РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описан фрагмент экспериментальной программы, ориентированной на формирование ответственного отцовства и повышение уровня компетентности современных отцов в вопросах развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Опираясь на результаты исследований ученых в области познавательного развития личности мы под познавательным развитием склонны понимать сложный комплексный феномен, включающий в себя развитие таких психических познавательных процессов как восприятие, мышление, внимание, воображение, представляющих собой разные формы ориентации человека, как в окружающей действительности, так и в самом себе, и регулирующих его деятельность. Рассматривая же познавательное развитие как процесс перехода от незнания к знанию, и опираясь на вывод ученых о том, что познавательное развитие, - это результат социокультурного развития субъекта, имеющего биологические основы и предпосылки, а также проанализировав возрастные особенности, возможности и закономерности познавательного развития личности на базовых уровнях онтогенеза, в качестве важнейшего условия оптимального познавательного развития детей дошкольного возраста мы выделяем семью и целенаправленно организованные родителями познавательно-ориентированные контакты с детьми. Проведенное же нами исследование свидетельствует о том, что далеко не все родители ориентированы на обеспечение комплексных условий для полноценного познавательного развития своих детей. Опираясь на сделанный вывод и работая в режиме инновационной деятельности по проблеме ответственного отцовства, в качестве одной из базовых тем нашей развивающей программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования ответственного отцовства у современных родителей выделить тему «Роль семьи в познавательном развитии детей дошкольного возраста», ориентированную не только на формирование у пап системы знаний в области специфики развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, но и системы умений и навыков эффективного взаимодействия со своими детьми, которое позволит оптимизировать процесс познавательного (когнитивного) развития их детей, что, с нашей точки зрения, будет способствовать более осознанной и ответственной реализации отцами своей социальной роли «родитель»

Ключевые слова:
познание, развитие, познавательное развитие, особенности познавательного развития детей дошкольного возраста, родительство, отцовство, ответственное отцовство
Список литературы

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Изд-во ИКАР, 2019. - 448 с.

2. Алферова Е.А., Зеер Э.Ф. Психологические особенности ответственности учителей в процессе профессионального становления // Образование и наука. 2017. №6 (48). С. 56 - 67.

3. Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии [Текст] / Л.И. Анциферова. - М.: Инс-т психологии РАН, 2016. - 413 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2018. - 398 с.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2015. - 1136 с.

6. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2018. - 170 с.

7. Корнеенко Т.Н. Сущность развития способности к познавательной самодеятельности студента в ВУЗе [Текст] / Т.Н. Корнеенко // Известия Российской государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Том 17. - № 43-2. - С. 126-130.

8. Михайлова О.Б. Когнитивное развитие и особенности процесса обучения в период ранней и средней взрослости [Текст] / О.Б. Михайлова // Психологическая наука и образование. - 2007. - №2. - С. 34-41.

9. Овчарова Р.В. Психологический анализ особенностей формирования осознанного родительства в молодой семье [Текст] / Р.В. Овчарова // Вестник института семьи. - 2008. - №1. - С. 45 - 50.

10. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т. Изд. 2-е, доп. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1951-1952. Т. 4. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / ред. Э. Ш. Айрапетянц.1951. 451 c.

11. Пиаже Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер., 2016. - 192 с.

12. Подласый И.П. Продуктивная педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Народное образование, 2015. - 494 с.

13. Психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 8-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2017. - 494 с.

14. Романова М.А. Развитие познавательных способностей в контексте когнитивной психологии [Текст] / М.А. Романова // - 2008. - № 2 (55). - С. 62 79.

15. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belogurova.ru/glossary?letter=15&word=534 (дата обращения: 15.01.2024).

16. Смирнова А.Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития [Текст] / А.Н. Смирнова // Научная статья. - 2014. - № 5. - С. 77-82.

17. Хазанов И.Я. Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация [Текст] / И.Я. Хазанов // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 7 - 30.

18. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2020. - 182 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?