УДК 372.881.161.1 русскому
Авторы статьи рассматривают проблему межполушарной асимметрии и ее влияния на результаты освоения языков. В качестве главных критериев, определяющих степень проявления межполушарной асимметрии, приводится возраст, тип нервной системы. Констатируются теоретические данные о значимости работы левого и правого полушарий в лингвистическом плане, а также аргументы в пользу применения на занятиях упражнений, направленных на задействование обоих полушарий. Авторы опираются на теоретические работы для того, чтобы выявить возрастные изменения соотношения в работе полушарий в функциональном плане, частично соотносят эти изменения со стадиями развития мышления. Анализируются результаты экспериментов, проводившихся с двумя группами респондентов, относящимися к разным категориям. Первая группа респондентов - студенты, изучающие русский язык как ино странный. Вторая группа - англо-русские билингвы. Для того, чтобы нивелировать погрешности, связанные с полом и возрастом, осуществлялась выборка по следующему принципу: группа 1 - девушка и юноша (18 лет), группа 2 - девушка и юноша (17,5 лет). Результаты девушек и юношей сравниваются отдельно на основании данных о половых различиях головного мозга. Описываются нейропсихологические и лингвистические методы, применявшиеся для констатирующего эксперимента, и особенности их использования для тестирования каждой группы респондентов. В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проводившегося в течение двух месяцев, для которого были разработаны индивидуальные системы упражнений, направленные на формирование межполушарного взаимодействия у билингвов и иностранных студентов, изучающих русский язык. На основании сравнения полученных данных делаются выводы, а также приводится теоретическое обоснование результатов эксперимента.
русский язык как иностранный, асимметрия головного мозга, левое полушарие, правовое полушарие, нервная система, язык, речь, мотивация
1. Азарова Е.А. Межполушарное взаимодействие у человека: Учебное пособие / Е.А. Азарова, Б.С. Котик-Фридгут; Южный федеральный университет. Ростов-н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2021. 158 с.
2. Бауэр Е.А. Проблемы межполушарной асимметрии мозга и технологии обуче-ния иностранному языку: Монография / Е.А. Бауэр, С.Н. Голубева. М.: МГТА, 2017. 178 с.
3. Варенина Л.П. Интенсив и техники нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Педагогика высшей шко-лы. 2012. № 3 (I). С. 35-38.
4. Василиженко М.В., Коротков Е.А., Мухаркина В.С. Геймификация как совре-менный метод обучения иностранным языкам // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. №2. С. 43-50. DOI:https://doi.org/10.7442/20719620-2020-12-2-43-50.
5. Вертоградская Э.А. Эмоции и проблема мотивации обуче-ния//Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку/ Под ред. А.А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. - М., 1972 - С. 70-78
6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студентов вузов. М.: Изд-во В. Секачев, 2019. 276 с.
7. Визель, Т.Г. О характере полушарных интеграций / Т. Г. Визель // Асиммет-рия. 2015. Т. 9. № 4. С. 39-4 https://elibrary.ru/villml? ysclid=lkzip55bq3533265610
8. Витт Н.В. Эмоциональное воздействие речи учителя иностранного языка// Иностранные языки в школе. 1987. №6. С. 34-37.
9. Ермолаева Ж.Е., Валиев Х.Ф. Использование данных психоакустики при преподавании русского языка как иностранного // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 50-57. DOI:https://doi.org/10.25257/KB.2023.1.50-57
10. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педаго-гика. М.: Смысл, 2013. 400 с.
11. Кораева О.В. Об использовании приемов нейро-лингвистического программи-рования при обучении иностранному языку // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Серия Филология, 2012. № 01. Т. 7. С. 200-207. \
12. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие при осуществлении речи у билин-гвов // Вопросы психологии. 1983. №6. С. 114-121.
13. Лурия А.Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2022. 448 с.
14. Методы оценки межполушарного взаимодействия / Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколовова Е.В. и др. М.: МГУ, 1995. - 78 с.
15. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие М.: Генезис, 2023. 474 с.
16. Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: материалы международ-ной научно-практической конференции, г. Москва, 1-2 июня 2023 г. / под общ. ред. Е. А. Хамраевой [Электронное издание сетевого распространения]. М.: Изд-во МПГУ, 2023. 297 с.
17. Хамраева Е.А. Метапредметный подход в образовании: русский язык в школь-ном и вузовском обучении разным предметам // Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: изд-во МПГУ, 2022, С. 194-199 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49500487_89263284.pdf
18. Хамраева Е.А. Нейролингводидактический аспект в обучении русскому языку: технологии нового поколения в обучении русскому языку детей и взрослых // Русский язык за рубежом. 2022. № 6 (295). С. 4-10
19. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
20. Худякова Е.С. Нарратив и идентичность: от детства до старости монография / Е. С. Худякова. Пермь: изд-во Перм. гос. нац. исслед. ун-та. 2019. 209 с. [Элек-тронный ресурс]: URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/mono/khudyakova-narrativ-i-identichnost.pdf
21. Цветков А.В. Нейропедагогика для учителя: как обучать по законам мозга. М.: «Спорт и Культура», 2017. 128 с.,
22. Чурило Н.В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного про-цесса // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropedagogika-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa/viewer
23. Ardila, A. (2018). Is intelligence equivalent to executive functions? Psicothema, 30(2), Pp. 159-164 URL: https://www.psicothema.com/pdf/4464.pdf
24. Chojak, M. Neuropedagogy as a Scientific Discipline: Interdisciplinary Description of the Theoretical Basis for the Development of a Research Field // World Academy of Science, Engineering and TechnologyInternational Journal of Educational and Pedagogical Sciences Vol:12, No:8, 2018 pp. 1084 1087
25. Costa, A. (2020) The Bilingual Brain: And What It Tells Us about the Science of Language, Kindle Edition. 176 p.
26. Maley A., Duff A. Drama Technique. Cambrige University Press, 2013.246 pages.
27. Simon Leipold. Musical Expertise Shapes Functional and Structural Brain Networks Independent of Absolute Pitch Ability / Simon Leipold, Carina Klein, Lutz Jäncke // Journal of Neuroscience. 2021. No. 41 (11). Рр. 2496- 2511. URL: https://www.jneurosci.org/content/41/11/2496
28. Ur P. Discussions that work: task -centered fluency practice. Cambige University Pess, 2012, 122p.