сотрудник
Севастополь, Севастополь, Россия
сотрудник
Севастополь, Севастополь, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
В статье рассматриваются отдельные аспекты нормативно-правового регулирования молодежного предпринимательства, выявляются проблемы и предлагаются рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования государственной политики в данной сфере.
молодежное предпринимательство, молодежная политика, предпринимательство, регулирование, планирование, программа поддержки
Постановка проблемы. Увеличение значимости развития малого предпринимательства в экономике страны подтверждает актуальность развития такого приоритетного направления как молодежное предпринимательство. Молодежь относится к наиболее подвижной группе населения, способной быстро реагировать на изменения внешней среды. Именно по этим причинам в настоящее время молодежное предпринимательство является более еще и мобильным видом, умеющим адаптироваться в современных экономических реалиях. «Развитие предпринимательства в молодежной среде – одно из направлений государственной политики в сфере поддержки бизнеса. Приобретая навыки и возможности для запуска собственного дела, молодое поколение прежде всего обеспечивает собственную занятость, что непосредственно влияет на создание рабочих мест для других участников рынка труда. Аргументами в пользу развития предпринимательской инициативы у молодых людей служат отсутствие у них негативного опыта, готовность к риску, активная жизненная позиция и понимание современных технологических трендов» [1]. При этих обозначенных условиях важным остается проблема финансирования начинающих предпринимателей, их проектов и инициатив, обеспечивающих значительный инновационный прорыв и реализацию современных технологий.
В настоящих условиях остается актуальной проблема социально-экономического развития страны. «Национальные проекты должны усиливать друг друга в достижении национальных целей по естественному росту населения, повышению ожидаемой продолжительности жизни, устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий. Они должны не только создать условия для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, но и сформировать со стороны рынка и государства институциональную среду, вознаграждающую профессиональный и высокотехнологичный труд» [2]. Важным ресурсом в реализации государственных задач выступает молодежь, молодые семьи, отдельные инициативные молодые предприниматели. Данные возможности будут способствовать повышению уровню жизни населения, рождаемости и в целом экономическому росту. Только существенная материальная и нематериальная поддержка со стороны государства на начальном уровне поиска предпринимательских идей позволит обозначить место молодежи в жизни общества и их роли в социально-экономическом развитии.
Практический опыт исследования в сфере молодежного предпринимательства свидетельствует об необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, что требует от молодых специалистов возможности применения еще более современных способов влияния на процессы. Поиск решений указанных проблем определил выбор темы исследования.
Анализ исследований и публикаций. Проблемой развития и распространения молодежного предпринимательства занимаются многие российские ученые и специалисты, среди которых можно выделить: Голубев С.А., Рукина Е.В., Макав Д.Х., Емельянова И.А., Ермолова О.Н. и др. [1-6].
Информационную базу исследования составили Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ [7], Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [8], Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [10], «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [11] и прочие законодательные акты, а также официальные статистические и информационно-аналитические данные, представленные в сети Интернет.
Целью исследования является изучение особенностей государственного правового регулирования молодежного предпринимательства, а также разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовых аспектов государственной политики в сфере реализации молодежного предпринимательства.
Изложение основного материала. Основные направления поддержки инициатив молодежи, а также содействие предпринимательской деятельности молодежи указаны в перечне основных направлений реализации молодежной политики, закрепленном в ст. 6 принятого Федерального закона от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [8]. Кроме того, поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации в прошлом году, круг вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ дополнен общими вопросами молодежной политики (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Соответственно, уровень разработок и рекомендаций, предпринимаемых на федеральном и региональном уровнях относительно регулирования молодежного предпринимательства недостаточно для того, чтобы молодежное предпринимательство стало перспективным направлением экономики.
Одним из первых нормативных документов, в котором упоминалось понятие «молодежное предпринимательство» является Постановление Верховного Совета Российской Федерации 03.06.1993 года – «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» [9]. «Именно на нормы этого документа опирается развитие молодежного предпринимательства. Этот нормативный документ содержит раздел «Содействие предпринимательской деятельности молодежи», в котором впервые предлагается создать систему мер, которая будет направлена на реализацию инновационного потенциала молодежи, при помощи облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в систему рыночных отношений»:
- установить правовой статус молодежного, студенческого и ученического предприятия;
- предоставить индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льготы по налогообложению и кредитованию, обеспечить средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;
- выдавать поручительства и гарантии;
- финансировать обучение основам предпринимательской деятельности и содействовать в разработке учредительных документов;
- освободить молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- установить дотации (субсидии) и налоговые льготы на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг;
- предоставить одноразовые субсидии для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи [8].
С этого законопроекта начались создаваться и воплощаться в жизнь разнообразные программы поддержки предпринимательской деятельности молодежи в Российской Федерации.
Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики [10]. Современные реалии требуют привлечения каждого трудоспособного молодого специалиста к устранению экономический сложностей. На этом пути развития экономики страны особое занимает молодежное предпринимательство. Это связано с тем, что оно может быть использовано как действенным инструментом преодоления проблемы молодежной безработицы, которая крайне остро стоит в последнее время. Так по данным Росстата, уровень безработицы в России в январе 2023 года обновил исторический минимум и составил 3,6%, что составляет 2,7 миллиона человек в возрасте 15 лет и старше классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). При этом численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше, по данным Росстата, в январе 2023 года составила 75,6 миллиона человек (это те, кто в момент исследования одновременно нуждался в работе, искал ее и был готов приступить к ней) [12]. Как свидетельствуют данные в Российской Федерации планируется резкое сокращение численности молодежи в возрасте 23-30 лет. Это создаст значительные проблемы как в сфере занятости, так и в демографической сфере. В возрасте 23-30 лет сокращение численности молодежи составит от 36,1% (30 лет) до 50% (25 лет), а по прочим возрастам – около 40-45% [13]. Поэтому молодежь как особый объект социальной политики государства требует разносторонней поддержки со стороны общества и государства. Суть, которой заключается в эффективной интеграции молодого поколения в социально-экономические и социально-политические процессы общества.
В результате кризиса, связанного с пандемией COVID-19, еще больше выросли масштабы неформальной занятости и нищеты среди работающего населения в мире. Несмотря на восстановление, начавшееся в 2021 году, нехватка возможностей для лучшего трудоустройства сохраняется и в условиях прогнозируемого замедления роста экономики, по всей вероятности, будет только увеличиваться. Одних работников это вынудит соглашаться на менее качественные рабочие места, других оставит без надлежащей социальной защиты. Когда цены растут быстрее номинальных доходов, реальные трудовые доходы падают. Тенденция к снижению спроса, возникающая в результате этого в странах с высоким уровнем дохода, через мировые производственно-сбытовые цепочки отражается и на странах с низким и средним уровнем дохода. Кроме того, постоянные сбои в этих цепочках негативно сказываются на перспективах в области занятости и качестве рабочих мест, особенно на пограничных рынках, что еще больше сокращает их шансы на быстрое восстановление рынков труда [13].
Под молодежным предпринимательством понимают предпринимательскую деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов [8]. Наряду с этим в данном нормативном акте сформулированы и определены приоритетные задачи государственной молодежной политики, одной из которых является создание условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, а также поддержка деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально-ориентированного молодежного предпринимательства. «Развитие молодежного предпринимательства обеспечит создание новых рабочих мест, стимулирование и развитие среднего и малого бизнеса, что в свою очередь влечет за собой рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Таким образом, не только молодежь, но особенно государство заинтересовано в становлении и динамичном развитии молодежного предпринимательства».
В государстве в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социально-экономического развития.
В таблице 1 отражены нормативно-правовые акты, регулирующие молодежное предпринимательство в РФ
Таблица 1 - Нормативно-правовые акты регулирования государственной политики в сфере молодежного предпринимательства в Российской Федерации
В ФЗ № 489 закреплены 9 основных понятий, к числу которых относятся «молодежь, молодые граждане», «молодая семья», «молодежное общественное объединение», «молодежная политика», «специалист по работе с молодежью» и др. [8]. В большинстве региональных законов основные понятия, используемые в законе субъекта РФ, приведены в соответствие с этим законом. Однако в отдельных нормативно-правовых актах используется иная терминология, не включенная в ФЗ № 489. В этих документах используются следующие основные понятия: государственная молодежная политика; стратегия государственной молодежной политики; дети, молодые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; уполномоченный орган исполнительной власти; государственная поддержка молодежных (и детских) общественных объединений; молодежные коммерческие организации; молодежное самоуправление; студенческое (ученическое) самоуправление; органы представительства молодежи края; молодежный совещательно-консультативный орган / молодежный совещательный орган; молодежные общественные совещательные структуры; молодежные парламентские и правительственные структуры; молодежное правительство; молодежный парламент; талантливая (одаренная) молодежь / молодежь, проявившая одаренность; молодой предприниматель; молодежное предпринимательство и др.
Рис. 1. Наиболее часто встречающиеся понятия, не вошедшие в ФЗ от 30.12.2020 № 489- ФЗ, по количеству упоминаний [14]
Следует отметить, что молодежь как особа возрастная группа населения обладает особенностями, в частности, инновационность мышления, мобильность, быстрота адаптации к новым условиям экономической сферы жизнедеятельности, наличие современных знаний, а также возможность и желание быстрого получения новых знаний.
Вместе с тем существуют объективные сложности развития молодежного предпринимательства, к которым относят:
- недостаточную урегулированность на федеральном уровне вопросов поддержки молодежного предпринимательства;
- отсутствие программных инструментов для развития молодежного предпринимательства;
- недостаточность "мест притяжения" молодежи;
- несформированность культуры молодежного предпринимательства;
- различие возможностей в продвижении молодежных идей в федеральных центрах по сравнению с другими регионами, обусловливающих внутреннюю миграцию молодежи;
- недостаточные информированность молодежи о бизнес-возможностях и их мотивированность;
- отсутствие наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес [5].
В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Российской Федерации. Уменьшилась смертность среди молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Российская Федерация является одним из мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование. Многие представители молодежи входят в число победителей и призеров международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад [10].
Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе [10].
С целью поддержки предпринимательских инициатив молодежи со стороны государства принимаются различные конструктивные мероприятия. «На государственном уровне поддержка молодежного предпринимательства осуществляется такими организациями, как Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Ассоциация молодых предпринимателей России, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Международная и Российская молодежные палаты. Действует совместная федеральная программа Росмолодежи и Минэкономразвития «Я – предприниматель», за время реализации которой ее участники, люди от 14 до 30 лет, открыли около 16 тыс. новых предприятий в 53 регионах страны. Для тех, кто стремится стать предпринимателем или масштабировать свою уже имеющуюся компанию реализуется конкурс «Твое дело» и проект «Бизнес.Поколение». Государственные гранты на сегодняшний день являются наиболее востребованной мерой поддержки для молодежного предпринимательства. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» граждане от 14 до 25 лет, которые решили открыть свое дело, смогут получить на это грант от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (или до 1 млн руб., если деятельность ведется в Арктической зоне)» [1].
Особенно перспективно развивать молодежные бизнес-проекты в социальной и технологической сферах. Кроме грантов и денег государство (а также многие коммерческие компании) активно вкладывается в образование предпринимателей нового поколения и формирование специализированных сообществ. Популярны акселераторы, бизнес-клубы и другие схожие или смешанные форматы. Например, федеральная программа акселератора технологических проектов «Технолидеры будущего» позволяет перенять опыт ведущих предпринимателей, обрести полезные знакомства, научиться презентовать свой продукт перед инвесторами, создать команду единомышленников. Однако принимаемых мер недостаточно. Несмотря на то что государство и частные структуры предпринимают попытки решения проблем, пока так и не был выработан комплексный подход. Среди трудностей на этом пути выделяются малое количество мест притяжения молодежи и неравномерное распределение этих точек между региональными и федеральными центрами, что в конечном итоге создает различные возможности для самореализации. Отсутствует общая стратегия развития предприимчивости, начиная с ранних этапов социализации и заканчивая образовательными программами в вузах. И, наконец, на низком уровне находятся качество коммуникации с молодежью и, как следствие, ее информированность о предоставляемых возможностях и мотивация развиваться в бизнес-сфере [1].
Необходимы больший охват и большее вовлечение молодежи в проекты: проседает именно сеть взаимодействий и партнерств между основными стейкхолдерами. Среди них - центры дополнительного образования («Кванториумы», «Точки роста» и т.д.), школы, вузы, колледжи, молодежные кластеры, общероссийские и региональные организации поддержки молодежного предпринимательства и бизнес-сообщество [1]. При этом очевидным оказывается, как материальная, так и нематериальная поддержка молодежи. Эффективным оказывается именно синергическое воздействие, которое может возникнуть лишь при создании системы мер поддержки молодежи как на федеральном, так и на региональном уровне.
Необходимо формирование настоящей общероссийской предпринимательской среды, содержащий надежные элементы поддержки: снижение налогового бремени, доступность финансовой, юридической и информационной базы.
Выводы и предложения.
Таким образом, следуем отметить, что молодежное предпринимательство необходимо развивать для того чтобы оно приобрело приоритетное значение для социально-экономического развития страны. С целью развития и вовлечения молодежного поколения в бизнес необходимо создание благоприятных условий для оказания финансовой, методической, информационной, технической помощи. Особое внимание требует нормативно-правовой аспект регулирования молодежного предпринимательства, совершенствование которого позволит повысить уровень открытости и доступности ресурсов, уровень образования молодых специалистов, обеспечить сотрудничество с прочими участниками предпринимательства и повысит эффективность деятельность молодежных организаций как на федеральном, так и на региональном (муниципальном) уровнях.
1. Голубев С.А. Точка входа: как работает поддержка молодых предпринимателей- URL: https://www.rbc.ru/opinions/business/30/11/2022/638601119a79472b1062f6c2
2. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития/ Д.А. Медведев //Вопросы экономики. 2018. - №10. С. 5-28. - URL: http://government.ru/news/34261/
3. Макав Д.Х. Молодёжное предпринимательство как один из приоритетов реализации государственной молодёжной политики РФ /Д.Х.Макав // Colloquium-journal. 2019. - № 27 (51). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodyozhnoe-predprinimatelstvo-kak-odin-iz-prioritetov-realizatsii-gosudarstvennoy-molodyozhnoy-politiki-rf
4. Рукина Е.В. Развитие молодёжного предпринимательства как одного из направлений государственной молодёжной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2018. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-molodyozhnogo-predprinimatelstva-kak-odnogo-iz-napravleniy-gosudarstvennoy-molodyozhnoy-politiki
5. Емельянова И.А. Молодежное предпринимательство в современной России: проблемы и перспективы развития правового регулирования/ И.А.Емельянов // Вестник ПАГС. - 2023.- №1.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoe-predprinimatelstvo-v-sovremennoy-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya-pravovogo-regulirovaniya
6. Ермолова О.Н. История развития законодательства о молодежном предпринимательстве в Российской Федерации // Предпринимательское право: прикосновение к науке: сборник научных работ / отв. ред. С.Ж. Соловых, О.Н. Ермолова. Саратов, 2022. Вып. 7. С.10-14
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2022) // Консультант Плюс, [Электронный источник]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
8. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Консультант Плюс, [Электронный источник]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/
9. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». - URL: // http://ivo.garant.ru/#/document/77516616
10. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант Плюс, [Электронный источник]. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/259d15e3e1e1cdf34051651764c142ec83e16404/
11. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016.г. № 1083-р Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // Консультант Плюс, [Электронный источник]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/
12. Перспективы занятости и социальной защиты в мире // Тенденции-2023// - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_866738.pdf
13. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала: доклад. - URL: http:// https://www.youthpolicy.org/library/wp-content/uploads/library/report-fadm-ru-2013-11-13.pdf
14. Нормативно-правовые акты в сфере молодежной политики в субъектах РФ: Аналитический обзор. - URL: https://www.youthpolicy.org/library/wp-content/uploads/library/report-fadm-ru-2013-11-13.pdf