Международная проектная деятельность вуза как инструмент формирования культурной компетентности обучающихся
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается международная проектная деятельность в вузе как инструмент формирования культурной компетентности студентов. Проекты культурной и международной направленности в вузе способствуют расширению кругозора обучающихся в других научных и профессиональных сферах, что влияет на формирование культурной компетентности, влияющей, в свою очередь, на развитие объемного мировоззрения, Self-Agent-качеств, мотивации к самопознанию и самореализации и т.д. Также культуроориентированный образовательный процесс с использованием проектной деятельности в вузе обеспечивает условия для адаптации обучающихся к работе в смежных сферах деятельности, овладения новыми навыками, непрерывного обучения и развития на протяжении всей жизни, что соответствует реалиям динамично развивающегося рынка труда на современном этапе. В свою очередь, формирование культурной компетентности всегда рассматривалось как необходимое требование к высшему образованию, однако в современных условиях оно приобретает особое значение. Вышеизложенные аспекты указывают на возможность и необходимость реализации современным университетом культуроориентированной и культуросберегающей функций, которые являются чрезвычайно значимыми в ситуации ценностного кризиса современного российского общества.

Ключевые слова:
культурная компетентность, проектный подход, компетентностный подход, межкультурная коммуникативная компетентность, проектное обучение
Список литературы

1. Айналиева А. Р., Скрипченкова Н. П., Шаповалова Е. Г. Структурные компоненты межкультурной компетентности // МНКО. 2018. №3 (70). С. 215-217.

2. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. №4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generirovanie-vozmozhnostey-ot-chelovecheskogo-kapitala-k-chelovecheskomu-potentsialu (дата обращения: 28.04.2023).

3. Байлеписова А. Компетентностный подход к образованию // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. №86. С. 23-25.

4. Балмасова Т. А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. №8-9. С. 38-45.

5. Дзюбенко А. И., Борисенко В. А. О подходах к интерпретации феномена «культурный интеллект» // Гуманитарные и социальные науки. 2020. №3. С. 58-64.

6. Илькевич С. В., Приходько Л. В., Смит Н. Л. Модель межкультурной адаптационной экосистемы университет как элемент стратегического развития // СРРМ. 2020. №3. С. 324-334.

7. Карнышев А. Д. Личность и межкультурная компетентность // Психология в экономике и управлении. 2009. №2. С. 99-106.

8. Кремнева Л. В., Заведенский К. Е., Рабинович П. Д., Апенько С. Н. Стратегирование образования: экосистемный переход // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. С. 656-677. DOIhttps://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.656-677.

9. Ридингс, Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 304 с.

10. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 61-64.

11. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М., 2014. - 254 с.

12. Сорокин П. С., Вятская Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. 2022. №1. С. 11-52.

13. Суетина Н. М., Шефрукова С. Т. Групповое проектное обучение в вузе: социальный эффект // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. №3. С. 68-73.

14. Терехова Т. А., Большаков О. Б. Отечественные концептуальные модели межкультурной компетентности // Психология в экономике и управлении. 2011. №1. С. 93-105.

15. Хорошилова Н. В. Формирование культурной компетентности студентов вуза: специальность 13.00.01: автореф. диссертации на соиск. уч. степени к. пед. н. / Наталья Васильевна Хорошилова; ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н А. Добролюбова». - Нижний Новгород, 2013. - 23 с.

16. Хуторской A. B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. 2005. - №4. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21696585 (дата обращения: 17.03.23)

17. Черкашина Т. Т. Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования: специальность 13.00.02: автореферат диссертации на соискание научной степени доктора пед.н. / Татьяна Тихоновна Черкашина; Российский университет дружбы народов. - М., 2011. - 56 с.

18. Черепанова Т. Б. Тренды и тенденции современной образовательной практики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-i-tendentsii-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktiki (дата обращения: 28.04.2023).

19. Coperías-Aguilar M. J. Intercultural communicative competence: A step beyond communicative competence // Elia: Estudios de lingüística inglesa aplicada. 2002. Nº3. pags. 85-102. ISSN 1576-5059

20. Kaihlanen A-M., Hietapakka L., Heponiemi T. Increasing cultural awareness: qualitative study of nurses’ perceptions about cultural competence training // BMC Nursing. 2019. №18. URL: https://doi.org/10.1186/s12912-019-0363-x

21. Ott D.L., Michailova S. Cultural intelligence: A review and new research avenues. International Jour nal of Management Reviews. 2018. Т. 20. Вып.1. С. 99-119. DOI:https://doi.org/10.1111/ijmr.12118. https://doi.org/10.1111/ijmr.12118

22. Pryakhina A. V., Saveleva I. U., Kamalitdinova E. I. Educational Communication as a Tool to Forming General Cultural Competencies of Students // Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). 2021. pp. 101-103, doi:https://doi.org/10.1109/ComSDS52473.2021.9422882]

Войти или Создать
* Забыли пароль?