Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова
Кызыл, Россия
Изучается монолингвизм в условиях естественного тувинско-русского билингвизма. С учетом того, что овладение языком вообще, а овладение вторым языком тем более подчиняется не лингвистическим, а психологическим закономерностям, законам усвоения и подражания, нами предпринята попытка изучить индивидуально-психологические особенности такой высшей психической функции, как речь. Именно речь на втором языке у лиц, позиционирующих себя как монолингвы и отрицающих, что они имеют возможность говорить на неродном языке. Цель – обозначить и зафиксировать факт некоторых языковых компетенций в тувинском языке у лиц, позиционирующих себя монолингвами, и провести качественный анализ их языковых навыков. Применены диагностические методы: клиническая беседа, наблюдение, анкетирование. Также нами было установлено наличие некоторых зачастую неосознаваемых языковых компетенций на втором языке, факт владения которым респонденты отрицали, и особенности их языковой личности. Сделаны выводы, что появление монолингвизма возможно только на ранних стадиях формирования психики; в онтогенезе монолингвизм трансформируется в психологический билингвизм, а далее – в полилингвизм; речевые компетенции русскоязычных жителей-монолингвов Республики Тыва формируются в естественной билингвальной среде; среди речевых компетенций русскоязычных жителей-монолингвов Республики Тыва, сформированных в условиях естественной билингвальной среды, имеются неосознаваемые и / или непризнаваемые речевые компетенции иных языковых систем, в результате чего они фактически являются билингвами.
язык, речь, психолингвистика, билингвизм, монолингвы, языковые интерференции, тувинский язык
1. Морозова И. С., Булгакова Е. О. Совместная мыслительная деятельность и ее применение в практике обучения. Вестник КемГУ. 2007. № 1. С. 20-25. https://www.elibrary.ru/ltxksd
2. Богус М. Б. Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 40-44. https://www.elibrary.ru/kglpfr
3. Емельянова Я. Б. Различные подходы к оценке влияния билингвизма на интеллектуальное развитие личности. Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 91-102. https://www.elibrary.ru/mqphch
4. Новикова Д. А., Метласова Т. М. Естественный и искусственный билингвизм. Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: IV Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 14-15 ноября 2019 г.) Саратов: Сарат. ист-к, 2019. С. 221-224. https://www.elibrary.ru/duujmm
5. Косьмина М. А. Влияние билингвизма на формирование языковой компетентности у детей 6-7 лет. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 20. С. 307-311. https://www.elibrary.ru/kohvah
6. Джагапирова Е. Ю. Особенности развития языковой личности детей, воспитывающихся в условиях естественного и искусственного билингвизма. Актуальные проблемы современной науки: IV Междунар. науч-практ. конф. (Алушта, 27-30 апреля 2015 г.) Ставрополь: СУ, 2015. Т. 1. С. 172-174. https://www.elibrary.ru/txygyn
7. Никитенко Ю. С. Когнитивные и социокультурные аспекты билингвизма. Образование от «А» до «Я». 2022. № 2. С. 59-61. https://www.elibrary.ru/tdqcss
8. Маханькова Н. А., Морозова И. С. Особенности речевой деятельности шорцев в условиях билингвизма. Вестник КемГУ. 2007. № 1. С. 14-20. https://www.elibrary.ru/ltxkrt
9. Цветкова Т. К. Теория билингвизма - основа современной лингводидактики. М.: Спутник, 2020. 117 с. https://www.elibrary.ru/qlfxdb
10. Симонов К. В. К вопросу об определении и типологизации понятия «билингвизм». Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: XIV Всерос. с Междунар. уч. науч.-практ. конф. (Воронеж, 19-20 марта 2021 г.) Воронеж: Науч. кн., 2021. С. 220-224. https://www.elibrary.ru/rstshf
11. Савицкий В. М. Билингвизм и владение неродным языком: качественное различие. Российский журнал исследований билингвизма. 2021. № 1. С. 11-20. https://www.elibrary.ru/rpwkaa
12. Нищимова Е. А., Малоокая Ж. Ю. Идеи развития билингвизма в зарубежной литературе и их влияние на иноязычное образование. Вестник Cтавропольского гос. ун-та. 2011. № 2. С. 42-49. https://www.elibrary.ru/nyaujn
13. Розенцвейг В. Ю. Языковые контакты. Л.: Наука, 1972. 80 с.
14. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. 2-е изд. М.: МПСИ, 2004. 324 с. https://www.elibrary.ru/qlfxdb
15. Знаменская Т. А. Проблемы билингвизма и его влияния на языковую личность. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 42-46. https://www.elibrary.ru/sewrwb
16. Саркисов Э. Э. К вопросу о «чистом» билингвизме, или возможен ли билингвизм без интерференций? Актуальные проблемы англоязычной филологии, лингвистики и межкультурной коммуникации, ред. С. Г. Николаев. Ростов н/Д.: Профпресслит, 2022. С. 188-199. https://www.elibrary.ru/lklikj
17. Верещагин Е. М. Психологические и методические характеристики двуязычия (билингвизма). М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 162 с. https://www.elibrary.ru/ylqlzh
18. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 427 с.
19. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2011. 784 с. https://www.elibrary.ru/uymwzb
20. Сартбекова Н. К., Абакулов Р. А. К вопросу о билингвизме в Кыргызстане. Наука и инновационные технологии. 2023. № 2. С. 231-237. https://doi.org/10.33942/sit042327
21. Аден Ж. Ш., Сансызбаева С. К. Двуязычие как феномен транскультурной коммуникации. Керуен. 2022. Т. 76. № 3. С. 304-319. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-26
22. Донгак Ч. Б. Тувинско-русский билингвизм в дискурсивном аспекте. Казанская наука. 2021. № 11. С. 168-171. https://www.elibrary.ru/wvnsnb
23. Колмогорова А. В., Маликова А. В. Субъективные и объективные факторы билингвизма в эмоциональном восприятии текста (на материале тувинско-русского билингвизма). Вестник КемеГУ. 2022. Т. 24. № 6. С. 735-743. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-735-743
24. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2007. 526 с. https://www.elibrary.ru/qxqimt
25. Кравцов Г. Г. Проблема личности в культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 18-25. https://www.elibrary.ru/ltwhff