ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ КАЛИБРОВКИ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СБОРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статистические параметры отказов сборочного оборудования различных предприятий автомобилестроительной отрасли, работающих в схожих условиях, не отличаются между собой, что говорит о необходимости анализа и поиска общих решений поставленных проблем. При планировании периодичности калибровки нового сборочного оборудования можно использовать статистику отказов уже существующих производств, в частности для калибровки момента затяжки в периодической проверке. Изложенные в статье материалы предполагают формализацию технологической подготовки производства в части обеспечения непрерывной сборки. В работе получено формальное описание для расчета расписания калибровки сборочного инструмента, расчетное время выхода момента затяжки за поле допуска, время для периодической калибровки инструмента и зависимости для оценки периодичности проверок. Представленные результаты могут быть использованы для построения АСТПП сборочных предприятий автомобильной промышленности, на их основе разработаны программно-технические решения.

Ключевые слова:
сборочное оборудование, математическая модель, управляющий алгоритм, автомобилестроительный кластер, период обслуживания инструмента
Текст

Введение

 

В настоящее время многие сборочные предприятия страны в области как общего машиностроения, так и автомобилестроения в частности, проводят внутренний аудит сборочного оборудования для поиска способов оптимизации себестоимости через снижение времени простоя при настройке сборочного оборудования. Ряд технических задач не имеют традиционного решения, требуется их научное осмысление и формализация расчетов для снижения отказов оборудования.

 

Постановка задачи

 

Практика показывает, что статистические параметры отказов оборудования различных предприятий автомобилестроительной отрасли, работающих в схожих условиях, не отличаются между собой [1, 2]. Поэтому, при планировании периодичности калибровки нового сборочного оборудования целесообразно проанализировать статистику отказов уже существующих производств. Одним из элементов настройки оборудования является калибровка момента затяжки в периодической проверке. Время между двумя калибровками момента затяжки (периодичность калибровки) – ТПi для i-х моделей инструментов целесообразно выбирать с использованием данных уже функционирующих производств, в которых используются i-е модели инструментов. Производственная статистика показывает, что скорость разрегулирования инструментов в период приработки и в период нормального функционирования практически не изменяется. Таким образом, нет необходимости изменять период ТПi в ходе эксплуатации. Данная величина может сохраняться на протяжении всего времени нормального функционирования сборочного инструмента. В рамках данной статьи рассматриваются вопросы расчетных методик временных периодов между калибровками инструмента и оценки периодичности проверок.

 

Материалы и методы решения задачи

 

Используем скорость разрегулирования как определяющий параметр при выборе метода определения периодичности проверок. Скорость разрегулирования между двумя последовательными калибровками инструмента может быть описана следующей формулой:

Cn,n-1=Mn-Mn-1tn,n-1                                                                       (1)

где Cn,n-1- скорость разрегулирования между n-1-й и n-й калибровками инструмента; Mn- значение момента затяжки инструмента измеренное при n-й калибровке; Mn-1- значение момента затяжки инструмента, измеренное при n-1-й калибровке; tn,n-1  – время между n-1-й и n-й калибровками инструмента.

Производственная статистика показывает, что для того, чтобы получить значение C , на основании которого можно составить достоверное представление о тенденции изменения момента затяжки во времени, требуется не менее 100 рабочих смен.

Среднее значение скорости разрегулирования C  между калибровками инструмента с учетом модели, определяется по критерию наилучшей аппроксимации кривой измерений линейной функцией. Поскольку линейная функция описывается выражением y=ax+b , аппроксимация заключается в отыскании коэффициентов a и b уравнения таких, чтобы все экспериментальные точки лежали наиболее близко к аппроксимирующей прямой. Применим для аппроксимации метод наименьших квадратов. Находим частные производные функции Fa,b=i=1n(yi-(axi+b))2  по переменным а и b, которые приравниваются  к нулю:

∂F(a,b)∂a=0;∂F(a,b)∂b=0.                                                                               (2)

Система уравнений при этом имеет следующий вид:

-2i=1n(yi-(axi+b))xi=0;-2i=1n(yi-(axi+b))=0.                                                          (3)

После преобразования получаем:

ai=1nxi2+bi=1nxi=i=1nxiyi;ai=1nxi+bn=i=1nyi.                                                      (4)

Значение момента затяжки j-го сборочного инструмента измеренное при z-й калибровке:

Mjz=Cjtjz+Mj0,                                                           (5)

где Mjz- значение момента затяжки j-го сборочного инструмента измеренное при z-й калибровке;  Mj0- настраиваемое значение момента затяжки j-го сборочного инструмента; Cj- средняя скорость разрегулирования j-го сборочного инструмента; tz-  время проведения z-й калибровки j-го сборочного инструмента.

В выражении (5) Mj0=const , поэтому для нахождения Cj  достаточно решить первое уравнение системы (4), подставив в него соответствующие значения. Решив полученное уравнение:

Cjz=1ntz2+Mj0z=1ntz=z=1ntzMjz ,                                               (6)

получим значение Cj :

Cj=z=1ntzMjz-Mj0z=1ntzz=1ntz2 .                                                          (7)

Расписание проверок должно обеспечивать выполнение калибровки оборудования до достижения им значений Mjmax – максимальное значение момента затяжки j-го сборочного инструмента допускаемое параметрами технологического процесса или Mjmin  – минимальное значение момента затяжки j-го сборочного инструмента допускаемое параметрами технологического процесса.

Время выхода за поле допуска момента затяжки j-го сборочного инструмента TГj может быть найдено из выражения:

TГj=minMjmax-Mj0C,Mj-MjminC.                                                          (8)

Промежуток времени между двумя калибровками момента затяжки сборочного инструмента, т.е. периодичность контроля момента затяжки, должен удовлетворять следующим условиям:

TпTг;Tп<Tг,                                                                         (9)

где Tп-  время между двумя калибровками момента затяжки сборочного инструмента.

В реальном производстве разрегулирование многих типов и моделей сборочных инструментов может быть практически равным нулю [3]. В этом случае для определения оптимального периода проверок следует применять вероятностный подход, использующий характеристики надежности инструмента. Предлагается в качестве такой характеристики использовать время наработки на отказ Tо . Сборочный инструмент, в том числе используемый в конвейерной сборке, является достаточно сложным оборудованием, поэтому для описания отказов в качестве модели может быть использован экспоненциальный закон распределения. Предлагается путем перехода от реального времени к виртуальному (при котором производственные потери в расчетах интерпретируются как линейное время простоя), адаптировать и усовершенствовать ранее полученные методические подходы для нахождения оптимального периода контроля момента затяжки сборочных инструментов [5]. 

Постановку задачи для ее поэтапного решения поясняет рис. 1.

Рис. 1. Изменение вероятности безотказной работы сборочного инструмента во времени в циклах контроля и восстановления

Fig. 1. Change in the probability of failure-free operation of an assembly tool over time in control and recovery cycles

 

Здесь участок А соответствует классической задаче Барлоу-Хантера-Прошана, в которой для экспоненциального распределения вероятности безотказной работы оборудования характеризующейся известной интенсивностью отказов l и известной длительностью среднего времени проверки τП  равной времени восстановления τп=τв  отыскивается оптимальный период периодического контроля  Tп , при котором обеспечивается максимально возможный коэффициент готовности оборудования Kг  .

Участок Б поясняет постановку задачи более точно моделирующей функционирование совокупности сборочного оборудования для случая τпτв . Обнаруженный отказ, в автомобильном производстве часто сопряжен с перепроверкой партии или даже отзывом партии, выпущенной с момента предшествующей проверки. Таким образом, приведенное время восстановления τв , учитывающее указанные производственные затраты, значительно превышает время проверки сборочного инструмента τп .

Поскольку коэффициент готовности соответствует вероятности нахождения оборудования в исправном состоянии, задача оптимизации периода проверок сводится к нахождению Tп  проверок минимизирующего площадь потерь на рис. 1.

Для модели Барлоу-Хантера-Прошана оптимальной периодичностью проверок, при известной интенсивности отказов сборочного оборудования l и длительности проверок τп , является, обеспечивающее минимизацию потерь, решение уравнения (10):

eλt-λt=1+λτп.                                                                    (10)

Для его решения осуществляется переход к относительным значениям оптимального периода проверок:

kп  =  lTп  =TпTо.                                                                      (11)

Коэффициент периодичности  kп  является оптимальным периодом проверок, выраженным в долях времени наработки на отказ (Tо ) инструмента, которое обычно декларируется производителем или может быть оценено расчетным методом, при наличии статистики отказов оборудования.

Используем разложение экспоненциальной функции в степенной ряд и запишем уравнение (10) в виде (11), где x=λt=tTO . Тогда, его решением будет оптимальное значение kп.

x22!+x33!+x44!+…+xnn!+…=τпTо .                                                          (12)

В практически значимых случаях τпTO  и ряд в левой части уравнения будет быстро убывающим, поскольку во всех практических случаях kп≪1 . Поэтому для оценки  kп  можно ограничиться первым членом ряда, получив оценочную формулу в виде:

       kп=2τпT0.                                                                                                       (13)

Для случая Б, когда затраты времени на восстановление значительно превышают длительность проверки, можно применить итерационный алгоритм, заменяя на очередном i+1 -ом шаге:

τп_i+1τп+τвkп_i,                                                                 (14)

где kп_i  – значение kп  полученное на i -ом шаге итерации.

Полагая kп_0=0  при первом шаге, следует повторять вычисления по (13) и (14) в цикле, пока после очередного шага приращение Δt рассчитанного оптимального периода проверок Tп  не станет меньше некоторой требуемой для условий производства порогового значения ΔTпорог   точности определения периода калибровок (например 0,5 часа):

Tо(kп_i+1-kп_i)<ΔTпорог.                                                       (15)

Данный подход в достаточной степени учитывает экономические факторы и позволяет получить, с необходимой для производства точностью, оптимальную периодичность проверки оборудования [6]. Используя зависимость для расчета снижения коэффициента готовности, отражающего в нашем случае средние производственные потери, получим удобное для качественного анализа оценочное выражение для расчета коэффициента периодичности проверок kп  с учетом τв :

kп=τвT0+(τвT0)2+2τпT0,                                         (16)

при τв0   зависимость (16) обращается в (13), а при τвτп  – стремиться к выражению:

kп  =  2τвTо.                                                           (17)

 

Заключение

 

Проведенные исследования предполагают формализацию технологической подготовки производства в части обеспечения непрерывной сборки. В работе получено формальное описание для расчета расписания калибровки сборочного инструмента, расчетного времени выхода момента затяжки за поле допуска, время для периодической калибровки инструмента и зависимости для оценки периодичности проверок.

Представленные результаты могут быть использованы для построения АСТПП сборочных предприятий автомобильной промышленности, на их основе разработаны программно-технические решения.

Список литературы

1. Шабанов А.А. Решение задачи оптимизации частоты проверок параметров оборудования // Вопросы радиоэлектроники / Серия общетехническая (ОТ). – 2015. – № 6. – С. 105-114.

2. Шабанов А.А. Разработка методики рационального выбора структуры и состава запаса сборочных инструментов и приспособлений для системы обеспечения механической сборки // Вопросы радиоэлектроники / Серия общетехническая (ОТ). – 2015. – №6. – С. 115-124.

3. Шабанов А.А., Аверченкова Е.Э. Методика формирования оптимальной совокупности запасного оборудования в организационно-технологической системе обеспечения механической сборки на предприятиях автомобилестроительного кластера // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2021. – №25 (4). – С. 201-219.

4. Шабанов А.А., Аверченкова Е.Э. Модель и методика формирования оптимальной совокупности оборудования контроля и поверки предприятий автомобилестроительного кластера // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2022. – №26 (1). – С. 73-91.

5. Шабанов А.А., Аверченкова Е.Э. Моделирование систем управления организационно-технологическим обеспечением механической сборки на предприятиях автомобилестроительного кластера // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. – 2021. – №. 3-4. – С. 58-67.

6. Шабанов А.А., Аверченкова Е.Э., Аверченков В.И. Модель и алгоритм управления совокупностью сборочного оборудования системы обеспечения механической сборки // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. – 2022. – №1. – С. 43-55.

7. Черкесов Г.Н. О расчете надежности обслуживаемых систем при ограниченном ЗИП с периодическим пополнением запасов. – М.: Надежность, № 2(5). – 2003.

8. Чуркин В.В. Оценка и оптимизация комплекта ЗИП с помощью метода статистического моделирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. – 2015. – № 2-3 (217-222). – С. 79-92.

9. Чечуга А.О. Особенности разработки технологических процессов автоматизированной и роботизированной сборки // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2019. – № 9. – С. 555-559.

10. Control System of Assembly Production Organizational and Technological System of Automotive Cluster Factories A.A. Shabanov and E.E. Averchenkova Published under licence by IOP Publishing Ltd Journal of Physics: Conference Series, Volume 2091, 5th International Scientific Conference on Information, Control, and Communication Technologies (ICCT-2021) 4-7 October 2021, Astrakhan, Russian Federation Citation A A Shabanov and E E Averchenkova 2021 J. Phys.: Conf. Ser. 2091 012057.

Войти или Создать
* Забыли пароль?