аспирант с 01.01.2023 по настоящее время
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Растущая конкуренция на рынке труда, высокие запросы к уровню подготовки студентов работодателями — всё это обусловлено динамикой экономических процессов не только в нашей стране, но и в мире, в целом. В статье рассматривается проблема формирования надпрофессиональных компетенций в условиях профессиональной подготовки студента. Влияние «мягких навыков» на профессиональное становление и профессиональную реализацию. Проведен контент-анализ актуальности владения «soft skills» будущими специалистами, с целью более целостного понимания ситуации, сложившейся в российской экономике и выработке стратегических решений в образовательной политике учебных заведений. В статье проведен анализ исследований, проводимых в сфере высшего образования на разных уровнях: международный, российский, локальный. Методологической основой исследования выступает анализ оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях, который был организован Президентской платформой АНО «Россия — страна возможностей». Изучена интерпретация результатов исследований по оценке и развитию надпрофессиональных компетенций студентами группами-участниками проекта. Выборочно рассмотрена интерпретация деловых качеств, которые не были названы в качестве первостепенных. Целью статьи стали анализ и обобщение понятия профессионально образование и результат социологических исследований по оценке надпрофессиональных компетенций обучающихся, основываясь на опыте ведущих отечественных и зарубежных учёных.
надпрофессиональные компетенции («soft skills», «мягкие навыки»), интеллектуальный и творческий потенциал, профессиональное образование, профессиональное развитие, лидерство, деловые качества, эмоциональный интеллект, стратегическое мышление
1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. - 3- изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 –301 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»).
3. Зеер ЭФ., Намятова И.М., Панова Ж.А. Практикум по психологии профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2001- 14с.
4. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000- 80 с.
5. Митина Л.М. Профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход\ Личность профессионала : развитие, образование, здоровье : Сборник научных статей. Выпуск 5. Омск. Кельце. Пловдив. / Отв. ред. : Е. С. Асмаковец.– Омск : Издательский центр КАН, 2020. – 616 с.
6. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Подготовка специалиста в области образования: компетентностный подход. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Номер: 9 (35) Год: 2006. Страницы: 46-49.
7. Комиссаров А. Г., Степашкина Е. А., Соболева О. Б., Гужеля Д. Ю., Селезнев П. С. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):53-62.
8. Пеша А.В. Надпрофессиональные компетенции и их значение в становлении специалиста//Современные Исследования проблем управления кадровыми ресурсами: Материалы V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 114-122.
9. Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 102-109.
10. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов / Е. А. Степашкина, А. К. Суходоев, Д.Ю. Гужеля; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 32 с.
11. Раицкая Л К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2018. № 3. С. 350–363.
12. Чуланова О.Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : моно графия / О.Л. Чуланова. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 217 с.— (Научная мысль).
13. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических азработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017)\[Электронный ресурс]\URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf \ (дата обращения:23.03.2023).
14. Известия. Работодатели заявили о проблеме «кадрового голода» в своих отраслях\ [Элекронный ресурс]/ URL: https://iz.ru/1266062/2021-12-20/rabotodateli-zaiavili-o-probleme-kadrovogo-goloda-v-svoikh-otrasliakh \ дата обращения 15.03.2023/Ведомости. Кадровый голод и локальная безработица: что ждет рынок труда в 2023 году. [Элекронный ресурс]/ URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/18/959434-kadrovii-golod-i-lokalnaya-bezrabotitsa \ дата обращения 15.03.2023.
15. Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей». URL:http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/65481 \(дата обращения: 15.03.2023).
16. Доклад BCG «Россия 2025: от кадров к талантам». – 2017.\ [Электронный ресурс]\URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf \ (дата обращения:20.03.2023).
17. Zehr, M. A. (1998, February 18). New office economy putting greater demands on schools. Education Week, 17(23), 7.
18. Ahmed F., Capretz L.F., Campbell P. Evaluating the demand for soft skills in software development // It Professional. 2012. V. 14. № 1. P. 44-49. [Электронный ресурс]\URL: https://doi.org/10.1109/MITP.2012.7 \( дата обращения:25.03.2023).
19. Nagler C. Empirische Analyse Methoden zur Bewertung der Kompetenzen und Effektivitat der Arbeits im Vergleich. 2011.
20. James, R. F., & James, M. L. (2004). Teaching career and technical skills in a “mini” business world. Business Education Forum, 59(2), 39-41.
21. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key “soft skills”that foster youth workforce success: toward a consensus across fields.–Child Trends Publication, 2015. –11 (56р.) [Электронный ресурс]\URL: https://www.fhi360.org/sites/default/files/media/documents/workforce-connections-soft-skills-small.pdf \( датат обращения:25.03.2023).
22. Wellington, J. K. (2005, August 1). The «soft skills» of success: Be it high tech, low tech, or no tech. Vital Speeches of the Day, 71, 628.; Robles, M. M. (2012). Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed in Today’s Workplace. Business Communication Quarterly, 75, 628. \[Электронный ресурс]\URL: https://doi.org/10.1177/1080569912460400 \(дата обращения:27.03.2023)628.
23. Robles, M. M. (2012). Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed in Today’s Workplace. Business Communication Quarterly, 75, 453-465. [Электронный ресурс]\URL: https://doi.org/10.1177/1080569912460400 \\(дата обращения:25.03.2023).