В статье рассмотрено место эквайринга как комплексного банковского продукта в России, некоторые пути его развития и стимулирования, проблемы эквайринговых услуг в РФ и варианты их решения. Ставится вопрос переноса эквайринговых затрат на продавца, также рассматривается вопрос о самостоятельной покупке оборудования продавцом. Показан тренд увеличения оборотов и операций по эквайрингу. Описан известный опыт скандинавских стран по использованию эквайринга. Дан обзорный анализ безналичных расчетов в современной РФ. Разъяснены плюсы и минусы использования mPOS-терминала и его отличительные особенности. Показано желание банковского сектора развивать эквайринговую сеть и впоследствии зарабатывать в этой сети.
эквайринг, mPos, пос-терминал, продавец, транзакция,инновация, платежная карта, мобильность.
Эквайринг — финансовая услуга, которая позволяет с помощью банковской карты рассчитываться в предприятиях торговли и сервиса за различные товары и услуги.
Исторически в России это направление развивалось как частная инициатива банков без какого-либо участия государства, и сейчас это достаточно распространенное явление. Так, по статистике ЦБ РФ на 1 апреля 2015 г., установлено 1 311 800 POS-терминалов, принимающих карты [1].
Известно, что любой банк, масштабно развивающий эквайринг, испытывает на определенном этапе проблемы как в защите своего бизнеса, так и самого продукта. Маржинальность продукта снижается за счет большой ценовой конкуренции на рынке. На фоне остальных банковских продуктов эквайринг выглядит скромно, как самостоятельный продукт, тем не менее у него есть привлекательные качества комплексного продукта, и именно на это, в основном, банки делают ставку.
1. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=p_sys/sheet014.htm&pid=psrf&sid=ITM_33777
2. Поляков В.В. Проблемы взаимоотношений участников системы безналичных розничных платежей при применении банковских карт [Текст] / В.В. Поляков // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014. - № 5 (55). - С. 38-48.
3. Молдалиева К.З. Проблемы развития безналичного оборота на примере пластиковых карт [Текст] / К.З. Молдалиева // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2015. - Т. 15. - № 3. - С. 52-55.
4. Ситдикова Я.Е. Анализ состояния безналичных расчетов по розничным платежам в Республике Беларусь [Текст] / Я.Е. Ситдикова, Д.А. Секретарёв // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 12. - С. 199-204.
5. Шарко Н.Ю. Развитие безналичного обращения денежных средств [Текст] / Н.Ю. Шарко // Вестник КыргызскоРоссийского славянского университета. - 2014. - Т. 14. - № 8. - С. 199-200.
6. Марусова В.А. Улучшение качества дистанционного банковского обслуживания в России: мобильный эквайринг и мини-терминалы [Текст] / В.А. Марусова, М.Б. Медведева // Финансы, деньги, инвестиции. - 2015. - № 1-2 (53-54). - С. 35-37.
7. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. от 05.05.2014).