ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ВИДЕ ФРЕЙМОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена проблема диагностики индивидуальных особенностей знаний учащихся. Показано, что адекватной моделью для представления знаний является модель фреймов. Описаны психологические процессы, лежащие в основе формирования фреймов, раскрыта роль имплицитных процессов в развитии когнитивной репрезентации мира в сознании ученика. Предложена классификация фреймов различных видов, приведена их краткая характеристика, выделены существенные признаки, описана роль фреймов как способа представления различных компонентов содержания обучения. Показано, что адекватным средством диагностики сформированности фреймов у учащихся является метод интеллект-карт. На конкретном примере описаны все этапы построения интеллект-карты. Проанализированы особенности интеллект-карт, позволяющие интерпретировать их как визуальный образ индивидуальных фреймов. Приведены примеры интеллект-карт учащихся, подтверждающие справедливость данного вывода.

Ключевые слова:
фрейм, виды фреймов, когнитивная схема, имплицитное обучение, ассоциативные связи, визуализация ментальных репрезентаций, интеллект-карты, построение интеллект-карт.
Текст

Одной из главных причин затруднений, возникающих у школьников при усвоении математики, информатики и естественно-научных предметов, является существенное различие между структурой и способом развития содержания обучения и структурой индивидуального знания и теми когнитивными инструментами, которые используются учащимися для ее построения и развития. Упомянутые выше предметы являются упрощенными и сокращенными версиями некоторых математических, логических и естественных теорий, имеющих аксиоматическую или  гипотетико-дедуктивную структуру. В ее основе лежит либо система аксиом, к которой предъявляется требование непротиворечивости, полноты и независимости, либо система принципов, являющихся теоретическими обобщениями эмпирических данных. Дальнейшее развитие теории осуществляется путем логического вывода теорем и следствий, которые в случае естественнонаучного знания должны быть подтверждены экспериментально. Таким образом, одним из основных инструментов развития научного знания оказывается формальная логика.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1456 с.

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн. : Попурри, 2007. - С. 224.

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. - М. : Лабиринт, 1998. - 256 с.

4. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М. ; Харьков: Ра-Каравелла, 2001. - 320 с.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е.Д. Хомской. - М., 1979. - 320 с.

6. Минский М. Фреймы для представления знаний: Пер с англ. / Под ред. Ф.М. Кулакова. - М.: Энергия, 1979. - 151 с.

7. Политехнический словарь / Редкол.: А. Ю. Ишлинский (гл. ред.) и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 656 с.

8. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

9. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Барс, 1997. - 392 с.

11. Hebb D.O. The organization of behavior: A neuropsychological theory. New York: John Wiley And Sons, Inc., 1949, 335 pages.

Войти или Создать
* Забыли пароль?