сотрудник
Брянск, Брянская область, Россия
сотрудник
Брянск, Брянская область, Россия
УДК 519.711.3 Математические вопросы моделирования управляющих систем
Целью работы является разработка математической модели технологического участка магистрального трубопровода, которая отражает основные гидравлические процессы в трубопроводе: Q-H-характеристики напорных и магистральных насосных агрегатов, схемы их включения, характеристики электроприводной части, характеристики линейной части (длина, диаметр, толщина трубопровода), запорной линейной арматуры, дросселирующих заслонок, включая частотный преобразователь, электродвигатель с редуктором и гидравлическую часть (расходная характеристика). Задачей является разработка математической модели технологического участка магистрального трубопровода для дальнейшего использования в составе имитационного стенда системы автоматического регулирования давления (САРД). Методы исследования: использованы метод системного анализа, техническая гидравлика, математическое моделирование работы участка магистрального нефтепровода с учетом включения и выключения магистральных насосных агрегатов и изменения степени открытия узла дросселирования. Результаты исследования: разработанная математическая модель технологического участка магистрального трубопровода учитывает основные гидравлические процессы и может быть использована в программном обеспечении имитатора для систем автоматического регулирования давления. Новизна работы: состоит в создании математической модели технологического участка магистрального трубопровода методом дросселирования, адаптированной для работы в реальном времени для программируемого логического контроллера имитатора. Выводы: Предлагаемая математическая модель технологического участка магистрального трубопровода с регулированием методом дросселирования имеет некоторые допущения, необходимые для работы программного обеспечения в реальном времени и отражает основные гидравлические процессы, протекающие в нефтепроводе. Успешно моделируются переключения магистральных насосных агрегатов и регулирующей арматуры. Результаты моделирования могут быть использованы в программном обеспечении для программно-технического комплекса (ПТК) имитатора испытания автоматики и ПТК настройки САРД.
математическая модель магистрального трубопровода, имитация, система управления
Введение
Регулирование давления в магистральном нефтепроводе обеспечивает поддержание минимально допустимого давления (подпора) на входе в магистральную насосную станцию (МНС) и максимального давления (напора) на выходе нефтеперекачивающей станции (НПС) [2]:
где i – индекс НПС;
В установившемся режиме течения нефти выполнение условия (1) обеспечивается за счет схемы расстановки НПС по длине нефтепровода. При нестационарном течении это выполняет САРД на каждой НПС. Давление регулируется на протяжении всего технологического участка (рис. 1).
Рис. 1. Расчетная схема нефтепровода:
НПС-1 – НПС-4 – нефтеперекачивающие станции; КП – конечный пункт; L1 – L4 – расстояния между смежными НПС; z1 – z4 – геодезические отметки НПС
Fig. 1. Oil pipeline design diagram:
PS-1 – PS-4 – oil pumping stations; CP – final point; L1 – L4 – distances between adjacent PSs; z1 – z4 – geodetic marks of the NPS
При регулировании методом дросселирования на каждой НПС установлена регулирующая заслонка, обычно с резервированием, которая полностью открыта при установившемся течении нефти и дросселирует поток при отклонении давления от уставки Hуст.
Алгоритмы САРД используют ПИД-регулирование. Количество настраиваемых параметров САРД достигает 50. Процесс их настройки для каждой НПС индивидуален и может занимать от несколько часов до нескольких дней. Применение ПТК имитатора позволяет сократить время ввода САРД в опытную эксплуатацию и является обязательным требованием ПАО «Транснефть» как при сдаче автоматики интеграторами, так и при дальнейшей подготовке персонала, ответственного за эксплуатацию и настройку параметров САРД (например, при смене режимов работы нефтепровода). Таким образом, разработка математической модели трубопровода для программного обеспечения ПТК имитатора является актуальной задачей [1, 3].
Описание математической модели
Общепринятая математическая модель. Если по трассе отсутствуют сбросы и подкачки, то в общем виде уравнение баланса напоров для каждого перегона на рис. 1 имеет вид [4, 5]:
В системе уравнений (1) приняты следующие обозначения:
В системе уравнений (1) четыре неизвестных: расход Q и подпоры перед промежуточными НПС
После выражения расхода из уравнения (2) получают:
где
Уточненная математическая модель. Как видно из уравнения (3), оно не учитывает гидравлические сопротивления в виде дросселирующих заслонок [6]. Эти заслонки реализуют алгоритм работы системы автоматического регулирования давления в нефтепроводе при нестационарных течениях. В качестве примера в модели рассмотрены характеристики заслонки модели Vanessa 3000 c пропускной способностью, показанной на рис. 2.
Рис. 2. Зависимость относительной пропускной способности от степени открытия заслонки
Fig. 2. Dependence of relative throughput on the degree of damper opening
Функция перепада давления на заслонке
где
Пропускная способность
Для группы из двух параллельных заслонок (основной и резервной) со степенями открытия q1 и q2 функцию перепада давления на заслонке, кгс/см2, будем определять по формуле:
Функция перепада напора на заслонке
где g – ускорение свободного падения, м/с2; k – индекс заслонки.
Перепишем систему уравнений с учетом формул (2) – (7):
Станционный напор
После суммирования слагаемых вначале в левой части системы (8), а затем – правой, получим:
Тогда выражение (3) можно переписать в следующем виде:
Численное моделирование
В качестве практического примера рассмотрим участок магистрального нефтепровода, параметры которого указаны в табл. 1.
Таблица 1
Исходные параметры
Table 1
Initial parameters
Наименование |
Обозначение |
Значение |
Размерность |
Характеристики линейной части |
|||
Годовая производительность |
Gг |
15 |
млн.т/год |
Протяженности трассы |
Lp |
500 |
км |
Коэффициент неравномерности перекачки |
kнп |
1,05 |
– |
Расчетное число рабочих дней в году |
Nр |
354 |
– |
Наружный диаметр |
Dнар |
720 |
мм |
Толщина стенки |
δ |
10 |
мм |
Абсолютная шероховатость |
ΔE |
0,2 |
мм |
Высотная отметка НПС-1 |
z1 |
90 |
м |
Высотная отметка НПС-2 |
z2 |
30 |
м |
Высотная отметка НПС-3 |
z3 |
150 |
м |
Высотная отметка НПС-4 |
z4 |
40 |
м |
Высотная отметка КП |
zk |
80 |
м |
Конечный подпор |
hk |
30 |
м |
Характеристики дроссельной заслонки |
|||
Условный диаметр |
DN |
250 |
мм |
Условная пропускная способность |
Kv0 |
2217 |
м3/ч |
Характеристики МНА |
|||
Номинальная подача |
QN |
2500 |
м3/ч |
Номинальный напор |
HN |
230 |
м |
Число МНА в работе НПС-1 |
|
2 |
– |
Число МНА в работе НПС-2 |
|
2 |
– |
Число МНА в работе НПС-3 |
|
2 |
– |
Число МНА в работе НПС-4 |
|
2 |
– |
Характеристики перекачиваемой среды |
|||
Плотность |
ρ |
870 |
кг/м3 |
Коэффициент кинематической вязкости |
𝜈 |
9 |
сСт |
Для заданных характеристик процесса был рассчитан тип МНА НМ2500-230. Условие обеспечения заданной эквивалентной (две заслонки) пропускной способности имеет вид:
Данному условию удовлетворяют заслонки с пропускной способностью 1310 и 2217 кг/м3. Расходные характеристики выбранной заслонки при разных степенях открытия показаны на рис. 3.
Рис. 3. Зависимость перепада давления на заслонке от расхода:
1 – одна заслонка q1 = 25%; 2 – одна заслонка q2 = 35%; 3 – две заслонки
Fig. 3. Dependence of pressure drop across the throttle on flow:
1 – one throttle q1 = 25%; 2 – one throttle q2 = 35%; 3 – two throttles
Далее был рассчитаны недостающие параметры трубопровода. Для рассчитанного трубопровода определены расход, коэффициент сопротивления, гидроуклон и потери на линейной части трубопровода.
При работе участка из 4-х НПС по схеме 2-2-2-2 располагаемый напор на всем участке составил Нрасп = 2070 м; расход без дросселирования Qрасп = 2445 м3/ч.
Для определения расстояний между НПС применяется формула:
Для заданных геодезических отметок были рассчитаны расстояния между НПС на участке: L1-2 = 138 км; L2-3 = 91 км; L3-4 = 151 км; L4-КП = 118 км.
Результаты моделирования по распределению напоров (давлений) вдоль магистрального трубопровода представлены в виде эпюры гидроуклонов (рис. 4). При этом были приняты допущения о постоянстве допустимого рабочего давления вдоль трубопровода и монотонности профиля трассы.
Рис. 4. Эпюра распределения напоров проектная:
1 – максимально допустимый напор; 2 – линия гидроуклона; 3 – профиль трассы;
4 – минимально допустимый напор
Fig. 4. Design pressure distribution diagram:
1 – maximum permissible pressure; 2 – hydraulic slope line; 3 – route profile; 4 – minimum permissible pressure
Для описанных условий проведено моделирование гидроуклона при дросселировании на НПС-3 (рис. 5).
Рис. 5. Эпюра распределения напоров при дросселировании
Fig. 5. Diagram of pressure distribution during throttling
Из графика видно качественное соответствие физической картины моделируемым значениям. Так, на эпюре видно падение напора на заслонке ∆h = 165 м при степени открытия q1 = q2 = 25 %. При этом давление на входе НПС-3 повышается до 126 м, в коллекторе – увеличивается до 602 м, что соответствует предельно максимальному значению по условию прочности трубопровода. На выходе напор снижается до 455 м. Значения напоров на входе и выходе станций выше по потоку (НПС-1 и НПС-2) повышаются. Давления на входе НПС-4 и КП снижаются ниже предельно минимального напора, создавая условия возникновения кавитации и остановку МНА. Для удержания участка в работе по условию выхода за предельные напоры необходима САРД.
Напорные характеристики, построенные для участка нефтепровода, при условии одинакового положения заслонок на всех НПС показаны на рис. 6.
Рис. 6. Напорные характеристики для участка нефтепровода:
1 – q = 100 %; 2 – q = 40 %; 3 – q = 30 %; 4 – q = 20 %
Fig. 6. Pressure characteristics for the oil pipeline section:
1 – q = 100 %; 2 – q = 40 %; 3 – q = 30 %; 4 – q = 20 %
Работа участка при включении 3-го МНА на НПС-3 (по схеме 2-2-3-2) показана на рис. 7.
Рис. 7. Эпюра распределения напоров при включении 3-го МНА на НПС-3
Fig. 7. Diagram of pressure distribution when the 3rd MPA is turned on at PS-3
Как видно из рис. 7, включении 3-го МНА на НПС-3 при том же количестве работающих МНА на остальных станциях делает работу участка невозможной без регулирования давления. Так, на входе НПС-3 напор не просто ниже предела кавитации, но и недостаточен для обеспечения работы МНА в принципе. В то же время напор на выходе НПС-3 превышает ограничение по прочности трубопровода.
Работа участка при отключении 2-го МНА на НПС-3 (по схеме 2-2-1-2) показана на рис. 8.
Рис. 8. Эпюра распределения напоров при отключении 2-го МНА на НПС-3
Fig. 8. Diagram of pressure distribution when the 2nd MPA is disconnected at PS-3
Как видно из рис.8, отключение 2-го МНА на НПС-3 увеличивает напор на входе НПС‑3 и уменьшает напор на входе НПС-4 ниже кавитационного запаса, что объясняется уменьшением расхода на участке. Одновременно с этим напор на выходе НПС-2 повышается выше предела прочности трубопровода.
Результаты
Разработанная математическая модель технологического участка магистрального трубопровода отражает основные гидравлические процессы в трубопроводе с учетом включения и выключения МНА и изменения степени открытия узла дросселирования. Данная математическая модель позволяет исследовать изменение давления, расхода и гидроуклона в трубопроводе при переключениях технологического оборудования нефтепроводного транспорта (включение/отключение МНА, изменении степени открытия заслонки). Результаты моделирования показывают сходимость с реальными измерениями на объектах нефтепроводного транспорта.
Кроме того, эта модель адаптирована для работы в реальном времени для программируемого логического контроллера имитатора, что позволяет использовать результаты моделирования в программном обеспечении для программно-технического комплекса (ПТК) имитатора испытания автоматики и ПТК настройки САРД.
1. Матлахов В.П., Хандожко В.А., Агеенко А.В. Автоматизация стенда системы контроля уровня и температуры резервуарного парка // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. - 2023. - №1. - С. 4-11.
2. Гаврилов Е.С., Хвостов В.А. Система автоматического регулирования давления в магистральном трубопроводе с адаптивным модальным регулятором // САПР и моделирование в современной электронике. Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 153-155.
3. Барабанов Д.В. Хвостов В.А. Частотно-регулируемый электропривод насоса магистрального нефтепровода с управлением по положению регулирующей заслонки // САПР и моделирование в современной электронике. Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 146-148.
4. Есаулов А.О., Текшева И.В. Моделирование систем управления нефтепроводами // Трубопроводный транспорт нефти. - 2010. №8. - С. 63-68.
5. Цхадая Н.Д., Тетеревлева Е.В., Ягубов З.Х. Математическая модель участка магистрального газопровода для задач имитации и управления // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». - 2012. - №3. - С. 155-163.
6. Усовершенствованная математическая модель участка магистрального трубопровода с лупингом / Р.А. Шестаков, К.С. Резанов, Ю.С. Матвеева, И.М. Ванчугов // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2022. - Т. 333. - №2. - С. 123-131.