АКТИВИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ЧАСТЬ 2)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предлагается к обсуждению вклад изучения младшими школьниками предмета «Окружающий мир» в развитие их речи и речевого общения. На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО) раскрывается методика формирования у младших школьников диалогической речи (учебные диалоги, дидактические игры), а также описаний и повествований.

Ключевые слова:
младший школьник; окружающий мир; сенсорная культура; коммуникативная деятельность; диалог; описание; рассказ-этюд
Список литературы

1. Васильевых И.П. Обучение школьников аналитической текстовой деятельности для формирования у них умений создавать собственные тексты // Начальное образование. – 2019. – № 2. С. 26–33.

2. Виноградова Н.Ф. Изучение темы курса «Окружающий мир»: «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом» // Начальное образование. – 2023. – № 3. – С. 37–44.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методическое пособие. 1–2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 360 с.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методическое пособие. 3–4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 232 с.

5. Выготский Л.С. Педагогика: мышление и речь. – М.: Просвещение, 1996. – 115 с.

6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Просвещение, 1990. – 198 с.

7. Культура русской речи и эффективность общения / Е.Н. Ширяев, Л.И. Скворцов, Е.М. Лазуткина [и др.]. – М.: Изд-во Российской академии наук (Институт русского языка им. В.В. Виноградова), 1996. – 439 с.

8. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1995. – 186 с.

9. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М.: Педагогика, 2009. – 201 с.

10. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. – М.: Баласс, 2016. – 144 с.

11. Романова В.Ю. Развитие коммуникативных умений второклассников: особенности реализации требований ФГОС НОО // Начальное образование. – 2023. – № 3. – С. 9–15.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb. pdf (дата обращения: 11.05.2024).

13. Федеральная образовательная программа начального общего образования /утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 16.10.2022 № 992 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1592653/ (дата обращения: 11.05.2024).

14. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация: язык в отношении к другим системам коммуникации // Избр. работы. – М.: Прогресс, 1985. – С. 306–330.

Войти или Создать
* Забыли пароль?