АРХИТЕКТОНИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРОХОЗЯЙСТВОВАНИЯ К НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УКЛАДАМ И ИНТЕГРАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Формирование эффективного конкурентоспособного аграрного производства, основу которого составляет сочетание различных форм агрохозяйствования, во многом обеспечивается созданием адекватных и комфортных условий хозяйствования каждой из форм агробизнеса. Существующие недостатки аграрной политики в части слабой адаптивности к новым условиям хозяйствования, перекоса господдержки в сторону крупного агробизнеса и др. требуют мер по совершенствованию ее организационных и экономических элементов. Для решения данного вопроса необходима проработка методологических подходов разработки организационно-экономического механизма адаптации субъектов агробизнеса к новым условиям хозяйствования, как базиса современной аграрной политики государства. Системный подход построения механизма подразумевает согласованность и взаимозависимость его элементов: от определения целевых ориентиров развития аграрной отрасли до реализации мер и направлений их достижения на всех уровнях государственного управления с соблюдением ряда принципов. Основными из них являются: комплексный подход, паритетность интересов и адаптивность аграрных структур, инновационность и потенциал хозяйств. При выборе направлений совершенствования организационно-экономического механизма адаптации целесообразным является определение не только ресурсных (финансовых) возможностей органов власти всех уровней, но и ограничительных параметров развития институциональных структур аграрного сектора экономики. А именно: уровень технологического развития экономики страны и отдельных отраслей, экономический и политический курс государства, наличие равного доступа агросубъектов к информационным, финансовым, техническим и другим ресурсам, степень доверительных отношений между бизнесом и государственными структурами, новаторский подход в методах управления и прочее.

Ключевые слова:
организационно-экономический механизм, аграрный сектор, формы хозяйствования, методологические аспекты, адаптация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Существующая агропродовольственная политика, направленная на наращивание объемов сельхозпроизводства и расширение российского присутствия на международных аграрных рынках, требует своевременных корректировок мер и направлений государственного управления и регулирования, отвечающих потребностям современных условий хозяйствования. Устойчивое развитие сельского хозяйства России предполагает создание таких адаптационных условий развития, которые обеспечили бы каждой из форм хозяйствования высокий уровень технологичности производства с максимальным использованием своего ресурсного потенциала, создавая конкурентные преимущества отечественного агропродовольствия в целях усиления экспортного потенциала отечественного АПК и расширения интеграционных связей [1-3]. Важным этапом в решении данных проблем является постоянное совершенствование существующих и проработка новых организационно-экономических механизмов и инструментов развития различных форм агрохозяйствования [4-6]. В связи с этим проработка методологических подходов построения действенного организационно-экономического механизма, обеспечивающего адаптацию различных форм агрохозяйствования к условиям новых технологических укладов и интеграционных процессов, является одним из актуальных направлений исследования.

Исследования теоретических и методологических аспектов сущности и развития отдельных элементов организационно-экономического механизма хозяйствования аграрного сектора экономики отражены в работах таких ученых, как: Л.И. Абалкин, Р.Х. Адуков, А.И. Алтухов, Г.А. Баклаженко, В.Р. Боев, Л.В. Бондаренко, И.Н. Буробкин, А.В. Клюкач, А.И. Костяев, О.И. Павлушкина, А.Ф. Серков, А.Н. Тарасов, А.В. Ткач, И.Г. Ушачев, А.А. Черняев и др.

Значительный вклад в развитии теоретических и методологических вопросов регулирования аграрного сектора экономики, обеспечивающих адаптацию различных аграрных структур к современным макроэкономическим условиям хозяйствования, внесли: Г.В. Беспахотный, И.Н. Буздалов, А.М. Гатаулин, И.Б. Загайтов, А.П. Задков, А.Г. Зельднер, Э.Н. Крылатых, В.В. Кузнецов, В.В. Милосердов, В.И. Назаренко, Т.Г. Нефедова, А.Г. Папцов, В.Я. Узун, О.П. Фадеева, И.Ф. Хицков, В.Н. Хлыстун, А.А. Черняев, А.А. Шутьков, Р.Г. Янбых и др.

Признавая значимость существующих научных разработок указанных авторов, следует отметить отсутствие комплексных научных подходов к разработке организационно-экономического механизма адаптации различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве России к меняющимся условиям ведения деятельности. 
Целью авторских исследований по выбранной теме является расширение теоретических знаний и проработка методологических подходов построения эффективного организационно-экономического механизма, обеспечивающего адаптацию субъектов агробизнеса к условиям новых технологических укладов и происходящим торгово-экономическим интеграционным процессам.

Условия, материалы и методы. Теоретико-методологической базой представленных научных изысканий послужили исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области изучения проблем регулирования аграрного сектора экономики, совершенствования организационно-экономического механизма хозяйствования отечественного АПК, как одного из элементов государственной аграрной политики, обеспечивающего адаптацию различных аграрных структур к современным макроэкономическим условиям хозяйствования. Для решения задач исследования использовались монографический и абстрактно-логический методы исследования с использованием приемов анализа и синтеза, которые позволяют установить логические внутренние и внешние связи современного многоукладного сельского хозяйства, а также выявить организационно-экономические направления и механизмы государственного регулирования, способствующие адаптации различных форм хозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам.

Выделение и обоснование ключевых направлений совершенствования организационных и экономических блоков механизма адаптации многоукладного сельского хозяйства к новым технологическим укладам и интеграционным процессам основывается на базовых методологических основах построения архитектоники организационно-экономического механизма в виде системы элементов (цели, задачи и пути их достижения, направления и инструменты, приемы и методы, принципы и структура разрабатываемого организационно-экономического механизма адаптации).

Результаты и обсуждение. Как показывают исследования, разработку организационно-экономического механизма адаптации целесообразно проводить на базе методологических основ построения архитектоники, представленной в виде системы взаимозависимых элементов. Общая схема архитектоники представлена на рисунке1.

Наиболее значимыми целями построения эффективного организационно-экономического механизма адаптации субъектов агрохозяйствования России в условиях изменения технологической укладности и интеграционных процессов являются [7-9]: создание аграрной структуры, способной полноценно обеспечивать внутренний рынок агропродовольствием высокого качества;  усиление позиций страны на мировом рынке продовольствия в разрезе ряда товарных групп (помимо зернового направления); обеспечение конкурентных преимуществ отечественного АПК на внутренних и международных рынках; создание благоприятных экономических условий для развития всех форм агрохозяйствования, способствующих повышению эффективности и стабильности их функционирования на инновационно-технологической основе; обеспечение рационального и эффективного использования земельных и других природных ресурсов страны с соблюдением всех технолого-экологических норм; устойчивое развитие сельских территорий и социальный контроль, создание благоприятных условий жизни на селе.

 

 

 

Рис. 1 - Общая схема архитектоники организационно-экономического механизма адаптации различных форм

агрохозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам

Разработано автором по результатам исследования

 

Следует отметить, что представленные целевые ориентиры развития многоукладного сельского хозяйства страны носят долгосрочный характер, и по мере их достижения и/или изменения условий функционирования агросектора цели могут не только корректироваться и конкретизоваться, но и дополняться новыми.

Выделенные цели определяют комплекс задач, решение которых позволяет определить возможные пути достижения целевых ориентиров, последовательность действий, сроки реализации. К основным задачам государственной политики можно отнести:

- актуализация и корректировка нормативно-законодательной базы в соответствии с требованиями и вызовами текущих условий хозяйствования;

- совершенствование государственной финансово-кредитной поддержки отрасли с соблюдением паритета распределения бюджетных средств между различными формами агрохозяйствования;

- совершенствование логистической, сбытовой и инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, в том числе, в целях обеспечения свободного доступа всех категорий населения к отечественному продовольствию;

- активное наращивание производства продукции мясной и молочной отраслей, садоводства и виноградарства, рыбного промысла и других отраслей в целях компенсации дефицита потребления и обеспечения продовольственной независимости страны;

- поддержка и защита интересов отечественных производителей-экспортеров агропродовольствия и сельхозсырья на международных торговых площадках;

- повышение уровня технико-технологической обеспеченности аграрной отрасли (внедрение высокопроизводительной техники, высокопродуктивных сортов растений и пород животных, адаптированных для конкретных природно-климатических зон использования, повсеместное применение высокоэффективных удобрений, использование средств защиты растений, результатов научно-исследовательских работ и пр.);

- широкое использование научно-обоснованных севооборотов и систем земледелия, экологизация сельскохозяйственного производства;

- контроль и охрана использования природных ресурсов и ведения сельскохозяйственного производства;

- сдерживание диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, промышленные товары;

- организация и поддержка профессиональной подготовки/переподготовки кадров, переход на эффективные современные системы управления производством.

Отправной точкой проработки стратегии действий разрабатываемого организационно-экономического механизма адаптации должны стать: существующая система аграрного производства, современное состояние и технико-технологический уровень развития отрасли, тенденции и перспективные направления экспортной специализации отечественного агросектора в системе международной торговой интеграции с учетом прогнозных моделей развития аграрной структуры на перспективу. Всестороннее изучение и анализ указанных выше вопросов способствует выделению и проработке действенных и актуальных (своевременных) организационных и экономических элементов механизма адаптации различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве к меняющимся условиям технологичности отрасли и интеграционного взаимодействия, ранжированных по уровням управления (федеральный, региональный, муниципальный, хозяйственный) [10-12]. Следует отметить, что данный этап подразумевает возможность уточнения тех или иных направлений и инструментов организационно-экономического регулирования при изменении исходных данных их разработки.

На базе результатов изучения и проработки организационных и экономических элементов механизма адаптации определяются ключевые направления их совершенствования, проработанные по уровням управления с соблюдением ряда как общих принципов – комплексного подхода, социальной ориентированности и управляемости, так и специфических, адаптированных под конкретные условия хозяйствования (соблюдение паритетности условий для всех категорий хозяйств, реализация перспектив и имеющегося потенциала каждой из форм хозяйствования и пр.). Следует отметить, что на данном этапе немаловажным моментом является учет региональных особенностей, сложившихся традиций и навыков населения регионов.

Важнейшим методическим вопросом разработки организационно-экономического механизма адаптации является определение направлений государственной аграрной политики. В рамках авторских исследований действия государственных органов рассматриваются как необходимые, своевременные, общие и дифференцированные по уровням и объектам управления направления деятельности, подчиненные решению основных задач и достижению целевых ориентиров развития аграрной отрасли. Изучение организационных и экономических направлений регулирования агросектора позволяет:

- определить, какие из существующих направлений необходимы и актуальны в современных условиях хозяйствования, а какие требуют корректировки или упразднения;

- выделить проблемные места и наболевшие вопросы многоукладного сельского хозяйства, требующие урегулирования;

- предложить наиболее эффективную систему управления с четким распределением функционала между институтами власти.

При разработке ключевых направлений совершенствования организационно-экономического механизма адаптации целесообразно определить ресурсные возможности органов власти (федеральных, региональных, муниципальных), сопоставить планируемые объемы финансирования и потенциальный эффект от их применения. Помимо ресурсных возможностей ограничительными параметрами институционального развития агросектора могут стать:

- уровень технологичности экономики страны и сельскохозяйственной отрасли в период определения целевых ориентиров и стратегии действия;

- ограничения политического и экономического характера;

- уровень доверия различных форм агроструктур друг к другу и государству;

- последовательность и планомерность проведения этапов совершенствования аграрной политики;

- комплементарность различных форм агрохозяйствования.

На хозяйственном уровне ограничительными факторами эффективного развития отрасли могут стать:

- отсутствие новаторского подхода у хозяйствующих субъектов к технико-технологической модернизации производства;

- недостаточность/отсутствие финансовых ресурсов для приобретения высокопроизводительной техники, технологий;

-  отсутствие доступа агросубъекта как к информационным, так и материальным ресурсам, т.е. рыночная недоступность всех видов инновационных ресурсов и технологий.

Завершающий этап разработки организационно-экономического механизма адаптации различных форм агрохозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам предусматривает:

- реализацию утвержденных направлений аграрной государственной политики экономического, административного, правового, организационного характера;

- контроль соблюдения основных принципов построения действенного механизма адаптации, своевременности и полноты реализации ключевых направлений совершенствования организационных и экономических элементов механизма адаптации по уровням управления с учетом интересов всех форм агрохозяйствования;

- оценку результатов реализации организационно-экономического механизма адаптации.

Реализация данного этапа предполагает возможность внесения корректировок как в инструменты, методы, меры организационного и экономического регулирования аграрной отраслью, обеспечивающие адаптационные свойства аграрной структур к новым технологическим укладам и интеграционным процессам, так и в целевые ориентиры и задачи развития многоукладного сельского хозяйства при изменении условий хозяйствования.

Выводы. Существующая нестабильность экономических и геополитических условий развития АПК России, усиление санкционного давления, изменение условий и географии торгового сотрудничества, сложное инновационно-технологическое состояние отрасли и другие причины обусловили необходимость корректировки государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие отрасли и усиление адаптивности различных форм агрохозяйствования в новых условиях ведения деятельности. Для проработки наиболее эффективной системы госрегулирования аграрной отрасли с учетом ее многоукладности авторами предложены методологические подходы построения организационно-экономического механизма адаптации различных форм агрохозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам. Разработку данного механизма целесообразно осуществлять на основе системного подхода, отражающего взаимозависимость элементов: целевые ориентиры развития отрасли и пути их достижения; текущие и прогнозные структурно-функциональные параметры развития агросектора, перспективные направления экспортной специализации; направления, методы и принципы совершенствования организационных и экономических элементов механизма адаптации. Проработку ключевых направлений необходимо проводить по уровням управления (федеральный, региональный, муниципальный, хозяйственный) с соблюдением ряда принципов: комплексности, социальной ориентированности и управляемости, адаптивности, паритетности и др.

На наш взгляд предложенные методологические подходы, представленные в виде общей схемы архитектоники организационно-экономического механизма адаптации различных форм агрохозяйствования к новым условиям ведения сельскохозяйственной деятельности, могут служить методологической базой для совершенствования государственной аграрной политики страны, учитывающей специфику многоукладной сельскохозяйственной отрасли, а также поиска новых путей активизации аграрного производства на высоком инновационно-технологическом уровне развития.

Список литературы

1. Uzun, V., Shagaida, N., Lerman, Z. Russian agriculture: Growth and institutional challenges // Land Use Policy. 2019. Vol. 83. 475-487 p. doi:https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2019.02.018.

2. Altukhov, A.I., Drokin, V.V., Zhuravlyov, A.S. Food security and import substitution: major strategic objectives of contemporary agricultural policy // R-Economy. 2015; Vol. 1. 3. 487-494 p.

3. Исаева, О.В. Концепция адаптации субъектов агробизнеса к новым условиям технологического и мирохозяйственного укладов: методологические подходы разработки // Мелиорация и гидротехника. 2022. Т. 12. № 1. С. 245-263. doi:https://doi.org/10.31774/2712-9357-2022-12-1-245-263

4. Беспахотный, Г.В. О разработке новой концепции государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 6. С. 8-11. doi:https://doi.org/10.31442/0235-2494-2019-0-6-8-11.

5. Концептуальные основы управления социально-экономическим развитием сельского хозяйства: монография / А. Н. Тарасов, О. И. Павлушкина, О. В. Исаева, З. В. Удалова, А. Е. Черная, Н. Л. Татаренко; Всерос. науч.-исслед. ин-т экономики и нормативов. Ростов н/Д.: АзовПринт, 2017. 228 с.

6. Першукевич, П.М., Тю, Л.В. Стратегия развития АПК Сибири до 2035 года: социально-экономические аспекты // АПК: экономика, управление. 2018. №12. С. 4-12. doi:https://doi.org/10.33305/1812-4

7. Валерианов, А.А., Алексеева, Н.В., Медведева, Т.А., Семенов, А.А., Сафиуллин, Н.А. О мерах государственной поддержки и регулирования АПК // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. 16. № 4(64). С. 75-81. doihttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-75-81

8. Klimenko, A.I., Grinko, A.V., Kholodova, M.A. Principles of development of agricultural consumer cooperation in the agricultural sector of Russia // E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don. 2021. 08059 p. doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127308059

9. Podgorskaya, S.V. Methodological aspects of rural economy diversification in the context of modern civilizational transformations // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021. С. 08041. doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127308041

10. Zagurskiy, A.O. State regulation of rural development in the context of the implementation of regional development programs // Agrarian Bulletin of the Urals. 2021. 07 (210). 87-92 p. doi:https://doi.org/10.32417/1997-4868- 2021-210-07-87-92.

11. Концепция государственного регулирования социально-экономического развития аграрного предпринимательства / М.Е. Отинова, Т.В. Савченко, З.В. Гаврилова, С.А. Рыжкова. Воронеж: НИИЭОАПК ЦЧР России, 2019. 152 с.

12. Валиев, А.Р., Низамов, Р.М., Сафин, Р.И., Мухаметгалиев, Ф.Н., Нежметдинова, Ф.Т. Приоритеты развития агропромышленного комплекса и задачи аграрной науки и образования // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2022. 17. № 1(65). С. 97-107. doihttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-97-107

Войти или Создать
* Забыли пароль?