Предложена общая теория потребностей человека, которая в отличие от существующих, формализует процесс формирования потребностей с учетом индивидуальных целей и ценностей сотрудников организации.
модель человека, механизм формирования потребностей сотрудника организации.
1. Модель человека в системах управления персоналом
Основными характеристиками человека в системах управления персоналом являются:
- потребности;
- потенциал (возможности);
- цели;
- ценности.
Как следует из модели человека, представленной на рис. 1, потребности, потенциал, цели и ценности связаны прямыми и обратными связями. Эти связи недостаточно учитываются в теории и практике управления персоналом.
В частности, существующие теории потребностей человека не учитывают взаимосвязи потребностей, целей и ценностей человека.
В этой статье изложены основные положения общей теории потребностей, которая в отличие от существующих теорий, объясняет процесс формирования потребностей с учетом целей и ценностей человека.
Известные теории потребностей (Маслоу, Герцберга, Альдерфера и др.) основаны на мнениях авторов и опыте отдельных предприятий, т.е. на индуктивных рассуждениях. Ни в одной из существующих теорий не показан механизм формирования потребностей. В частности, пирамида Маслоу (которой нет ни в одной публикации классика психологии) не объясняет процесс перехода от одной потребности к другой [1]. Хотя и для теории и для практики именно это является наиболее важным.
Существующие теории потребностей сформулированы в лучшем случае на основе индуктивных рассуждений, а не дедуктивных доказательств [2–5].
Достоинством известных теорий потребностей является их простота. Но, как известно, иная простота хуже воровства. Примитивизм известных теорий потребностей, отсутствие строгих доказательств их обоснованности мешает развитию творческих способностей сотрудников предприятий и не может считаться основанием для практических рекомендаций.
Первым этапом дедуктивного обоснования теории потребностей является формулирование исходных положений (аксиом, требований), определяющих истинность этой теории.
Естественно исходить из того, что теория потребностей должна удовлетворять следующим требованиям:
- учитывать весь диапазон потребностей человека (аксиома полноты);
- отражать индивидуальные потребности каждого человека (аксиома индивидуальности);
- объяснять процесс формирования потребностей, показывать их взаимосвязи, динамику перехода от одной потребности к другой (аксиома динамичности).
Ни одна из широко известных теорий потребностей не соответствует этим требованиям.
Чтобы обеспечить такое соответствие, прежде всего необходимо разделить потребности на две группы:
- потребности существования (безопасности и др.);
- потребности самореализации (достижения целей жизни), диапазон которых очень широк: от высших духовных до сугубо материальных (богатство, роскошь, власть).
Потребности существования имеют естественные пределы удовлетворения (подчиняются законам предельной полезности). В отличие от этого потребности достижения целей жизни безграничны и могут меняться на протяжении жизни человека.
1. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
2. Блауг М. Методология экономической науки. 2-е изд. - М.: Вопросы экономики, 2004.
3. Герчиков В.И. Управление персоналом. - М.: Инфра -М, 2010.
4. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation // Psychological Rev. 1943. Vol. 50.
5. Stopp U. Personalmanagement. - München: Reiner Hampp, 1975.
6. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы. - М.: Норма, 2011.
7. Пригожин А.И. Цели и ценности. - М.: Дело: АНХ, 2010.
8. Генкин Б.М. Общая теория потребностей как основа управления персоналом // Роль предпринимательства в возрождении экономики России: Мат-лы Всерос. науч. симпозиума. - Тюмень: Вектор Бук, 2000.
9. Genkin B.M. Beduerfnistheorie des Menschen des Grundlage der Motivation der Arbeitsproduktivitat // Technische Fachhochschule Wildau. Wissenschaftliche Beitrage, 2004.
10. Genkin Boris M. Simulation Models of Effective Work Motivation Systems / Abstracts and papers of 37th Ann. Conf. of the Int. Simulation and Gaming Association (ISAGA). - St. Petersburg State University of Engineering and Economics, St. Petersburg, Russia, 2006.