ЭКОНОМИКА И ПРАКТИКА СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ НА НАРУШЕННЫХ ЗЕМЛЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены наилучшие практики, направленные на предотвращение, сокращение и восстановление биоразнообразия на нарушенных землях. Экологическая нагрузка на земельные ресурсы, оказывает влияние на их природно-климатические особенности, что приводит к нарушению дисбаланса питательных веществ и плодородия почв, а также потере органического углерода. Особенно это актуально на территориях, где происходит добыча углеводородов. Последствием таких процессов является увеличение площади нарушенных земель, которые приводят не только к уничтожению наземных, почвенных и водных мест обитания живых организмов, но и к антропогенному воздействию на окружающую среду. В современных условиях климатической турбулентности, актуальным становится изучение существующих практик реабилитации нарушенных земель, а также предложение и обоснование принципиально новых практик, направленных не только на восстановление и поддержания биоразнообразия, но и на повышение экологического потенциала в части увеличения стока углерода. Климатические проекты по лесовосстановлению способны снизить негативные эффекты нарушенных земель с одной стороны и способствовать сокращению выбросов парниковых газов, с другой. Окупаемость проектов по лесовосстановлению на нарушенных землях не превышает 10 лет, что делает их инвестиционно привлекательными для инвесторов.

Ключевые слова:
Нарушенные земли, биоразнообразие, природопользование, климатические проекты
Текст

Введение

Новые знания и масштабы потребления привели общество к глобальному освоению природных ресурсов, которые не являются неисчерпаемыми. Истощение природного ресурсного потенциала вызывает растущее опасение, связанное с загрязнением окружающей среды и нарушением биологического разнообразия нашей экосистемы.

Формирование нарушенных земель, является следствием процесса деградации земель и невозможности их использования в соответствии с их целевым назначением. За последние десятилетия лидерами по площади нарушенных земель стали США, Япония, Франция, Германия и Китай. В данных процессах, Россия не является исключением, а скорее следует мировым тенденциям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель») понятие «нарушенные земли»  определено, как земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

В нашей стране площадь нарушенных земель в 2022 увеличилась на 5,9 тыс. га по сравнению с 2021 годом  и составила 1 091,9 тыс.га. [1]. За последние пять лет, общий прирост площади нарушенных земель составил около 40 тыс. га, со средним ежегодным приростом 8 тыс. га. Основные виды работ, приводящие к образованию нарушенных земель, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Площадь нарушенных земель по годам, за период 2018-2022 гг.

Figure 1 – Area of disturbed land by year, for the period 2018-2022.

 

Как видно из рисунка 1 на долю месторождений полезных ископаемых приходится 43,6% площади нарушенных земель. В период 2019-2022 гг., наблюдается снижение роста доли источника с 66% до 43,3%. Обратную ситуацию можно наблюдать с объемом строительных работ в структуре площади нарушенных земель. В 2022 году доля увеличилась до 41,5% по сравнению с 2019 годом (22%).  Таким образом, в разрезе работ, приводящих к нарушению рационального использования земель, основные тренды динамики присутствуют в  сфере деятельности по добыче, обогащению и переработке  полезных ископаемых химического и нефтехимического производства, нефтепереработки, а также промышленного и гражданского строительства.

По данным доклада Росреестра регионами лидерами по площади нарушенных земель в 2021 году были: Ямало-Ненецкий автономный округ (105,4 тыс. га), территория Кузбаса 98,0 тыс.га (Кемеровская область), Магаданская область (77,7 тыс. га), Свердловская область (61,4 тыс. га), Ханты-Мансийский автономный округ (55,7 тыс. га), Чукотский автономный округ (47,5 тыс. га), Московская область (34,6 тыс. га), Челябинская область (34,0 тыс. га), Республики Саха (Якутия) (30,9 тыс. га), Иркутская область (26,6 тыс. га), Ленинградская область (22,9 тыс. га), Вологодская область (22,2 тыс. га), Забайкальский край (24,2 тыс. га) [3]. Лидерство регионов обусловлено проведением геологоразведочных работ, добычи углеводородного сырья и концентрацией крупномасштабного производства.

Сложившаяся ситуация, вязанная с санкционным воздействием, введением нефтяного эмбарго Евросоюзом и ценового потолка на российскую нефть для третьих стран, привела к обратным последствиям, а именно к повышенному спросу на российскую нефть со стороны азиатских стран. В 2022 году поставки нефти из России в Китай, Индию, Саудовскую Аравию и ОАЭ впервые превысили на 12,7% объемы поставок в Европу. По данным Минфина в 2022 году, нефтегазовые доходы, которые, кроме экспорта нефти и нефтепродуктов, включают поставки газа за рубеж, а также продажи на внутреннем рынке возросли более чем на 25%.

В подтверждении, нарастающего спроса на российскую нефть и нефтепродукты Россия продолжает вести работу по открытию новых месторождений углеродного сырья. В 2022 г. объем финансирования геологоразведочных работ на нефть и газ составил 327,8 млрд руб., что на 0,6% больше по сравнению с 2021 годом. По прогнозу Роснедр, в 2023 году ожидается рост объемов работ параметрического бурения на 51,9%, до 4,1 тыс. м, сейсмопрофилирования 2D - на 34,5%, до 11,7 тыс. пог. км.

По итогам 2022 года были открыты 34 новых месторождения из них 24 нефтяных, 7 газоконденсатных, 2 газовых и  1 нефтегазовоконденсатное с обеспечением прироста газовых запасов в размере 219,3 млрд.куб.м и запасов нефти в размере 110,5 млн.т. В 2023 г. ожидается прирост запасов нефти в объеме 550 млн т, газа - 650 млрд м3, что соответствует приведенному Роснедрами прогнозу добычи. Основной прирост запасов по результатам разведки месторождений находится на территории Республики Татарстан Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало - Ненецкого автономного округа и Республики Саха (Якутия) [4].

Список литературы

1. Аналитическая записка «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране». - РАН, 2023. - 70.

2. ГОСТ Р 57446-2017 «Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия».

3. Доклад о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2022 году.

4. Морозов А.Е. Эффективность лесной рекультивации земель, нарушенных при добыче торфа (на примере басьяновского месторождения) / А.Е. Морозов, С.В. Холкин, Е.А. Строганов // Леса России и хозяйство в них. - 2021. - № 1 (76). - С.12-22.

5. Охрана окружающей среды в России. 2022: Статистический cборник /Росстат. - Mосква, 2022. - 115 с.

6. Кузнецов, Д. К. Методический подход к оценке площадного потенциала реализации климатических проектов в лесах для принятия инвестиционных решений / Д. К. Кузнецов // Cоциально-экономические, историко-правовые, философские ориентиры : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 16 марта 2023 года. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. - С. 49-53.

7. Панявина, Е. А. К вопросу об инвестиционной привлекательности лесных климатических проектов по снижению горимости лесов: экономический аспект / Е. А. Панявина, В. В. Манмарева // Проблемы устойчивости развития социально-экономических систем : Материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, 24 ноября 2022 года / Отв. редакторы А.А. Бурмистрова, А.В. Саяпин, Н.К. Родионова. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2022. - С. 572-578.

8. Экономические аспекты организации карбоновых ферм на лесных землях / С. С. Морковина, Е. А. Панявина, И. И. Шанин, И. А. Авдеева // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2021. - Т. 9, № 1(52). - С. 17-25.

9. Opportunities and Prospects for the Implementation of Reforestation Climate Projects in the Forest Steppe: An Economic Assessment / S. S. Morkovina, S. S. Sheshnitsan, E. A. Panyavina [et al.] // Forests. - 2023. - Vol. 14, No. 8. - P. 1611.

10. Мелехова Н. И., Жабин А. Б., Машинцов Е. А. Рекультивация отвалов горнодобывающих предприятий // Известия ТулГУ. Естественные науки. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekultivatsiya-otvalov-gornodobyvayuschih-predpriyatiy (дата обращения: 15.10.2023).


Войти или Создать
* Забыли пароль?