Россия
Россия
Россия
В статье рассматривается международная проектная деятельность в вузе как инструмент формирования культурной компетентности студентов. Проекты культурной и международной направленности в вузе способствуют расширению кругозора обучающихся в других научных и профессиональных сферах, что влияет на формирование культурной компетентности, влияющей, в свою очередь, на развитие объемного мировоззрения, Self-Agent-качеств, мотивации к самопознанию и самореализации и т.д. Также культуроориентированный образовательный процесс с использованием проектной деятельности в вузе обеспечивает условия для адаптации обучающихся к работе в смежных сферах деятельности, овладения новыми навыками, непрерывного обучения и развития на протяжении всей жизни, что соответствует реалиям динамично развивающегося рынка труда на современном этапе. В свою очередь, формирование культурной компетентности всегда рассматривалось как необходимое требование к высшему образованию, однако в современных условиях оно приобретает особое значение. Вышеизложенные аспекты указывают на возможность и необходимость реализации современным университетом культуроориентированной и культуросберегающей функций, которые являются чрезвычайно значимыми в ситуации ценностного кризиса современного российского общества.
культурная компетентность, проектный подход, компетентностный подход, межкультурная коммуникативная компетентность, проектное обучение
1. Айналиева А. Р., Скрипченкова Н. П., Шаповалова Е. Г. Структурные компоненты межкультурной компетентности // МНКО. 2018. №3 (70). С. 215-217.
2. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. №4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generirovanie-vozmozhnostey-ot-chelovecheskogo-kapitala-k-chelovecheskomu-potentsialu (дата обращения: 28.04.2023).
3. Байлеписова А. Компетентностный подход к образованию // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. №86. С. 23-25.
4. Балмасова Т. А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. №8-9. С. 38-45.
5. Дзюбенко А. И., Борисенко В. А. О подходах к интерпретации феномена «культурный интеллект» // Гуманитарные и социальные науки. 2020. №3. С. 58-64.
6. Илькевич С. В., Приходько Л. В., Смит Н. Л. Модель межкультурной адаптационной экосистемы университет как элемент стратегического развития // СРРМ. 2020. №3. С. 324-334.
7. Карнышев А. Д. Личность и межкультурная компетентность // Психология в экономике и управлении. 2009. №2. С. 99-106.
8. Кремнева Л. В., Заведенский К. Е., Рабинович П. Д., Апенько С. Н. Стратегирование образования: экосистемный переход // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. С. 656-677. DOIhttps://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.656-677.
9. Ридингс, Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 304 с.
10. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 61-64.
11. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М., 2014. - 254 с.
12. Сорокин П. С., Вятская Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. 2022. №1. С. 11-52.
13. Суетина Н. М., Шефрукова С. Т. Групповое проектное обучение в вузе: социальный эффект // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. №3. С. 68-73.
14. Терехова Т. А., Большаков О. Б. Отечественные концептуальные модели межкультурной компетентности // Психология в экономике и управлении. 2011. №1. С. 93-105.
15. Хорошилова Н. В. Формирование культурной компетентности студентов вуза: специальность 13.00.01: автореф. диссертации на соиск. уч. степени к. пед. н. / Наталья Васильевна Хорошилова; ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н А. Добролюбова». - Нижний Новгород, 2013. - 23 с.
16. Хуторской A. B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. 2005. - №4. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21696585 (дата обращения: 17.03.23)
17. Черкашина Т. Т. Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования: специальность 13.00.02: автореферат диссертации на соискание научной степени доктора пед.н. / Татьяна Тихоновна Черкашина; Российский университет дружбы народов. - М., 2011. - 56 с.
18. Черепанова Т. Б. Тренды и тенденции современной образовательной практики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-i-tendentsii-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktiki (дата обращения: 28.04.2023).
19. Coperías-Aguilar M. J. Intercultural communicative competence: A step beyond communicative competence // Elia: Estudios de lingüística inglesa aplicada. 2002. Nº3. pags. 85-102. ISSN 1576-5059
20. Kaihlanen A-M., Hietapakka L., Heponiemi T. Increasing cultural awareness: qualitative study of nurses’ perceptions about cultural competence training // BMC Nursing. 2019. №18. URL: https://doi.org/10.1186/s12912-019-0363-x
21. Ott D.L., Michailova S. Cultural intelligence: A review and new research avenues. International Jour nal of Management Reviews. 2018. Т. 20. Вып.1. С. 99-119. DOI:https://doi.org/10.1111/ijmr.12118. https://doi.org/10.1111/ijmr.12118
22. Pryakhina A. V., Saveleva I. U., Kamalitdinova E. I. Educational Communication as a Tool to Forming General Cultural Competencies of Students // Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). 2021. pp. 101-103, doi:https://doi.org/10.1109/ComSDS52473.2021.9422882]