Россия
УДК 004.4 Программные средства
В статье поднята проблема необходимости разработки специализированного программного обеспечения для внутренней коммуникации сотрудников строительной компании. Определено общее видение программы, сформулированы основные функциональные требования и выполнена разработка программной архитектуры системы. Полученная система представляет собой кроссплатформенное Web-приложение, которое позволяет осуществлять обмен информацией в различном виде (текст, аудио, видео). Текущий проект, после уточнений позволяет переходить к составлению технического задания, а затем к разработке программного продукта.
коммуникации, связь, повышение мотивации, управление проектами, архитектура приложений, клиент-серверная архитектура, мессенджеры
Введение
Внутренние коммуникации являются важной частью строительной организации, поддерживающее её бизнес-функции и призванные решать стратегические задачи построения эффективной системы взаимодействия между подразделениями и сотрудниками [1, 2]. Одной составляющей коммуникаций является обмен информацией, который в современном мире эффективно невозможно осуществлять без использования различных программ и сервисов. Проблема заключается в том, что в основном эти программы и сервисы взаимодействия создавались для личного общения и использование их в организации, в том числе и строительной, приводит к значительным проблемам в коммуникации сотрудников [1-4]. На данный момент основными видами коммуникаций являются: 1) электронная почта; 2) корпоративный портал; 3) IP-телефония; 4) службы мгновенного обмена сообщениями; 5) социальные сети. Все эти технологии не предоставляют необходимых инструментов для взаимодействия сотрудников, а только для личного. Например, группа сотрудников решит обсудить важный вопрос, но который будет интересен только этой группе. Остальные сотрудники будут вынуждены получать оповещения, о каждом новом сообщении, во время этой дискуссии, а также и документы будут приходить всем. Другой пример, один из сотрудников решит завязать неформальное общение на отвлечённую от работы тему, однако опять, все сотрудники будут вынуждены принимать участие в нём даже в ночное время. К этому можно добавить, что некоторые программы обмена сообщениями любят хранить документы не у себя, а на устройстве пользователя, что приводит к эго захламлению и небезопасно [2, 3].
В рамках имеющихся программных средств не представляется возможным решить возникающие коммуникационные проблемы [4-6].
Поэтому было принято решение выполнить проектирование системы коммуникации строительной организации, исправляющей вышеописанные недостатки.
Объекты и методы исследования
Предполагается, что система коммуникации будет представлять собой комплекс ПО, позволяющее вести эффективный обмен сообщениями и документами между сотрудниками строительной организации.
Для преодоления описанных выше проблем система коммуникации должна решать следующие задачи коммуникации:
- своевременное и полное информирование сотрудников;
- развитие горизонтальных связей между ними;
- устранение внутренних факторов, негативно влияющих на развитие строительной компании;
- увеличение показателей вовлеченности сотрудников в работу;
- повышение эффективности труда;
- получение руководством обратной связи от сотрудников. [5, 7]
Результатом работы программы будет налаженная эффективная коммуникация между отдельными сотрудниками и целыми отделами строительной компании.
Для создания электронной системы взаимодействия в организации необходимо выделить ряд требований, которыми она должна обладать:
- Для каждого отдела организации можно создать свою беседу (чат-комнату).
- Беседы могут быть как открытые, доступные каждому сотруднику, так и закрытые, доступные только ограниченному кругу сотрудников организации.
- Вся переписка сотрудников внутри отдела ведётся в своей беседе.
- Любой сотрудник может заходить в открытую беседу.
- Если какой-то вопрос требует дополнительного обсуждения, то можно создать отдельную ветвь переписки исключительно по этому вопросу.
- Поддержка системой графических пиктограмм (эмоций) для уточняющего экспрессивно-интонационального окраса высказывания, а также выражающие различные профессиональные понятия [7].
- Возможность гибко настраивать получение оповещений. Например, только из беседы своего отдела или только при своём упоминании.
- Должно быть две специальные беседы. Первая только важные сообщения для всех, а вторая для неформального общения.
- Встроены некоторые важные для работы команды решения. Например, канбан-доски — для распределения задач по сотрудникам, контрольные списки — для стандартных периодических задач и календарный график для планирования проектных работ [9,11].
- Возможность создавать пользователей гостей.
- Наличие системы аутентификации и авторизации.
- Возможность совершать, как обыкновенные звонки, так и видео вызовы.
- Проведение видеоконференций для приглашённых сотрудников.
- Должно быть хранилище документов [8].
- Геймификация.
Результаты исследований
Созданная система должна иметь клиент-серверную архитектуру, где тонким клиентом является Web-страница, доступная через браузер, в случае использования сотрудником ПК и мобильного приложения в случае использования сотрудником мобильного устройства. Серверная часть должна быть реализована в виде Web-сервера и для хранения БД должна быть использована СУБД [7]. Такая реализация позволит системе быть максимально доступной и удобной для сотрудников строительной организации [10].
Для реализации подобной архитектуры система коммуникации должна состоять из следующих частей:
- Пользовательский интерфейс.
- Web-сервер, на котором будет реализована основная логика коммуникации.
- Сервер СУБД, где будут храниться пересылаемые сообщения, настройки, ссылки на документы и профили сотрудников.
- Хранилище данных, где будут расположены документы и другие файлы загружаемые сотрудниками компании.
В качестве языка Web-страницы предполагается использовать HTML, JavaScript/CSS. Серверная часть реализуется на языке Go, а мобильный клиент на Kotlin [11].
Модель проектируемой системы коммуникации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель архитектуры ПО системы коммуникации сотрудников
Для налаживания коммуникации между сотрудниками в приложении надо:
- Создать профили сотрудников.
- Для каждого отдела создать свою беседу.
- Настроить службу уведомлений в каждой беседе.
- Настроить видимость в каждой беседе.
- Каждый сотрудник должен установить себе на ПК и мобильное устройство клиентское приложение.
Выводы
Проект ПО, предложенный в тексте данной статьи, позволит реализовать практическое применение организационной модели взаимодействия между сотрудниками строительной компании. Позволит повысить эффективность труда и вовлеченность сотрудников.
Дальнейшие действия подразумевают уточнение технических параметров создаваемой системы и создание программной реализации, которая позволит на практике создать эффективную среду взаимодействия между сотрудниками строительной компании.
1. Решетников Н. Зачем нужны внутренние коммуникации в организации и как их выстроить [Электронный ресурс] // Журнал Хантфлоу : [сайт]. [2015]. URL: https://huntflow.ru/blog/internal-communications/?ysclid=lple5klg59779590845 (дата обращения: 25.11.2023).
2. Патрик Ленсиони. Почему не все любят ходить на работу.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017-256 с. ISBN 978-5-00100-644-2.
3. Татьяна Эндеко. Марш энтузиастов. Или как повысить вовлеченность персонала.- М.: Спутник, 2017-223 с. ISBN 978-5-9973-4555-6.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года
5. Shilov L., Evtushenko S., Arkhipov D., Shilova L. The prospects of information technology using for the analysis of industrial buildings defects / VII International Scientific Conference “Integration Partnership and Innovation in Construction Science and Education” (IPCSE 2020) 11th -14th November 2020, Tashkent, Uzbekistan // (2021) IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 1030 (1) 012039. DOIhttps://doi.org/10.1088/1757-899X/1030/1/012039
6. Шутова М.Н., Вареница А.П., Евтушенко С.И., Подскребалин А.С. Применение метода 3D сканирования при выполнении обмерных работ объектов производственного и непроизводственного назначения // Строительство и архитектура. - 2022. - Т. 10, Вып. 2 (35). - С. 76-80. doi:https://doi.org/10.29039/2308-0191-2022-10-2-76-80
7. Пученков И.С., Евтушенко С.И. Создание информационной модели здания в среде общих данных // Строительство и архитектура. - 2021. - Т. 9, Вып. 1 (30). - С. 46-50. doi:https://doi.org/10.29039/2308-0191-2021-9-1-46-50
8. Евтушенко С.И., Осташев Р.А. Разработка IFC маппинга для выгрузки информационных моделей архитектурных решений // Строительство и архитектура. - 2022. - Т. 10, Вып. 2 (35). - С. 91-110. doi:https://doi.org/10.29039/2308-0191-2022-10-2-91-110
9. Осташев Р.В., Евтушенко С.И. Анализ плагина для связи информационных моделей зданий Direct Link // Информационные технологии в обследовании эксплуатируемых зданий и сооружений: матер. XIX междун. научн.-техн. конф., Новочеркасск 22-23 октября 2020 г./ Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) имени М.И. Платова.- Новочеркасск: Лик, 2020.- С. 9-13.
10. Уланов А.В., Евтушенко С.И. Проблемы и решения применения BIM технологий при проектировании окон // В сборнике: BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 286-295.
11. Evtushenko S.I., Krahmalny T.A., Lepikhova V.A., Kuchumov M.A. The information technologies use at difficult technical objects condition control // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. The International Scientific Conference “Construction and Architecture: Theory and Practice for the innovation Development” (CATPID-2019). 2019. С. 066017.