В статье обоснована необходимость использования при обучении младших школьников русскому языку словарей разных типов: орфо- графических, орфоэпических и толковых. Определены особенности словарей каждого типа. Описаны основные методические принципы работы со словарями. Предлагаются виды заданий и упражнений, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников. Основное внимание уделено орфоэпическим и толковым словарям.
тип словаря, словник, методика работы со словарем, типы заданий и упражнений.
Обучение русскому языку в современной школе невозможно без использования словарей и справочников. Формирование навыков работы со словарями, на наш взгляд, является необходимым условием успешного обучения родному языку и развития интеллекта ребенка, поэтому учитель должен владеть методикой работы со словарями разных типов. Важно также обучать детей умению пользоваться различной справочной литературой. Напомним, что многие требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентируют на решение этой задачи.
Как отмечают исследователи, использование орфографического словаря в течение одного лишь года позволяет сократить количество орфографических ошибок у детей примерно на 30%, обогатить их лексический запас одной-двумя тысячами новых слов, необходимых для усвоения знаний и развития мышления [1, 9]. Однако не секрет, что словари, несмотря на их значимость, до сих пор не заняли должного места в обучении и развитии младших школьников.
Почему многие ученики так и не приобретают навыков работы со словарями? Это происходит, на наш взгляд, потому, что сами учителя:
- не пользуются изданными словарями, предпочитая самодельные словарики трудных слов и словарики в конце школьных учебников;
- не умеют грамотно организовать работу со словарями на уроках, поскольку не знакомы с особенностями каждого из типов словарей, которые определяют методические принципы работы с ними.
1. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Ваш друг - орфографический словарь: методические рекомендации. - Новосибирск: НГПУ,1993. - 38 с.
2. Васькова М.Ю. Толковый словарь. - М.: ЭКСМО, 2010. - 272 с.
3. Грушников П.А. Система работы с орфографическим словарём на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1985. - 49 с.
4. Гуркова И.В. Пишу и говорю правильно: орфографический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 143 с.
5. Гуркова И.В. Толково-этимологический словарь. - СПб.: Виктория-плюс, 2013. - 191 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
7. Елина У.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова: орфоэпический словарик. - М.: Дрофа, 2002. - 142 с.
8. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка, М., 1991.
9. Неусыпова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова: толковый словарик. - М.: Дрофа, 2002. - 303 с.
10. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебник. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 415 с.
11. Ушинский К.Д. / собр. соч. В 6 т. - М.: Лениздат, 1959. - 256 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012. - 31 с.
13. Alderson J. Ch., Chpman C. Language Test Constraction and Education. - Cambrige: Cambrige University Press, 2005. - 310 p.
14. Lipman M. Thinking in Education. The reflective model of educational practice. - Cambrige, 1991. - 27 p.