Россия
Россия
В статье рассматривается проблема методологии и методики оценки коммуникативных компетенций взрослых носителей русского языка. Навык коммуникации является одним из приоритетных soft skills в рамках вузовского обучения. Для оценки качества формирования этого навыка необходим валидный и удобный в использовании инструмент. Целью является создание комплекса заданий для оценки коммуникативных навыков взрослых носителей русского языка, их апробация на фокус-группе студентов, а также изучение социолингвистических факторов, влияющих на результаты теста (возраст, специальность и т.д.). В данной статье описан принцип создания методического комплекса, включающего в себя алгоритм оценки коммуникативных компетенций, комплекты тестовых заданий для оценки уровня владения устной и письменной речью (для взрослых носителей языка), шкалу оценки результатов тестирования. Применялись общенаучные методы анализа и синтеза, метод моделирования. Алгоритм оценки коммуникативных компетенций включает: компонент оценки (языковой, дискурсивно-стилистический, риторико-прагматический, этико-речевой), критерии оценки, шкалу оценки, уровни оценки, типы заданий (правка дефектного текста по нормам русского языка, стилистики; программированный контроль, тесты, создание развернутых текстов, устные публичные выступления – монолог, дебаты и т.д.). Результатом является разработанный методический комплекс, который позволит оценить коммуникативные компетенции студентов вузов. Таким образом, возможен контроль и оценка качества образо вательных программ в аспекте развития коммуникативных навыков у обучающихся. В учебных целях планируется привлечение студентов к реализации проекта, что даст им возможность развивать профессиональные навыки, пользуясь представленными параметрами оценки коммуникативных навыков.
коммуникация, коммуникативные компетенции, оценка коммуникативных компетенций, прикладная лингвистика, коммуникативная лингвистика
1. Баранова О.И. Реализация коммуникативных факторов в развитии презентационных навыков студентов [Текст] / О.И. Баранова, И.Н. Воскресенская, М.В. Ланина, Е.С. Курукалова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2022. — № 6. — С. 50–58. — DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-116-50-58
2. Долгих М.В. Коммуникативная компетенция студентов вузов: траектории развития [Текст] / М.В. Долгих // Актуальные вопросы современной науки. — 2008. — № 4-1. — С. 153–161.
3. Евтюгина A.A. Содержательное обеспечение формирования культурно-речевой образованности студентов вуза [Текст] / A.A. Евтюгина // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. — Вып. 3. — Ч. 1. — С. 57–71.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. — URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения: 25.01.2024).
5. Климова М.А. Аннотирование учебного корпуса в аспекте его использования для исследовательских задач [Текст] / М.А. Климова, А.В. Виклова, Д.А. Оверникова // Современная лингвистика: от теории к практике. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2023. — С. 46–50.
6. Куликова В.А. Человек и его внутренний мир: учебный комплексный лингвокультурологический словарь [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.А. Куликова, Е.А. Жданова, О.В. Крамкова [и др.]. — Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. 142 c.
7. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
8. Молчановский В.В. Профессионально-коммуникативная компетенция преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / В.В. Молчановский // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — № 5. — С. 65–68. — DOI: https://doi.org/10.12737/ article_59acff955e9ed5
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 2014. — 223 с. 10. Романова Т.В. Отбор текстов на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному [Текст] / Т.В. Романова // Bridge-Мост. Язык и культура. — 2002. — № 9.
10. Романова Т.В. Русский язык. Стилистика, культура речи, фонетика, словообразование, лексика [Текст]: учебно-методические материалы для студентов I–II курсов / Т.В. Романова. — Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова, 2010. — 51 с. 12. Рябов В.И. Обучение риторике в технических вузах [Текст] / В.И. Рябов, О.Е. Чернова // Alma mater. — 2002. — № 8. — С. 43–45.
11. Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция и ее развитие у студентов вуза в условиях преемственности образования [Текст]: монография / М.В. Стурикова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. — 164 с.
12. Сычева Л.В. К вопросу о коммуникативной компетенции иностранных студентов и некоторых способах её формирования на занятиях по РКИ [Текст] / Л.В. Сычева // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. — 2019. — № 4. — С. 33–40.
13. Шаховский В.И. Формирование коммуникативной компетенции через научающую коммуникацию (к методике через лингвистику) [Текст] / В.И. Шаховский // Вопросы психолингвистики. — 2016. — № 1. — С. 274–283.
14. Шерстяных И.В. Овладение речевыми жанрами как один из путей формирования речевой компетенции студентов [Текст] / И.В. Шерстяных // Педагогический ИМИДЖ. — 2018. — № 1. — С. 153–162.
15. Hall J.K., Eggington W.G. The sociopolitics of English language teaching. Clevedon: Multilingual Matters, 2000.
16. Hymes D. Now I know only so far: essays in ethnopoetics. Lincoln: University of Nebraska Press, 2003.
17. Lillis T. Communicative competence // Encyclopaedia of Language and Linguistics / K. Brown, editor. Oxford: Elsevier, 2006, pp. 666–673.