Россия
Казань, Россия
Обсуждаются особенности и задачи медико-биологической подготовки бакалавров в строительных вузах по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профилю «Инженерная защита окружающей среды».
техносферная безопасность, бакалавр, медико-биологические основы, защита окружающей среды.
Учебная дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» входит в программу обучения бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды» [1–3]. Дисциплина включена в общепрофессиональный цикл. В ней рассматриваются вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания — производственной, бытовой, городской, природной. В целом, изучение дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» призвано способствовать и обеспечивать развитие мотивации, стратегического мышления бакалавров, а полученные ими знания должны развить многоаспектное отношение к окружающему миру и к самому себе.
К настоящему времени экология перестала быть сугубо академической наукой и превратилась, по сути, в прикладную дисциплину о воздействии человека на окружающую природную среду. Поэтому стратегия стремительного развития XXI в. определила необходимость выработать принципиально новое экологическое мышление, сформировать экологическую культуру, включающую систему знаний и умений, экологически оправданное поведение в процессе профессиональной деятельности, что особенно актуально для строительной отрасли. Воспитание экологически грамотных бакалавров, способных оценить и предвидеть результаты воздействия строительной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, невозможно без системного всеобъемлющего экологического образования. В связи с этим на стыке экологии и строительных наук произошло становление нового научного направления — строительной экологии [4–6]. Возникновение этой науки обусловлено, с одной стороны, тем, что строительная отрасль продолжает оставаться крупным источником загрязнения окружающей среды и значительным потребителем невозобновляемых природных ресурсов планеты, а с другой — необходимостью выхода из острого экологического кризиса и перехода строительной отрасли на пути устойчивого безотходного развития.
Анализируя публикации по этой тематике, мы, к сожалению, в литературе нашли только одну работу [7], посвященную преподаванию дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» для студентов технических вузов.
1. Павлихин Г.П., Белов С.В., Девисилов В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Квалификация (степень) «Бакалавр» // Безопасность в техносфере. 2009. № 4. С. 34-46
2. Девисилов В.А. Принципы построения образовательных программ и технологий обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010. №6. С. 54-62
3. Девисилов В.А. Разработка примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 280700 - «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2011. №6. С. 51-65
4. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Строительная экология: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
5. Сугробов Н. П., Фролов В. В. Строительная экология. Учебник для студентов средних профессиональных учебных учреждений. М.: Академия, 2004.
6. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2008.
7. Моpозова Л.Л. Опыт преподавания дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» в МГТУ им Н.Э. Баумана // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 3 (147). С. 42-44.
8. Строганов В.Ф., Завьялова Н.Б., Шарафутдинова А.В. Актуальные проблемы подготовки инженеров-экологов для строительной отрасли // Сборник научных трудов «Наука и инновации в строительстве». SIB. Воронеж: SIB. 2009. № 2. С. 501-506.
9. Строганов В.Ф., Байгузин Ф.А., Филина М.П. Стратегия и задачи подготовки инженеров-экологов для строительной отрасли // Известия КГАСУ. 2011. № 2 (16). С. 266-270.
10. Строганов В.Ф., Гумеров Т.Ю., Вильданов И.Э. Системный подход в подготовке инженеров-экологов при изучении дисциплины “управление охраной окружающей среды” // Известия КГАСУ. 2012. № 4 (22). С. 530-534.
11. Строганов В.Ф., Громаков Н.С. Роль взаимосвязи естественных наук и спецдисциплин при подготовке экологических кадров // Известия КГАСУ. 2013. № 1 (23). С. 292-296.
12. Занько Н. Г., Pетнев В. М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2004.
13. Кухта Ю.С. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибирской государственной академии водного транспорта, 2005.
14. Гончарова Е.Н., Храмцов Б.А., Янишин В.В., Рыбка О.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005.
15. Феоктистова О.Г., Феоктистова Т.Г., Экзерцева Е.В. Безопасность жизнедеятельности (медико-биологические основы): Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
16. Нестерова Е.Н. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. - Брянск: Изд-во Брянск. гос. инженер.-технол. акад., 2011.
17. Михайлов Л.А, Соломин В.П., Михайлов А.Л., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Беспамятных Т.А., Закревский Н.В., Киселева Э.М. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.
18. Шлендер П.Э. (ред.). Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2008.