экономической целесообразности, социальной приемлемости приграничных и других субъектов, что подрывает не только продовольственную, но и государственную безопасность страны.

В тоже время в Республике Беларусь выработана и реализуется долгосрочная макроэкономическая стратегия управления модернизацией и дальнейшим развитием аграрного сектора экономики, включая сопредельные области, по которым ведется поиск наиболее приемлемых моделей специализации приграничного хозяйства, чтобы получить новый импульс в развитии этих субъектов.

На основе Государственной типологический схемы, так называемого функционального управленческого подхода к районированию, в Республике Беларусь укрупненно сгруппированы регионы трех видов: урбанизированные, сельскохозяйственные и особые, требующие соответствующего управленческого воздействия.

Административные районы, прилегающие к белорусско-российской границе, отнесены к особым территориям, с характеристикой низкого продукционного потенциала, поскольку угодья в них подверглись радиоактивному загрязнению. Особенно наибольшим таким воздействием характеризуется в России ‒ Брянская область, в Республике Беларусь – Гомельская область, требующие научного подхода к постепенной дезактивации таких земель, из-за чего в ряде населенных пунктов этого национального субъекта отмечалось производство молока с радионуклидами выше допустимых норм [22]. В этой области наиболее загрязненная радионуклидами оказалась юго-западная часть, с населением 287 тыс. человек, а всего в этом субъекте насчитывается 22 таких административных района и 484,5 тыс. жителей [23]. При этом физические объемы и федеральное финансирование по реабилитации таких земель из года в год сокращается. Например, калий как антагонист цезия сдерживает его поступление в продуктивную часть урожая, однако вынос калийных веществ из почвы с урожаем больше, чем их удобрительное и дезактивационное поступление.

Поэтому на территориях с плотностью загрязнения радионуклидами 15-40 Кu/кв. км необходима переспециализация молочного скотоводства на мясное, характеризующегося меньшим накоплением в мышечных тканях животного этих вредных веществ, что относится к проблеме организации всего приграничного хозяйства таких пространств. Для этого, по нашему мнению, требуется создание единого органа управления загрязненными территориями Союзного государства, формирование своеобразной дезактивационной аграрной экономики, что перекликается, с так называемой креативной экономикой [24], что сродни нестандартному подходу.

Республика Беларусь уделяет особое внимание приграничным регионам соответствующим субсидированием, чтобы создать нормальные условия функционирования таким субъектам хозяйствования на землях, пораженных радионуклидами.

Следовательно, экологическая напряженность на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии на АЭС, выступает как еще одна общая и приоритетная управленческая проблема, решение которой составляет одну из неотложных целей приграничного сотрудничества этих союзных государств. Стратегическое управление такими территориями предполагает формирование соответствующих форм хозяйствования, развитие социальной инфраструктуры, внедрение инновационных технологий, что является плодом научных изысканий, без которых в Белоруссии не принимаются ключевые решения управленческого характера.

Поэтому академическая наука Республики Беларусь разрабатывает, применительно к этим территориям, нестандартные системы научного земледелия, животноводства и ведения в целом хозяйства (проекты законов и нормативных актов), на основании чего осуществляется оптимизация структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур по особым приграничным и другим 7 почвенно-экономическим комплексам этой страны. Определяются возможности наращивания продуктивности животных и урожайности сельскохозяйственных культур, устанавливаются резервы и переход к биолого-экологической интенсификации производства.

Особенно большое значение в приграничных и других субъектах Республики Беларусь придается развитию главной специализированной рыночной отрасли сельской экономики, которой является молочно-мясное скотоводство. Поскольку основные доходы сельскохозяйственные, в том числе приграничные предприятия, получают, в основном, от экспорта этой продукции, опережая по этому показателю не только государства-члены ЕАЭС, но и многие развитые, поставляя свою сельскохозяйственную продукцию и сырьё в 99 стран всех континентов. Современная Республика Беларусь в 2020 году произвела мяса скота и птицы в убойном весе на 104 тыс. тонн, молока ‒ на 308 тыс. тонн больше, чем Советская Белоруссия в 1990 году, с опережением также показателей и в ряде отраслей растениеводства, со сравниваемым периодом.

Такие показатели развития сельской экономки Республики Беларусь обусловлены стратегией сохранения и оптимального укрупнения прежних товарных предприятий в лице колхозов и совхозов, с их постепенной интеграцией, после 90-х годов XX-го столетия в перерабатывающую подсистему АПК. Это является общей закономерностью, поскольку подобные агропромышленные формирования и за рубежом играют ведущую роль в производстве конечной продукции, что отвечает объективному процессу – закону вертикальной экономической интеграции, открытому и сформулированному проф. С.С. Губановым [25]. По существу, в Белоруссии такие образования стали агрофирмами, причем с ярко выраженной специализацией и концентрацией производства. Так основной рыночной отраслью, рассматриваемых нами приграничных Витебской, Гомельской и Могилевской областей, является молочно-мясное скотоводство, что «перекликается» с российскими – Брянской и Смоленской федеральными субъектами. Так коэффициент специализации предпоследней по мясу крупного рогатого довольно высокий и составляет 3,7 [26].

Формирование кооперативно-интеграционных структур в АПК Республики Беларусь создает благоприятные условия для роста доходов и решению социальных задач всех участников объединения, которые организационно функционируют как на принципах управленческой координации, так и на основе полного слияния.

При этом получили широкое распространение кластерные принципы управления производственным взаимодействием на региональном уровне, позволяющие развивать территории комплексно: и бизнес, и социальную инфраструктуру, которой белорусское государство уделяет приоритетное внимание, без чего не было бы таких успешных сдвигов в результатах производственного процесса страны.

Для чего разработаны специальные социальные стандарты, привязанные к приграничным, особым территориям: для жилищного и дорожного строительства, газификации и водообеспечения, образования, здравоохранения, а также культуры и сбыта, исходной основой чего была, так называемая «…концепция агрогородка – сельского поселения городского типа» [27], что снизило отток сельского населения в города. В этом же направлении задействована здесь возможность получения жилья, так называемых, президентских коттеджей, площадью 80-120 кв. метров в безвозмездное пользование на десятилетний срок, по истечению которого они переходят в собственность проживавших в нем людей [28].

В России в этом направлении действует бессрочная льготная программа: «Сельская ипотека», со низкой ставкой кредитов до 3%, по которой выдано их на сумму 187 млрд рублей и, которой воспользовались также указанные приграничные области, что позволило построить на сельской территории нашей страны 5 млн кв. метров жилья [29]. В целом же, только ставится задача «…создание на селе условий жизни, качественно равных городским…» [30, 31], тем самым привлекательных всем слоям общества, тогда как в Республике Беларусь такое сближение уже произошло в форме агрогородов, рассмотренных выше.

Для развития сельской экономики, в том числе в приграничных административных районах, ученым сообществом Беларуси выявлялись, так называемые «точки опережающего роста», в которых сосредотачиваются крупные инвестиции, с целью ускоренной модернизации главных предприятий и производства продукции высокого качества и инновационного наполнения, которое в агропромышленном комплексе России реализуется всего на 8% [32]. Это связано с мизерным объемом инвестиций в исследования и разработки АПК РФ, не превышающие 9 млн долл. США, тогда как в КНР – 4121; США – 2447; Бразилии – 1268; ЕС – 733 млн долл. США [11], что поставило аграрный сектор страны в зависимость от импорта семян, племенного скота, современных технологий и техники. Поэтому в резолюции ученых-аграрников конференции, прошедшей 7 сентября 2022 года в Москве, говорится: «Формирование технологической независимости в сфере АПК относится к приоритетным задачам социально-экономического развития государства» [16].

В основу разработки стратегии управления пространственным размещением и развитием приграничного сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Беларусь должен быть положен комплексный системный подход, укрупненно включающий как территориальный аспект, так и отраслевой со своими функциями [33], которые нашли отражение в монографии ВНИИЭСХ по вопросам стратегического управления пространственным развитиям сельского хозяйства [34]. Отраслевой принцип является производным от структурного разделения сельского хозяйства на две отрасли: растениеводство и животноводство, составные части которых, в свою очередь, образуют внутриотраслевую или подотраслевую структуру разного управленческого масштаба. Территориальная система разделения сельскохозяйственного труда Союзного государства РФ и РБ обусловливает размещение соответствующих отраслей и подотраслей аграрной экономики в зависимости от почвенно-климатических и других условий.

Реализацией этого постулата является создание ЕАЭС с наднациональными органами управления, что открывает возможность последовательно переходить к более совершенным форматам пространственной и агропромышленной интеграции, составляющих его государств, в том числе приграничных субъектов, с определяющей ролью в этом процессе Российской Федерации и Республики Беларусь. С развитием агропромышленной интеграции будет усиливаться взаимная зависимость, сращивание, взаимопроникновение аграрных экономик двух стран и в рамках ЕАЭС, переплетение их хозяйственных отношений в системе АПК, в том числе аграрного приграничья.

Категория «переплетение» наиболее емко и адаптивно характеризует процесс международной агропромышленной интеграции, отражает структурные различия стран и создает предпосылки для четкой дифференциации национальных агропромышленных образований.

В методологическом подходе к проблеме агропромышленной интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь, в целом ЕАЭС, могут служить научные и институционально-правовые документы и последствия функционирования Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) [35, 36; 37; 38].

Заключение. Таким образом, в основу построения стратегии макроэкономического управления размещением и специализацией отраслей сельского хозяйства геостратегического Центрального макрорегиона НЗРФ и Республики Беларусь, с их пограничными областями, должны быть положены принципы социально-экономического механизма последней. Они теоретически глубоко обоснованы и практически поставили эту страну в ряд крупнейших экспортно-ориентированных держав по продовольствию, значительно превысив собственным производством научно обоснованные нормы душевого потребления.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 г. № 2577-р. «Концепция пригра-ничного сотрудничества в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества».

3. Алтухов А.И. Методология совершенствования территориально-отраслевого разделения труда в аг-ропромышленном производстве страны // Методическое обеспечение проведения научных исследова-ний экономических проблем развития АПК России: монография / А.И. Алтухов, А.Н. Сёмин, Г.В. Беспа-хотный и др.; под редакцией А.И. Алтухова. М.: Фонд «Кадровый резерв», 2016. 544 с.

4. Жуков Н.И. Аграрное пространственное развитие и разработка стратегии управления сельскими тер-риториями Северо-Кавказского федерального округа // Экономист. 2021. № 8.С. 77-90.

5. Жуков Н.И. Дифференциальная земельная рента как продукт размещения и ведения сельского хозяй-ства // АПК: экономика, управление. 2019. № 6. С. 16-23.

6. Ушачев И.Г., Папцов А.Г., Долгушкин Н.К., Серков А.Ф., Маслова В.В., Чекалин В.С. Стратегические направления развития сельского хозяйства России в условиях интеграции в ЕАЭС. М.: РАН, 2017. 48 с.

7. Ушачев И.Г., Жуков Н.И. Теоретико-методические аспекты стратегического управления сельскохозяй-ственным производством: пределы рынка, частной собственности, крупного производства // АПК: эко-номика, управление. 2020. № 7. С. 4-19.

8. Башмачников В.Ф. Фермерству в России быть: монография / Башмачников В.Ф [и др.]; под науч. ред. Башмачникова В.Ф. М.: «Перо», 2019. 605 с.

9. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991. С. 71.

10. Жученко А.А. Ресурсный потенциал производства зерна в России (теория и практика). М.: ООО «Из-дательство Агрорус», 2004. 1109 с.

11. Принципы стратегии экономического развития России до 2025 года / Торгово-промышленная палата. Проект, 2017. 116 с.

12. Агропромышленный комплекс России в 2019 г.: сборник / Минсельхоз России. М., 2020. 559 с.

13. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Стат. сбор. / Национальный статистический комитет Рес-публики Беларусь. Минск, 2020. С. 12-227.

14. Евразийский экономический союз в цифрах. Крат. стат. сб. / Евразийская экономическая комиссия. М.: 2022. С. 97, 107.

15. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Развитие сельского хозяйства в Европейском экономическом союзе: до-стижения, вызовы и перспективы // АПК: экономика, управление. 2020. № 1. С. 80, 86.

16. Конференция ученых-аграрников // Сельская жизнь. 2022. № 35 (24303). С. 1, 3.

17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019. С. 1182.

18. Гусаков В.Г. Основные механизмы стабилизации развития АПК Беларуси. Методология и методика исследований АПК (материалы научно-практической конференции). М.: ГНУ ВНИИХСХ, 2006. 505 с.

19. Колесников А.В., Васильева Н.К. Размещение и специализация сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2021. № 9. С. 40.

20. Киреенко Н.В., Горбатовский А.В, Горбатовская О.Н., Довнар Л.И. Внешние условия и факторы функционирования животноводства Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 2020. № 2. С. 97.

21. Фролова Е.Ю. Ценообразование и решение задач экспорта на примере молочной продукции // Эко-номика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 11. С. 74.

22. Столяров В.Г. Проблемы снижения радионуклидов в продукции животноводства / Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия: Никоновские чтения - 2002: сб. науч. тр. / Рос. акад. с.-х. наук, Всерос. ин-т аграрных проблем и информатики, Фонд поддержки аграрных реформы и сельского развития; отв. ред. А.В. Петриков]. М.: ВИАПИ, 2002. С. 494, 495.

23. Гончарова Т.В. Современное состояние и организация нормирования труда на радиоактивно загряз-ненных территориях / Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия: Нико-новские чтения - 2002: сб. науч. тр. / Рос. акад. с.-х. наук, Всерос. ин-т аграрных проблем и информати-ки, Фонд поддержки аграрных реформы и сельского развития; отв. ред. А.В. Петриков]. М.: ВИАПИ, 2002. С. 340.

24. Рязанова О.Е., Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н., Золотарева В.П. Креативная экономика: учебное посо-бие. М.: КНОРУС, 2022. 134 с.

25. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. (Серия «Сверхдержава»). М.: Книжный мир, 2012. 224 с.

26. Развитие сельского хозяйства геостратегических территорий России: монография: / А.И. Алтухов, А.Г. Папцов, Л.П. Силаева [и др.]; под. науч. ред. академика РАН А.И. Алтухова. М.: Издательство «Научный консультант», 2022. 300 с.

27. Антоненко М.Н., Кривичанина Е.А. Исторические аспекты развития инфраструктуры белорусского села / Сельские территории Росси в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспек-тивы: сб. науч. тр. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова. 2019. С. 393.

28. Быков В.Г. Об опыте решения жилищной проблемы сельских поселений в Беларуси и США / Сель-ские территории Росси в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова. 2019. С. 407.

29. Кузьмин В. Ставка на льготы. Премьер объявил о бессрочном продлении сельской ипотеки // Россий-ская газета. Неделя. 2022. № 188. С. 3.

30. Ушачев И.Г., Бондаренко Л.В. Социально-экономическая миссия российского крестьянства // Буду-щее сельских территорий России в контексте развития аграрного мира: материалы международной научно-практической конференции «Будущее сельских территории России в контексте развития аграр-ного мира» в рамках VI Московского экономического форума (3-4 апреля 2018 г.). М.: ООО «Сам поли-графист», 2018. С. 7.

31. Ушачев И.Г. Социальная миссия российского крестьянства. М.: ИП Насиридинова В.В., 2013. 240 с.

32. Инновационное развитие аграрного сектора экономики России в условиях ЕАЭС: монография; под ред. И.С. Санду, Н.Е. Рыженковой. М.: «Научный консультант»,2019. 154 с.

33. Семкин А.Г. Стратегия пространственного развития и управления подотраслями сельскохозяйствен-ного бизнеса приоритетных и приграничных геостратегических территорий (регионов) // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 6. С. 20-32.

34. Пространственное развитие сельского хозяйства России: монография / А.И. Алтухов, А.Г. Папцов, Л.П. Силаева [и др.]; под. ред. академика РАН А.И. Алтухова. М.: Изд-во «Научный консультант», 2021. 324 с.

35. Структурные сдвиги в народном хозяйстве социалистических стран. Под ред. В.А. Жамина. М.: «Мысль», 1976. 333 с.

36. Основные документы Совета Экономической Взаимопомощи / Секретариат СЭВ. М., 1968.

37. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. М, 1971.

38. XXV лет СЭВ - итоги, задачи, перспективы: материалы Международной научной конференции / Секретариат СЭВ. М.: 1974.

39. Ширяев Ю.С. Механизм социалистической экономической интеграции. М.: «Мысль» 1976. 96 с.

40. Куба: строительство социализма. Экономические и социально-политические аспекты / А.Д. Бекаре-вич, В.А. Бородаев, Н.И. Жуков, К.О. Лейно, З.И. Соколова. М.: «Наука», 1983. 288 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?