Обсуждается идея организации студенческого самоуправления с миссией оказания академической помощи плохо успевающим студентам. Предлагается модель структуры, реализующей эту идею.
слабые студенты; мотивация к обучению; дополнительное образование; репетиторство; ни одного отстающего студента.
Введение
Снижение качества подготовки поступающих в вузы абитуриентов в течение последних десяти лет широко обсуждается и считается общепризнанным фактом [1]. Школьные психологи говорят об устойчивом нежелании детей учиться, отсутствии мотивации к обучению, и называют три группы причин этого явления. Во-первых, это неумение учиться, связанное прежде всего с тем, что семья не приучила ребенка к дисциплине и умению самостоятельно управлять своим временем; во-вторых, — ошибки воспитательного характера, из-за которых поведение ребенка в школе определяется не мотивом достижения успеха, а мотивом избегания неудачи; в-третьих, — в обществе пропагандируются другие ценности [2].
Исследователи проблем высшей школы обращают внимание на недостаточный уровень подготовки у молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения. По статистике, каждый третий из них учится на тройки в школе, с тройками и задолженностями сдает первую сессию. Часть поступающих изначально рассматривает обучение в вузе не как возможность получения полезных знаний и умений, а как способ получения полезного документа. Проявлению низкой мотивации к обучению способствует массовая практика работы выпускников вузов не по специальности. Некоторые студенты рассматривают эту практику как моральное оправдание неуспешной учебы [3].
Школа обвиняет родителей и общество, вузы — школу и экономику, но хорошо успевающих студентов от этого больше не становится. Попробуем понять, может ли вуз в этих условиях предложить что-то конструктивное. Для этого вначале вернемся к причинам низкой мотивации студентов к обучению, а затем посмотрим, что им можно противопоставить.
Причины возникновения «проблемных» студентов
На основе обобщения результатов, приведенных в [2, 3] и некоторых других публикациях, можно составить список основных причин возникновения «проблемных», или плохо успевающих студентов. Этот список представлен на рис. 1, и к нему добавлена еще одна причина, непосредственно зависящая от вуза, — неэффективное управление «проблемными» студентами.
Рассмотрим эту причину более подробно. Корни, на наш взгляд, лежат в широкой распространенности в вузах парадигмы обслуживания без сотрудничества: «мы вам говорим», «мы вас учим», «мы вам даем», при которой не так важно, слышат и слушают ли нас.
1. Аксенов В.Н. В образовании идет снижение качества по всем направлениям… / Интервью с заместителем декана физического факультета МГУ Владимиром Аксеновым на Всероссийском съезде учителей физики и биологии, 29 июня 2011 г. Сайт ИА REX: URL: http://www.iarex.ru/interviews/16939.html (дата обращения: 05.12.2011).
2. Архив опросов: Образовательный портал «Мой университет». URL: http://edu-reforma.ru/index/nashi_oprosy/0-39 (дата обращения: 05.12.2011).
3. Могильчак Е.Л. Высшее образование и рыночные отношения: социологический аспект взаимодействия // Изв. Уральского гос. университета. 2009. № 1/2(64). С. 210-218. URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0064(04_$01_02-2009)&xsln=showArticle.xslt&id=a18&doc=../content.jsp (дата обращения: 05.12.2011).
4. Буймов А.Г., Буймов Б.А. Студенты как персонал: проблемы мотивации // Управление персоналом. 2007. № 12 (166). С. 45-50.
5. Shamir B. Calculations, Values, and Identities: The Sources of Collectivistic Work Motivation // Human Relations. 1990. Vol. 43. No 4. P. 313-332. URL: http://hum.sagepub.com/content/43/4/313.full.pdf (дата обращения: 23.12.2011).
6. Fredrickson B.L. The value of positive emotions // American Scientist. 2003. 91. P. 330-335. URL: http://www.unc.edu/peplab/publications/Fredrickson_AmSci_English_2003.pdf (дата обращения: 15.12.2011).
7. Fredrickson B.L., Branigan C. Positive emotion broaden the scope of attention and thought-action repertoires // Cognition and Emotion. 2005. 19 (3). P. 313-332. URL: http://www.unc.edu/peplab/publications/Fredrickson_Branigan_2005.pdf (дата обращения: 15.12.2011).
8. Seo M., Barrett L., Bartunek J. The role of affective experience in work motivation // Acad Manage Rev. 2004 July. 29(3). P. 423-439. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1519413/ (дата обращения: 15.12. 2011).
9. Лугин В.Г. Об индивидуальных занятиях по математике и физике (мнение репетитора) // Система сайтов «Репетитор»: URL: http://www.repetitor.org/stmat7.html (дата обращения: 05.12.2011).
10. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 65-83.
11. Рощина Я.М., Филиппова Т.Н. Преподаватели на рынке образовательных услуг. Инф. бюлл. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006.