ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается возможность ознакомления младших школьников с историческими личностями в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Раскрываются методические приемы, направленные на изучение отдельных исторических личностей. Особое внимание уделяется использованию произведений изобразительного искусства.

Ключевые слова:
младший школьник, историческая личность, методика, карта, исторический документ, произведение искусства.
Текст

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАТЕГОРИЙ ВРЕМЕНИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ

Cущественным элементом содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе, как известно, является изучение отдельных страниц истории русского государства. В связи с этим дети знакомятся с историческими личностями, которые были участниками важнейших исторических событий.

Обращаясь к биографии исторической личности, мы поневоле сталкиваемся с большим количеством различных дат. У ребенка, как правило, эти даты не связываются с конкретными образами, и ему очень сложно представить абстрактный год, век, тысячелетние. Осознанное восприятие таких категорий, как год, век, тысячелетие, у ребенка возникает позже, при последовательном изучении временных понятий в математике. Как замечает британский исследователь Дж. Никол: «Можно до бесконечности произносить фразу "восемьсот лет назад", и, хотя годы не трудно подсчитать, содержание фразы не будет оценено» [1, с. 58].

Таким образом, у младшего школьника восприятие исторических событий часто не связано с осознанием того времени, когда они протекали. Поэтому особенно важно формировать у учащихся умение локализовать исторические события во времени. Учитель, прежде всего, должен понимать, что и общие представления взрослых о времени не такие, как у детей: для взрослого человека год пролетает быстро, тогда как для ребенка даже день - целая вечность. В связи с этим возникает проблема: как объяснить ребенку, что такое время.

Здесь на помощь учителю приходит хронология. Первое, что должен сделать педагог, - сформировать представление о таком свойстве времени, как протяженность. Один из самых доступных способов - наглядный пример. Для этого можно воспользоваться следующим упражнением:

Учитель выводит детей на школьный стадион. За точку отсчета принимается текущая дата и определяется, что один шаг будет считаться за один год. Затем дети отсчитывают шагами от начальной точки год своего рождения, даты рождения родителей, бабушек и дедушек. Далее учитель предлагает более сложные задания, которые включают ключевые даты истории России.

Список литературы

1. Никол Дж. Ремесло учителя истории: учебное пособие / пер. с англ. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. - 443 с.

2. Подготовка студентов к работе с историческими источниками на уроке: подготовка учителя истории в условиях модернизации высшего педагогического образования / под ред. А.Б. Соколова, М.В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 345 с.

3. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: психологический аспект // Magister. - 1999. - № 1. - C. 85-95.

4. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. - М.: Владос, 2001. - 145 с.

5. Шишов А.В. Александр Невский. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Войти или Создать
* Забыли пароль?