Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность представленного исследования состоит в том, что, с одной стороны, современные научно-технологические тенденции и геополитэкономические условия развития существенно отличаются от предыдущих этапов развития. С другой стороны, учитывая, что развитие экономики осуществляется по спирали, представляет интерес рассмотреть опыт использования инструментов управления, использовавшихся на предыдущем витке технологического развития в кризисной фазе 1970-х годов, аналогичных нынешней кризисной фазе социально-экономического развития 2020-х годов. Целью представленных исследований является рассмотрение возможностей использования положений школы обучения Ч. Линдблома в интересах современного развития системы образования с учетом вызовов ХХI в. Основным результатом исследований является формулирование на основе положений школы обучения Ч. Линблома предложений по развитию системы отечественного образования с учетом вызовов ХХI в. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования при осуществлении подготовки кадров, в том числе руководящих работников и специалистов системы дополнительного профессионального образования.
базовые положения школы обучения Ч. Линдблома, развитие системы образования, вызовы ХХI века
1. 4 главных вызова в образовании: как с ними справляются в России и мире. https://trends.rbc.ru/trends/education/61dec3679a7947292bdefc43?from=copy (дата обращения 01.02.2024)
2. 5 вызовов системе образования. https://plus.rbc.ru/news/5acbe3a47a8aa94d61f53913 (дата обращения 01.02.2024)
3. Caves, Richard E. Creative Industries: Contracts between Art and Commerce, Harvard Univ. Press. – 2000. – 454 p.
4. Ашилова М.С. Вызовы и тренды системы образования в XXI веке. // Журнальный клуб Интелрос «Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2012. http://intelros.ru/readroom/vestnik-rossijskogo-filosofskogo-obshhestva/f4-2012/17778-vyzovy-i-trendy-sistemy-obrazovaniya-v-xxi-veke.html (дата обращения 01.02.2024)
5. Вызовы современному образованию: важные аспекты формирования образа будущего. http://profi-center.by/vyzovy-sovremennomu-obrazovaniyu.html (дата обращения 01.02.2024)
6. Вяземский Е.Е. Приоритеты, проблемы и тенденции развития исторического образования в современной российской школе. http://ioc.rybadm.ru/innov/2019/k_03.2019/prezent9.pdf (дата обращения 01.02.2024)
7. Губарьков С.В. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 6. – С. 52-57; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=126 (дата обращения: 01.02.2024).
8. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. - Москва: Прометей, 2014. - 326 с.
9. ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования.https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Report_govern_education_2023.pdf (дата обращения 01.02.2024)
10. Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с.
11. Иванова С.В., Иванов О.Б. Основные тенденции развития образования в условиях современных вызовов. // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. №5, с.38-51.
12. Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ИСТОЧНИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ЧАСТЬ 4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ). // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 8. № 2. С. 68-83.
13. Колин К.К. Концептуальные основы стратегии образования в XXI веке. https://sec.chgik.ru/ru/kontseptualnyie-osnovyi-strategii-obrazovaniya-v-xxi-veke-2/ (дата обращения 01.02.2024)
14. Кондратьев А.Ю., Сурат Л.И., Тебекин А.В. ТЕХНОЛОГИЯ "ЦИФРОВОЙ КУРАТОР" КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ НА БАЗЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. В сборнике: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. Материалы VII Международной научной конференции. Красноярск, 2023. С. 361-365.
15. Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022 Т. 31. № 6. С. 48–61.
16. Ломакин О.Е., Тебекин А.В. ПЕРЕХОД СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ РОСГИДРОМЕТА К СОПРЯЖЕННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ. // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 328-335.
17. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 367 с.
18. Мироненко Е.С. Компетенции XXI века vs образование XXI века // Вопросы территориального развития. 2019. № 2 (47). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/28130 (дата обращения 01.02.2024)
19. Основные тенденции развития образования. https://edu.glavsprav.ru/msk/vpo/journal/820/ (дата обращения 01.02.2024)
20. Рогозина Т.В. Образовательный процесс в XXI веке вызовы и наш ответ на них. https://ppt-online.org/354165 (дата обращения 01.02.2024)
21. Современные вызовы образования и психология формирования личности: монография / Н.А. Казибекова, Э.Ш. Мусаева, А.А. Киселев и др.; гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2022. – 172 с.
22. Сорокина, Е. И. Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний / Е. И. Сорокина. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 27-29.
23. Ставцев А.А. Образование XXI века: задачи, вызовы, маршруты. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. Выпуск 4. С. 613-620.
24. Сурат Л.И., Тебекин А.В. РАЗРАБОТКА ОРИГИНАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. // В сборнике: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. материалы VI Международной научной конференции: в трех частях. 2022. С. 341-345.
25. Сурат Л.И., Тебекин А.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 306-312.
26. Тебекин А.В. АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ИСТОЧНИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ЧАСТЬ 1). // Журнал экономических исследований. 2021. Т. 7. № 5. С. 11-22.
27. Тебекин А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 623-636.
28. Тебекин А.В. МАСШТАБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2020-Х ГОДОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОСТУЛАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. // Журнал экономических исследований. 2023. Т. 9. № 1. С. 3-16.
29. Тебекин А.В. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ КАК ПРИКЛАДНЫХ СФЕР УПРАВЛЕНИЯ. // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 375-380.
30. Тебекин А.В. О ГЛУБИНЕ КРИЗИСА 2020-ГО ГОДА ДЛЯ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИК И ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ НЕГО. // Журнал экономических исследований. 2020. Т. 6. № 2. С. 52-71.
31. Тебекин А.В. ПОСТУЛАТЫ ШКОЛЫ ОБУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЧАРЛЬЗА ЛИНДБЛОМА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ. // Журнал философских исследований. 2023. Т. 9. № 3. С. 45-58.
32. Тебекин А.В. Развитие концепций менеджмента в 1970-е годы / А.В. Тебекин // Журнал исторических исследований. — 2018. — Т. 3. — №4. — С. 33-43.
33. Тебекин А.В., Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ НА ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ. // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 1. С. 66-75.
34. Тебекин А.В., Ломакин О.Е. АНАЛИЗ СПРОСА СОТРУДНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ РОСГИДРОМЕТА НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 5. С. 85-95.
35. Тебекин А.В., Ломакин О.Е. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РОСГИДРОМЕТА НА ПЕРИОД 2023-2030 ГОДОВ. // Гидрометеорология и образование. 2023. № 1. С. 64-77.
36. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ИСТОЧНИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ЧАСТЬ 3). // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 8. № 1. С. 46-58.
37. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НИО.2 В РАМКАХ ШЕСТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА. // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. 2022. Т. 1. № 2. С. 57-75.
38. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. УЧЕТ СИЛЫ ЛИДЕРСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ. // Журнал экономических исследований. 2021. Т. 7. № 5. С. 29-40.
39. Тебекин А.В., Сурат Л.И. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ. // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 5. С. 41-49.
40. Тебекин А.В., Сурат Л.И. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 43-51.
41. Тебекин А.В., Сурат Л.И. ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 1). // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 55-68.
42. Тебекин А.В., Сурат Л.И., Кондратьев А.Ю. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ. // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 3. С. 14-25.
43. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ИСТОЧНИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ЧАСТЬ 2). // Журнал экономических исследований. 2021. Т. 7. № 6. С. 32-42.
44. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения 01.02.2024)
45. Чумакова, Я. В. Модернизация российского образования: тренды и перспективы / Я. В. Чумакова, А. Т. Гиголаева, А. А. Вегера. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 150-153.