Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Анализируется содержание феноменов гуманитарной культуры в ее соотношении с духовной культурой; выделяются уровни, функции, а также признаки разделения гуманитарной и естественнонаучной культуры. Показаны характерные черты отечественной гуманитарной культуры: космоцентризм, целостность и соборность, доминирование духовно-нравственных регуляторов человеческого бытия над юридическими ограничителями, онтологический реализм. Гуманитарная культура оказывает влияние на всю систему образовательной и воспитательной деятельности и определяет основное содержание гуманитарного образования. Идентифицируя смысл существования человека, гуманитарное образование одновременно обеспечивает разработку технологий разрешения конфликтных ситуаций. Морально-психологические конфликты рассмотрены как формы проявления объективных противоречий нравственного развития общества, их движение в современных условиях происходит наиболее сложно и напряженно.
гуманитарная культура; духовная культура; отечественная гуманитарная культура; гуманитарное образование; моральные конфликты; поведение; способы разрешения моральных конфликтов.
Статья подготовлена в рамках технического задания на выполнение НИР «Философско-мировоззренческий анализ потенциала духовной культуры общества» (кафедра «Гуманитарные и социально-политические науки» ИСГТ МГУТУ имени К.Г. Разумовского).
Понятие о гуманитарной культуре родственно понятию гуманизм. В исторических энциклопедиях гуманизм (от латинского — человеческий, человечный) определяется как одно из направлений общественной мысли, возникшее в XIV—XVI вв. (эпоха Возрождения) в странах Западной Европы и выдвинувшее на первый план интерес к человеку и человеческой личности. Гуманисты утверждали демократическую идею естественного равенства людей, достоинства и свободы личности против средневекового феодализма и церковного гнета, провозглашали борьбу за человечность общественных отношений (Л. Валла, Л. Бруни, Пико дела Мирандола — в Италии; У. фон Гуттен, И. Рейхлин — в Германии; Э. Доле, Ф. Рабле, М. Монтень — во Франции; Э. Ротердамский — в Нидерландах). В XIX—XX вв. гуманитарным стали называть цикл светских наук о человеке и обществе (иное название: общественные науки).
Несмотря на кажущуюся ясность, понятие о гуманитарной культуре часто трактуется неоднозначно. Иногда оно отождествляется с духовной культурой, понимаемой как качественная характеристика социального субъекта (от индивида до общества в глобальном значении слова), свидетельствующая о степени развития у него гуманистических начал, мере реализации его сущностных сил. В других случаях «духовная культура» и «гуманитарная культура» трактуются как взаимопроникающие понятия, но это взаимопроникновение излишне усложняется. Например, А. Запесоцкий пишет: «С одной стороны, гуманитарная культура — это часть духовной культуры общества, которая живет в форме “текста” и выполняет функцию фиксации, хранения и передачи духовного опыта человечества. С другой стороны, духовная культура является частью гуманитарной культуры, которая интериоризована субъектом, вошла в сферу его духовной жизни (сознание, самосознание, нравственные переживания) и приобрела там свойства уникальности и неповторимости»[1, с. 259].
Не следовало бы затушевывать вопрос: какое из названных понятий более объемно и богаче по содержанию? На наш взгляд, более объемно и богаче по содержанию понятие духовная культура, которое употребляется в паре с понятием материальная культура и в качестве его антитезы. В духовную культуру входят и мифология, и религия, и светская идеология, и художественная культура, и наука — одним словом, все сверхматериальное, что выработано человеческим духом (сознанием) на протяжении всей его (человечества) истории. В современную эпоху все содержание феноменов духовной культуры можно подразделить на две взаимосвязанные ипостаси: культуру естественнонаучную, научно-техническую и культуру гуманитарную, как это сделал Чарльз Перси Сноу в известном эссе «Две культуры», написанном в 1973 г. [2]. В этом свете к гуманитарной культуре следует относить научные и иные (донаучные и сверхнаучные) практики, имеющие своим предметным основанием не природу, а человека и человечество: понимание смысла их существования, их судьбы и роли в творении истории. Представляется, что Ч.П. Сноу на новом этапе продолжил нить рассуждений, начатую на эту тему В. Дильтеем и Г. Риккертом — известными учеными XIX в.
1. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика/ Рос. акад. наук. Институт философии. - М.: Наука, 2002.
2. Сноу Ч. Две культуры: сборник публицистических статей. - М.: Прогресс, 1973.
3. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. // Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Cерия: Мыслители XX в. - М.: Республика, 1998.
5. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Международные отношения, 1990.
6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.
7. Соловьев В.С. Чтение о Богочеловечестве // Собрание сочинений. - В 2 т. - Т. 2. - М.: Правда, 1989
8. Шатило И.С. История русской философии: курс лекций. - М.: РосЗИТЛП, 2009.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3.
10. Фейербах Л. Избранные философские произведения. - Т. 1. - М., 1959.
11. Макаренко А.С. Сочинения. - В 7 т. - Т. 7. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958.