В статье рассматривается возможность ознакомления младших школьников с историческими личностями в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Раскрываются методические приемы, направленные на изучение отдельных исторических личностей. Особое внимание уделяется использованию произведений изобразительного искусства.
младший школьник, историческая личность, методика, карта, исторический документ, произведение искусства.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАТЕГОРИЙ ВРЕМЕНИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ
Cущественным элементом содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе, как известно, является изучение отдельных страниц истории русского государства. В связи с этим дети знакомятся с историческими личностями, которые были участниками важнейших исторических событий.
Обращаясь к биографии исторической личности, мы поневоле сталкиваемся с большим количеством различных дат. У ребенка, как правило, эти даты не связываются с конкретными образами, и ему очень сложно представить абстрактный год, век, тысячелетние. Осознанное восприятие таких категорий, как год, век, тысячелетие, у ребенка возникает позже, при последовательном изучении временных понятий в математике. Как замечает британский исследователь Дж. Никол: «Можно до бесконечности произносить фразу "восемьсот лет назад", и, хотя годы не трудно подсчитать, содержание фразы не будет оценено» [1, с. 58].
Таким образом, у младшего школьника восприятие исторических событий часто не связано с осознанием того времени, когда они протекали. Поэтому особенно важно формировать у учащихся умение локализовать исторические события во времени. Учитель, прежде всего, должен понимать, что и общие представления взрослых о времени не такие, как у детей: для взрослого человека год пролетает быстро, тогда как для ребенка даже день - целая вечность. В связи с этим возникает проблема: как объяснить ребенку, что такое время.
Здесь на помощь учителю приходит хронология. Первое, что должен сделать педагог, - сформировать представление о таком свойстве времени, как протяженность. Один из самых доступных способов - наглядный пример. Для этого можно воспользоваться следующим упражнением:
Учитель выводит детей на школьный стадион. За точку отсчета принимается текущая дата и определяется, что один шаг будет считаться за один год. Затем дети отсчитывают шагами от начальной точки год своего рождения, даты рождения родителей, бабушек и дедушек. Далее учитель предлагает более сложные задания, которые включают ключевые даты истории России.
1. Никол Дж. Ремесло учителя истории: учебное пособие / пер. с англ. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. - 443 с.
2. Подготовка студентов к работе с историческими источниками на уроке: подготовка учителя истории в условиях модернизации высшего педагогического образования / под ред. А.Б. Соколова, М.В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 345 с.
3. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: психологический аспект // Magister. - 1999. - № 1. - C. 85-95.
4. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. - М.: Владос, 2001. - 145 с.
5. Шишов А.В. Александр Невский. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.