ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обсуждаются особенности и задачи медико-биологической подготовки бакалавров в строительных вузах по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профилю «Инженерная защита окружающей среды».

Ключевые слова:
техносферная безопасность, бакалавр, медико-биологические основы, защита окружающей среды.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Учебная дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» входит в программу обучения бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды» [1–3]. Дисциплина включена в общепрофессиональный цикл. В ней рассматриваются вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания — производственной, бытовой, городской, природной. В целом, изучение дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» призвано способствовать и обеспечивать развитие мотивации, стратегического мышления бакалавров, а полученные ими знания должны развить многоаспектное отношение к окружающему миру и к самому себе.

К настоящему времени экология перестала быть сугубо академической наукой и превратилась, по сути, в прикладную дисциплину о воздействии человека на окружающую природную среду. Поэтому стратегия стремительного развития XXI в. определила необходимость выработать принципиально новое экологическое мышление, сформировать экологическую культуру, включающую систему знаний и умений, экологически оправданное поведение в процессе профессиональной деятельности, что особенно актуально для строительной отрасли. Воспитание экологически грамотных бакалавров, способных оценить и предвидеть результаты воздействия строительной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, невозможно без системного всеобъемлющего экологического образования. В связи с этим на стыке экологии и строительных наук произошло становление нового научного направления — строительной экологии [4–6]. Возникновение этой науки обусловлено, с одной стороны, тем, что строительная отрасль продолжает оставаться крупным источником загрязнения окружающей среды и значительным потребителем невозобновляемых природных ресурсов планеты, а с другой — необходимостью выхода из острого экологического кризиса и перехода строительной отрасли на пути устойчивого безотходного развития.

Анализируя публикации по этой тематике, мы, к сожалению, в литературе нашли только одну работу [7], посвященную преподаванию дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» для студентов технических вузов.

Список литературы

1. Павлихин Г.П., Белов С.В., Девисилов В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Квалификация (степень) «Бакалавр» // Безопасность в техносфере. 2009. № 4. С. 34-46

2. Девисилов В.А. Принципы построения образовательных программ и технологий обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010. №6. С. 54-62

3. Девисилов В.А. Разработка примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 280700 - «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2011. №6. С. 51-65

4. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Строительная экология: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

5. Сугробов Н. П., Фролов В. В. Строительная экология. Учебник для студентов средних профессиональных учебных учреждений. М.: Академия, 2004.

6. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2008.

7. Моpозова Л.Л. Опыт преподавания дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» в МГТУ им Н.Э. Баумана // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 3 (147). С. 42-44.

8. Строганов В.Ф., Завьялова Н.Б., Шарафутдинова А.В. Актуальные проблемы подготовки инженеров-экологов для строительной отрасли // Сборник научных трудов «Наука и инновации в строительстве». SIB. Воронеж: SIB. 2009. № 2. С. 501-506.

9. Строганов В.Ф., Байгузин Ф.А., Филина М.П. Стратегия и задачи подготовки инженеров-экологов для строительной отрасли // Известия КГАСУ. 2011. № 2 (16). С. 266-270.

10. Строганов В.Ф., Гумеров Т.Ю., Вильданов И.Э. Системный подход в подготовке инженеров-экологов при изучении дисциплины “управление охраной окружающей среды” // Известия КГАСУ. 2012. № 4 (22). С. 530-534.

11. Строганов В.Ф., Громаков Н.С. Роль взаимосвязи естественных наук и спецдисциплин при подготовке экологических кадров // Известия КГАСУ. 2013. № 1 (23). С. 292-296.

12. Занько Н. Г., Pетнев В. М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2004.

13. Кухта Ю.С. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибирской государственной академии водного транспорта, 2005.

14. Гончарова Е.Н., Храмцов Б.А., Янишин В.В., Рыбка О.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005.

15. Феоктистова О.Г., Феоктистова Т.Г., Экзерцева Е.В. Безопасность жизнедеятельности (медико-биологические основы): Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

16. Нестерова Е.Н. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. - Брянск: Изд-во Брянск. гос. инженер.-технол. акад., 2011.

17. Михайлов Л.А, Соломин В.П., Михайлов А.Л., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Беспамятных Т.А., Закревский Н.В., Киселева Э.М. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

18. Шлендер П.Э. (ред.). Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?