В статье рассматривается проблема обеспечения преемственности в процессе духовно-нравственного воспитания при переходе учащихся из начальной школы в основную. На основе результатов апробирования авторской рабочей программы доказывается целесообразность комплексного подхода к организации духовно-нравственного воспитания в системе школьного образования.
духовно-нравственное воспитание, преемственность звеньев образования, формы организации процесса приобщения школьников к основам духовно-нравственной культуры.
Проблема духовно-нравственного становления личности, участие в этом процессе школы и семьи, место учебной и внеурочной деятельности остается весьма актуальной и продолжает волновать педагогическую общественность. Вновь обсуждается необходимость установить перспективу духовно-нравственного воспитания учащихся, прежде всего при переходе от начального к основному звену школьной системы образования.
Как известно, 25 мая 2015 г. Министерством образования и науки РФ выпущено Письмо «Об изучении предметных областей: “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, в котором устанавливается преемственность в обучении новому предмету в 4-х и 5-х классах общеобразовательной школы. Подчеркивается, что образовательной целью его изучения является углубление знаний об основных нормах морали, культурных традициях народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. На этой основе у обучающихся воспитываются высшие нравственные чувства, среди которых важнейшее место занимает способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам людей или их отсутствию.
В связи с особым вниманием государства к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения практическим работникам очень важно ознакомиться с любым опытом организации процесса обучения курсам «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», тем более если этот опыт получен в ходе педагогического исследования.
От редакции
1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: методические рекомендации. 5 класс - М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики: методическое письмо. 4 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015.
4. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 1999. - 39 с.
5. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. - 144 с.