ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ И БИЗНЕС-МОДЕЛИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В последние десятилетия всемирное признание получила концепция устойчивого развития, которая объединяет в себе решение экологических, социальных и экономических проблем. В статье сделана попытка раскрыть актуальный вопрос применения концепции устойчивого развития через призму утверждения предприятиями стратегии и бизнес-модели. Обращено внимание на роль новых факторов в определении бизнес-модели и стратегии современного предприятия. Раскрывается особая ответственность производственных предприятий за развитие и применение концепции устойчивого развития в современных российских реалиях. Сделан вывод, что компании, следующие стратегии устойчивого развития более привлекательны для инвесторов. Определены факторы, определяющие устойчивое развитие любого предприятия.

Ключевые слова:
концепция устойчивого развития, стейкхолдерский подход, стратегия, бизнес-модель, устойчивость предприятия
Текст

В настоящее время отечественные компании вынуждены функционировать в условиях высокой неопределенности. Которая обусловлена как экономическими, так и социальными и экологическими причинами. В связи с этим становится актуальной повестка ESG (Environmental, Social, Governance), которая призвана трансформировать внутренние процессы организации для минимизации воздействия факторов внешней среды. В связи с этим любое предприятие России должно формулировать стратегию и бизнес-модель, основываясь на концепции устойчивого развития для того, чтобы выстроенные бизнес-процессы обеспечивали эффективноеуправление во всех сферах ее функционирования.

 Создание организации подразумевает собой наличие группы людей, объединенных общей целью. Цели имеют лишь субъекты и именно они присваивают свои интересы организации. В связи с этим успешная стратегия характеризуется формулированием четко поставленных долгосрочных целей, понятных работникам всех уровней, пониманием процессов окружающей среды и их последствий, а также максимально эффективным использованием внутренних ресурсов.

Миссия позволяет определить общую цель всего коллектива и создает уверенность работников в будущем, а для менеджмента — это ориентир для выбора лучшей альтернативы при принятии решений. Цели в свою очередь позволяют конкретизировать действия по достижению миссии и ставятся на более определенный срок, что позволяет ввести временную конкретику и отследить достижение результата. Конкретно сформулированная цель предприятия может включать в себя разнообразные аспекты. До недавнего времени в долгосрочном периоде основной целью оставалось получение и максимизация прибыли, однако сейчас данная цель у передовых компаний неразрывно связана с соблюдением социальных и экологических критериев, которые также выносятся как цели. В конечном счете, все локальные цели ставятся и решаются для того, чтобы достигнуть утвержденную миссию, которая реализуется с помощью стратегии.

В настоящее время в условиях постоянно изменяющейся среды и конкурентного окружения стратегия должна отвечать на вопрос, как, используя имеющиеся ресурсы и возможности, организации достигнуть своих целей. Данное определение полностью соответствует политике долгосрочного устойчивого развития.

Определение «бизнес-модели» компании в современной экономической науке принято характеризовать с одной стороны с ориентацией на внутренние процессы организации, с другой - во взаимоотношении со внешними пользователями, создании для них ценностей. В последнее время все большую роль стали отводить именно второй трактовке бизнес-модели. Теперь бизнес – это не просто источник получения прибыли для предпринимателя, сегодня бизнес – важный компонент жизни общества, которые генерирует для пользователей не только экономические ценности, но социальные и экологические. Задача бизнеса на данном этапе перестать рассматривать себя только как переработчика ресурса и производителя нового товара, нужно ориентироваться на будущее, работать так, чтобы будущим поколениям было где жить, расти и работать. Все эти современные трактовки требований к бизнесу находят отражение и в концепции устойчивого развития.

Ответственность за ориентацию бизнеса на социальную сферу больше всего лежит на крупных промышленных предприятиях, которые своей деятельностью представляют реальную угрозу для экологии и живущих неподалеку от производства граждан. Более того, ориентация на нефинансовые показатели не должна существенно отражаться на финансовых результатах хозяйственной деятельности. Предприятие должно генерировать ценности во всех сферах жизни общества. В связи с этим, бизнес-модель должна отражать взаимоотношения с внешним окружением, процесс создания ценности для потребителя, их привлечение и сбыта им продукции и получении прибыли, а также экономические, социальные и экологические ценности для государства.

Таким образом, компонентами бизнес-модели должны выступать финансовая модель бизнеса, целевая клиентура компании, создаваемые ценности для клиента и других заинтересованных сторон и система их создания (технологии, ресурсы, управленческие техники и др.) [2].

Отдельного внимания заслуживает новый компонент бизнес-модели коммерческой организации, актуальность которого возрастает в последнее время, - инновации. Данный элемент связывает между собой вышеперечисленные измерения бизнес-модели и позволяет усилить каждую из них. Важно, чтобы инновации разрабатывались не сами по себе, а усиливали, совершенствовали и обновляли все компоненты бизнес-модели. Систематическое внедрение инновационных продуктов позволит компании стабильно удерживать конкурентное преимущество, синергетический инновационный потенциал увеличит устойчивость компании и будет отвечать интересам заинтересованных сторон.

Инновационной должна быть и сама бизнес-модель. Ее разработка довольно затратное мероприятие, и многие компании стремятся взять типовые бизнес-модели и применить их к конкретной компании, например, из BABOK (Business Analysis Body of Knowledge). Данный упрощенный путь лишает бизнес индивидуального подхода и детализации необходимых моментов. Нельзя требовать инноваций от сотрудников, если сама бизнес-модель не отвечает этим требованиям. Ошибочно думать, что бизнес-модель создается только для внешних стейкхолдеров, модель должна быть понятной и актуальной для работников компании, чтобы они, понимая суть концепции бизнеса, могли предложить своей компании востребованные инновации в бизнесе.

Актуальная бизнес-модель позволяет упростить стейкхолдерам понимание организации деятельности в компании. Кроме того, бизнес-модель корректирует определение задач, которые встают перед организацией в результате хозяйственной деятельности, раскрывает сильные стороны компании, обращая внимание стейкхолдеров на социальную, экономическую и экологическую устойчивость компании. Перед организацией регулярно возникает потребность в сопоставлении стратегических целей и операционной деятельности, благодаря бизнес-модели удается адаптировать управленческие решения к последовательно сменяющимся стадиям жизненного цикла компании.

В определении бизнес-модели отдельное внимание уделяется созданию стоимости, или другими словами, ценностей, которые организация транслирует для заинтересованных сторон. Эти ценности формируются за счет использования ресурсов, технологий, методов управления и другого, что определяется стратегией. Выбранная стратегия полностью отражает методы и способы, которые компания планирует использовать в своей операционной деятельности в настоящем и будущем. Для планомерного и устойчивого развития, тесно связанные, бизнес-модель и стратегия должны транслировать одинаковый вектор развития. Стратегия отражает ценности для бизнеса и партнеров на базе адекватной бизнес-модели, которая формируется для решения поставленных стратегических задач.

К факторам создания ценности относят бизнес-модель, стратегию и объем ресурсов, задействованных в создании ценности. Бизнес-модель разрабатывается в целях реализации стратегии с учетом имеющихся и дополнительно привлекаемых ресурсов. Адекватная бизнес-модель должна создавать условия для создания ценностей в интересах собственников, различных групп заинтересованных сторон и общества в целом.

Бизнес старается учесть все потенциальные угрозы, которые могут возникнуть: составляется матрица рисков, разрабатываются агрессивный, консервативный и оптимистический сценарий развития, происходит выстраивание долгосрочных отношений с заинтересованными сторонами для снижения рисков непредсказуемых изменений. Таким образом, грамотно разработанная стратегия с ориентацией на устойчивое развитие позволяет минимизировать влияние постоянно меняющейся внешней среды, минимизировать риски внешнего окружения и стабилизировать отношения с основными стейкхолдерами.

Крупные экономические субъекты первыми стали формировать отчетность об устойчивом развитии, которая представляет собой отчет о деятельности экономического субъекта в области экологии, экономики, корпоративного управления и социальной сферы. В будущем развитие концепции “устойчивого развития” должно достигнуть такого высокого уровня, что бизнес не только сам будет соответствовать ее принципам, но и контрагенты будут выбираться им таким образом, чтобы вся цепочка производства удовлетворяла понятиям экологичности и социальной ориентированности. В таком случае станет невыгодным экстенсивное развитие бизнеса и необдуманная эксплуатация ресурсов.

Экономические субъекты, обращающие внимание на ESG-показатели (environmental, social, governance) и применяющие стандарты GRI (Global Reporting Initiative), обладают более низкой стоимостью капитала, так как менее подвержены рискам в сфере экологических и социальных нарушений, за которыми могут следовать санкции [8]. Следовательно, компании, следующие стратегии “устойчивого развития” более привлекательны для инвесторов.

Основной отличительной чертой стратегий современных предприятий стала не ориентация на внешнюю среду и приспособление к ней, но развитие своих сильных сторон и укрепление позиций на конкурентной арене посредством воздействия на окружающую среду. Более того, анализируя прошлую стратегию экономического субъекта и актуальное положение дел можно прийти к выводу, что компании не ставят своей целью безусловно следовать ранее принятому курсу. Бизнес оставляет за собой возможность действовать спонтанно, используя открывающиеся в моменте перспективы и скрытые возможности.

Адекватно построенная бизнес-модель позволяет стейкхолдерам быть в курсе логики и организации работы в компании, направляет ресурсы компании на решение стратегических задач, обращает внимание на сильные стороны предприятия, которые могут обеспечить ее стабильность в будущем.

Таким образом, сложно переоценить значение бизнес-модели для ведения современного бизнеса. Если раньше она создавалась интуитивно, то сейчас в эпоху высокой конкуренции все сложнее и рискованнее действовать без слаженной системы взаимодействия между внешними и внутренними заинтересованными сторонами.

Регулярный анализ бизнес-моделей позволяет сравнивать эффективность бизнеса с другими аналогичными предприятиями, оценивать перспективы бизнеса, предлагать меры по его оптимизации для максимизации ценности заинтересованных сторон, приспосабливаться к колебаниям рынка и стадиям жизненного цикла компании. Более того, бизнес-модель должна быть построена в соответствии со стратегией компании, чтобы они отвечали общим требованиям и целям.

Зачастую проблема перехода к устойчивому развитию предприятий заключается не в ограничении финансовых ресурсов, а в кадровых ограничениях, консервативности руководства, непонимании выгод от следования принципам устойчивого развития.

На рисунке 1 отражены факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия. Стоит отметить, что обращение к стандартам GRI необходимо как перед формулированием стратегии и бизнес-модели, так и после – для сверки вектора движения предприятия его целям. Ориентация на ESG-принципы должна исходить и от топ-менеджмента, и от рядовых работников, чтобы ценность от их реализации соответствовала всем уровням управления и приводила к реальным результатам.

 

Рисунок 1 - Модель управления устойчивым развитием предприятия

 

Более того, в современной конкурентной среде нельзя обойтись без инноваций. А.Е. Суглобов и С.Ю. Липалина трактуют понятие инновации как «…результат инновационной деятельности предприятия, который получил воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, услуги, процесса, либо другого вида деятельности, применяемого для практических нужд с целью качественного роста показателей эффективности деятельности предприятия» [5]. Таким образом, если топ-менеджмент предприятия перестанет думать о новом продукции, внедрении нововведений в производственный процесс конкуренция рыночной экономики поглотит эту компанию, разрушив ее устойчивость на рынке. Использование предпринимательского подхода, заключающегося в процессе создания нового продукта и доведения его до потребителя, позволит компании противостоять вызовам рынка и быть всегда на шаг впереди своих конкурентов, стабильно занимая свою долю рынка или наращивая ее.

Таким образом, идея об устойчивом развитии должна прослеживаться и в стратегии, и в бизнес-модели. Конкретное определение этих компонентов позволяет менеджменту, сотрудникам и всем заинтересованным сторонам определить вектор развития организации и перспективы ее функционирования. Формулирование целей, основываясь на концепции устойчивого развития позволяет компании не забывать о долгосрочной перспективе и реализовывать эти принципы здесь и сейчас.

Список литературы

1. Акмаева, Р. И., Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р. И. Акмаева. - Москва : Русайнс, 2023. - 251 с.

2. Бариленко, В.И., Методология бизнес-анализа : учебное пособие / В.И. Бариленко. - Москва : КноРус, 2022. - 217 с.

3. О. В. Ефимова, М. М. Басова, И. Г. Ушанов и др. Комплексный стратегический анализ устойчивого развития экономических субъектов : учебник / О. В. Ефимова, М. М. Басова, И. Г. Ушанов [и др.] ; под ред. Е. В. Никифоровой. - Москва : КноРус, 2022. - 160 с.

4. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора : пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.с. 21-23.

5. Суглобов, А. Е. Методологические подходы к пониманию сущности инновационной деятельности в современных условиях / А. Е. Суглобов, С. Ю. Липалина // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 7. - С. 202-206.

6. Дегтярев Павел Андреевич. Совершенствование бизнес-процессов промышленных предприятий на основе принципов устойчивого развития (ESG) : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 5.2.3. / Дегтярев Павел Андреевич; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» ; Диссовет ЮФУ801.03.03]. - Ростовская обл., 2023.

7. The IIRC / The International Integrated Reporting Council. URL : http://www.theiirc.org

8. GRI / Global Reporting Initiative. URL : https://www.globalreporting.org/standards/


Войти или Создать
* Забыли пароль?