ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ О ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В СВЕТЛУЮ ПОРУ ДЕТСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается система взглядов русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910) о психическом развитии на первом этапе детства в одноименной повести (1852). В счастливую незабвенную эту пору жизни превращают глубокие эмоционально-личностные связи ребенка с матерью, удовлетворяя его потребность в беспредельной любви самого близкого человека. Целостная картина психического развития представляет, с одной стороны, взаимосвязи его факторов – социальный мир дворянской семьи и светского общества; тесное непосредственное общение с близкими взрослыми и детьми; освоение ребенком разнообразных видов деятельности, предусмотренных домашним дворянским воспитанием; познавательная активность ребенка, направленная на вхождение в социум и его понимание. Эта картина, с другой стороны, раскрывает всестороннее становление, интеграцию всех сфер душевной жизни ребенка – чувств, разума, поступков в своеобразии мировосприятия, самосознания и самонаблюдения, поисков нравственных критериев различения добра и зла, индивидуальности ребенка, складывающейся как степень выраженности тех или иных особенностей во всех сферах развития. Главными приобретениями психического развития являются осознанность, произвольность поведения, деятельности, чувств, возможность управлять ими и контролировать их протекание. Счастливая эпоха детства заканчивается встречей ребенка с трагической тайной человеческого бытия – смертью родного человека, вызванными ею переживанием невосполнимой утраты, разрывом невосполнимых эмоционально-личностных связей с самыми близкими, горячо любимыми взрослыми и родным домом, знаменуя переход к новой эпохе – отрочеству, где есть горе и страдания, разлука и печаль.

Ключевые слова:
дворянская среда, детство, индивидуальность, психическое развитие, самолюбие, самонаблюдение, самооценка, самосознание, ситуативность и произвольность поведения, чувства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н. Толстого в трилогии «Детство». «Отрочество». «Юность». Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1973. 42 с.

2. Бирюков П.И. Родители и дети в произведениях Л.Н. Толстого. М.: Типография Высочайше утвержденного Товарищества И.Д. Сытина. 1898. 71 с.

3. Бороздин А. К. Дети в произведениях гр. Л. Н. Толстого // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 10. С. 768-788.

4. Бурсов Б.И. Автобиографическая трилогия // Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры. 1960. С. 82-176

5. Воскресенская В. Дети в литературе XIX века. (Окончание) // Вестник воспитания. 1910. № 3. С. 75-114.

6. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психолог.: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика. 1986. С. 260-275

7. Карлова Т.С. Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л.Н. Толстого. Казань: Изд-во Казанского университета. 1964. 100с.

8. Купреянова Е.Н. «Детство». «Отрочество». «Юность» // Л.Н. Толстой. Сборник статей / под общей ред. Д.Д. Благого. М.: Учпедгиз. 1955. С. 70-97

9. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: LINKA-PRESS. 1995. 270 с.

10. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М.: Педагогика. 1952. С. 55-84

11. Пустошкина Т.В. Мифологема детства в русской прозе 20-40-х гг. XIX века. Ее своеобразие и развитие. Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. М. 2011. 18 с.

12. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в. (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»). Автореф. дисс. …д-ра филолог. наук. Волгоград. 2002. 40 с.

13. Страхов И.В. Психология литературного творчества (Л.Н. Толстой как психолог). М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1998. 384 с. (Серия «Психологи отечества»)

14. Толстой Л.Н. Детство // Детство. Отрочество. Юность. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры. 1955. С. 3-99

15. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. В 2 тт. Т. 1. М.: Худ. лит-ра. 1978. 2-е изд., доп. 495 с.

16. Урунтаева Г.А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии XIX - начала XX вв. (системный анализ) // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 100-108

17. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Полное собр. соч. в 15 тт. Т. III / под ред. В.Я. Кирпотина. М.: ОГИЗ Гос. изд-во худ. лит-ры. 1947. С. 421-431

18. Чуприна И.В. Трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность» Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1961. 191 с.

19. Эльконин Д.Б. Избр. психолог. труды. М.: Педагогика. 1989. 560 с., ил.

20. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979. № 12. С. 242-257

Войти или Создать
* Забыли пароль?