г. Москва и Московская область, Россия
Аннотация. В настоящее время подготовка полицейских кадров в России осуществляется в рамках стройной многоэлементной и многоуровневой системы обучения и образования граждан, готовящихся к службе в органах внутренних дел, либо действующих сотрудников (федеральных государственных гражданских служащих, работников подразделений МВД России). Предметом настоящего исследования является система подготовки кадров для органов внутренних дер Российской Федерации, анализ современных тенденций, который позволяет выявить определенные закономерности. Цель работы заключается в выявлении современных трендов в данной системе и определения места цифровых технологий. Эмпирическую базу исследования составляют результаты интеграции в деятельность образовательных организаций МВД России инновационных педагогических методик и технологий. Всего в основу исследования положен опыт работы всех образовательных организаций высшего образования системы МВД России и их филиалов, реализующих образовательные программы высшего образования в течение 2019 – 2023 годов. Методология исследования современных педагогических методик и технологий, представляемых образовательными организациями МВД России каждый год в течение пятилетнего периода, основывается на комплексе научных подходов, принципов и методов. Впервые данные материалы были подвергнуты системному анализу целью определения закономерностей развития педагогических технологий, что характеризует новизну работы. Результаты исследования могут использоваться при дальнейшей организации образовательного процесса. По результатам сформулирована авторская схема многоуровневой подготовки кадров для органов внутренних дел, выявлены наиболее популярные тренды внедрения инновационных образовательных технологий, определено место цифровизации в общей структуре трендов инновационных технологий.
образовательная организация МВД России, профессиональное образование, подготовка кадров, ключевой тренд, тенденция развития, инновационные педагогические методики, цифровизация
В современном мире быстро меняющийся социально-политический и технологический контекст требует от сотрудников правоохранительных органов глубоких, современных компетенций. В связи с этим система подготовки кадров постоянно адаптируется к текущей ситуации и новым вызовам и угрозам. В этой связи образовательные организации должны своевременно принимать меры по актуализации структуры и содержания реализуемых образовательных программ, что и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Постановка проблемы и ее развитие. Инновационные педагогические методики и технологии, представленные образовательными организациями в течение пяти лет характеризуются определёнными тенденциями развития, обусловленными различными социальными или геополитическими обстоятельствами современного этапа.
История вопроса. Приказом МВД России от 26 декабря 2018 г. № 869 утверждена учебно-методическая секция по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, которая осуществляет методическую деятельность в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка. Целями функционирования Секции являются организация взаимодействия и содействие обмену между образовательными организациями МВД России положительным опытом по организации учебной работы и методического обеспечения. Ежегодно Секцией подготавливается бюллетень с обзором инновационных образовательных технологий и методик, применяемых при подготовке кадров для органов внутренних дел России.
Целью исследования является определение динамики структуры современных трендов и локализация в этой структуре цифровизации. Гипотеза исследования заключается в тезисе, что организация образовательной деятельности будет более эффективной, если должностные лица, отвечающие за её организацию, будут учитывать особенности развития современных трендов подготовки правоохранительных кадров, складывающихся из положительного опыта деятельности образовательных организаций МВД России. Предметная область исследования включает анализ современных подходов к обучению, профессиональной подготовке и переподготовке полицейских кадров России, использование классических и инновационных образовательных технологий, эффективность методов обучения и другие аспекты, направленные на повышение качества подготовки кадров для органов внутренних дел.
Методология исследования включает такие элементы, как определение объекта исследования – определение области педагогических методик и технологий, подлежащих изучению; анализ литературы по теме исследования и обзоров положительного педагогического опыта образовательных организаций для выявления текущих тенденций и проблем; формулирование гипотезы относительно эффективности организации образовательной деятельности с учетом формирующихся трендов использования определенных педагогических методик и технологий; анализ данных и обработка полученных результатов с использованием статистических методов для подтверждения или опровержения гипотезы; интерпретация результатов и выявление закономерностей, формулирование выводов и рекомендаций для дальнейшего развития педагогических методик и технологий.
Целостность современной системы основывается на широком спектре субъектов образовательной деятельности, представленных, в первую очередь, ведомственными образовательными организациями различного типа и вида, а также подразделениями центрального аппарата и территориальными органами МВД России. Кроме того, деятельность в области подготовки кадров осуществляется организациями культуры, научными, медицинскими и физкультурно-спортивными организациями МВД России, редакциями ведомственных печатных и электронных СМИ. Стройность образовательной системы МВД России обеспечивается наличием единого центра по координации работы в области кадрового обеспечения, головным подразделением которого является Главное управление по работе с личным составом МВД России.
Некоторые ученые, рассматривая исторические аспекты формирования и развития отечественной системы правоохранительных органов и её кадрового потенциала, отмечают неизменную ориентацию на гуманистические модели их деятельности [5]. В работах этих авторов находим и описание основных исторических форм профессиональной подготовки полиции. Основными из них в разное время являлись школы или специальные курсы. Если школы в основном ориентировались на подготовку, например, полицейских урядников и стражников, а также городовых, околоточных надзирателей или земских стражников, то специальные курсы организовывались для проведения занятий для начальствующего состава или таких должностных категорий, как сотрудники уголовного сыска или жандармерии. При этом советский период развития полицейского (милицейского) образования был связан с преодолением имеющихся на тот период объективных трудностей. От ликвидации общей и профессиональной малограмотности обучающихся и попытки догнать гражданские и военные образовательные организации по уровню организации (1918 - 1930) до проблем интеграции милицейского образования в целостную государственную систему профессионального образования из-за несовпадения принципов организации уровней подготовки [14]. Подобное вовлечение ведомственного образования в общегосударственную образовательную систему происходит только в середине прошлого века и является предпосылкой к окончательному формированию в 80-х годах ведомственной многоуровневой системы профессионального образования, отвечающей общегосударственным требованиям.
Образовательная деятельность по программам профессионального обучения в настоящее время осуществляется 30 центрами профессиональной подготовки в территориальных органах МВД России, а также 22 образовательными организациями МВД России и их филиалами, в число которых входит 3 университета, 4 академии (включая Академию управления МВД России), ряд институтов (включая Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России) и 2 школы, специализирующиеся на подготовке специалистов-кинологов [22].
Комплексный характер подготовки полицейских кадров обеспечивается органичным сочетанием получения практических умений и навыков на основе специальных профессиональных знаний и умений. Отметим, что в зарубежной литературе приводятся описания двух противоположных педагогических подходов, суть которых заключается в практикоориентированном обучении через непосредственную работу по должности либо, наоборот, прохождение практики только после получения большого теоретического блока [30].
Полученные результаты.
Многоуровневый характер системы подготовки кадров обеспечивается реализацией широкого спектра образовательных программ (рис. 1). Согласно ст. 76 федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» подготовка кадров для органов внутренних дел на начальном уровне может осуществляться в рамках обучения по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, которые интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, и нацелены на подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. Для решения этой задачи в МВД России создана разветвлённая система суворовских военных училищ и кадетских корпусов.
Другой формой начального уровня подготовки кадров выступает профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в ОВД, результатом которой является формирование специальных служебных компетенций и профессиональных знаний, умений, навыков. Широкий спектр реализуемых основных программ профессионального обучения представлен более чем 15 программами профессиональной подготовки для самых различных категорий обучающихся с учетом уровня и вида имеющегося образования, опыта работы, особенностей их службы и социальных условий. В работах ученых встречаем анализ специфики различных категорий обучающихся образовательных организаций системы МВД России, результаты которого ложатся в основу организации учебного процесса [17].
Рис. 1. Многоуровневая система подготовки кадров для органов внутренних дел (разработан автором).
На базовом уровне подготовка кадров обеспечивается в рамках реализации программам подготовки специалистов среднего звена (среднего профессионального образования) или программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки специалистов высшей квалификации (высшего образования). В дальнейшем при переходе с болонской образовательной системы на отечественную данный уровень будет представлен, в том числе, базовым и специализированным высшим образованием.
Отметим, что за рубежом в настоящее время предъявляются различные требования к результатам и уровню получаемого полицейского образования от бакалаврского до магистерского уровня или даже ученой степени доктора наук [4].
Под продвинутым уровнем подготовки кадров можем рассматривать обучение сотрудников по нескольким видам программ:
- по программам переподготовки, реализуемым в целях приобретения компетенции, необходимой для осуществления нового вида оперативно-служебной деятельности и получения новой квалификации,
- по программам повышения квалификации в целях совершенствования имеющейся или приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления оперативно-служебной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности.
В МВД России налажено функционирование системы подготовки сотрудников по месту их службы в целях постоянного совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков, которая представлена профессиональной служебной и физической подготовкой. Этот вид подготовки нами рассматривается как поддерживающий уровень, так как реализуется в отношении всех сотрудников от рядового до старшего и высшего начальствующего состава. Профессиональная служебная и физическая подготовка подразделяется на несколько видов: 1) служебная, включающая подготовку по направлению оперативно-служебной деятельности, правовую, мобилизационную и тактическую подготовки, занятия по тактической медицине; 2) морально-психологическая; 3) огневая; 4) физическая. Отметим, что морально-психологическая подготовка нацелена не только на формирование достаточного уровня морально-психологической готовности к выполнению служебных задач вне зависимости от условий оперативной обстановки, но и на формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, понимания и поддержки государственной политики, общей и профессиональной культуры.
Ещё в самом начале текущего столелия Владимир Яковлевич Кикоть обосновал в своих исследованиях значимость инновационной политики образовательной организации высшего образования для дальнейшего совершенствования и модернизации системы профессионального образования [12]. Именно руководством образовательной организации МВД России определяется стратегия новаций в образовательном процессе под влиянием отечественных и мировых полицейских трендов.
Анализ материалов, презентуемых образовательными организациями в рамках обмена положительным опытом, позволил сформулировать ряд актуальных трендов развития педагогических технологий и методик. Динамика развития отдельных видов педагогических методик в общей массе презентованных образовательными организациями МВД России инновационных методик, представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика развития отдельных видов педагогических методик в общей массе презентованных образовательными организациями МВД России в качестве инновационных
Обсуждение результатов.
Важным условием реализации образовательных программ является их материально-техническое обеспечение. В данном контексте формируется один из ключевых трендов – развитие полигонной базы образовательных организаций. За последнее пятилетие образовательными организациями введены в эксплуатацию целый ряд современных полигонных комплексов. Так Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя открывает полигон «Фрагмент города» для подготовки специалистов для органов предварительного расследования [8], Комплекс ситуационного обучения, Полигон для подготовки сотрудников оперативных подразделений, Альтернативную измерительную площадку, для выявления утечки информации за счёт побочных электромагнитных излучений в рамках проведения специальных исследований [3]. Уральским юридическим институтом МВД России внедряются интересные решения на базе транспортных средств: Мобильный ситуационный центр координации и проведения оперативно-розыскных мероприятий и Передвижной учебно-полигонный центр на базе криминалистической лаборатории [20]. Интегрируются в образовательный процесс узкопрофильные полигонные объекты: Полигон «Орион» по противодействию финансированию терроризма и экстремизма, Полигон по выявлению и расследованию преступлений в сфере денежного обращения (Нижегородская академия МВД России); Криминалистический полигон «Офис Сбербанка» (Казанский юридический институт МВД России) и другие.
Развитие воспитательной среды и идеологической работы является одним из современных трендов в организации образовательного процесса. Она охватывает все аспекты образования и способствует эффективному обучению и развитию курсантов и слушателей. В контексте данного направления деятельности особую актуальность приобретает психологическая работа в МВД России [16].
В настоящее время привитие патриотизма и создание условий для формированием активной гражданской позиции у обучающихся ведомственных образовательных организаций представляется особенно актуальным [28]. Это направление воспитательной работы с курсантами и слушателями признаётся многими авторами приоритетным [11]. Образовательные организации активно разрабатывают соответствующие методики: проведение творческих конкурсов; интеллектуальных игр и первенств; разработка и внедрение воспитательных моделей формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции; использование при проведении учебных занятий собственных, а также региональных и ведомственных музейных комплексов; взаимодействие со стратегическими партнёрами и пр. Все используемые ресурсы находят своё отражение в рабочих программах воспитания. Авторы всё более пристально обращают внимание на подготовку таких программ при подготовке специалистов системы МВД России [6].
В условиях проведения Россией специальной военной операции начал формироваться ещё один актуальный тренд. Образовательные организации уделяют значительное внимание формированию у обучающихся компетенций выполнения служебных обязанностей сотрудника полиции в особых условиях. Ещё до начала СВО ученые исследовали пути совершенствования физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России и готовности выполнять служебные задачи как в обычных, так и в экстремальных условиях [24]. Современные педагогические технологии в данном направлении можно сгруппировать по нескольким векторам. В первую очередь – это формирование специальных навыков в рамках проведения практических занятий на специальной полигонной базе [25]. Во-вторых, формированию навыков способствует использование специального оборудования, средств и технологий [29]. Кроме того образовательными организациями разрабатываются специализированные программные решения. Спустя два года с начала проведения СВО, наработав определённый опыт подготовки кадров для органов внутренних дел, учеными предлагаются заслуживающие внимания концепции подготовки узкоспециализированных кадров для подразделений в воссоединённых регионах [10] и налаживания системы управления в территориальных структурах МВД этих субъектов России, выдвигаются предложения о создании в этих структурах собственных подразделений специального назначения [9].
В 2020 - 2021 годах в образовательных организациях, как России, так и всего мира основные усилия по организации образовательной деятельности были направлены на преодоление негативных обстоятельств, связанных с пандемией в период распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19). В этот период ключевым трендом стало применение дистанционных образовательных технологий, разработке и проведению внеаудиторных занятий в условиях дистанта. Именно на этот период приходится взрывной рост используемых дистанционных образовательных методик проведения всех видов учебных занятий и проведения итоговых аттестаций. Педагогическими коллективами разрабатываются электронные курсы, создаются программно-аппаратные комплексы для обеспечения учебных занятий в дистанте, активно внедряются мультимедийные технологии и дидактические материалы. Педагоги представляют инновационные методики, учитывающие особенности подготовки полицейских кадров от необходимости формирования физической подготовленности [26] до использования специального лабораторного оборудования [18].
Но и после окончания применения противопандемийных мер тренд внедрения цифровых технологий в образовательный процесс образовательных организаций МВД России продолжает интенсивно развиваться. Ежегодно увеличивается количество представленных инновационных образовательных технологий, основанных на использовании именно современных цифровых технологий. При этом глубина использования подобных технологий при организации учебного процесса в разных образовательных организациях различна. Она варьируется от поступательной подготовки специализированных программных продуктов, разработки симуляционных учебных программ работы с ведомственными автоматизированными информационными базами данных, тренажеров сервисов Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России [13], до дальнейшего расширения использования технологии виртуальной реальности при проведении занятий [27], создания интеллектуальных систем на основе машинного обучения и анализа больших данных [15], компьютерного зрения и искусственного интеллекта [21].
На уровне администрирования образовательной организацией и учебно-воспитательным процессом внедряются системы автоматизации образовательного процесса, электронные информационно-образовательные среды применяются для методической поддержки реализуемых образовательных программ [7]. В деятельность организаций интегрируются системы информационного обеспечения образовательного процесса за счет автоматизации документооборота [23].
Анализ представленных образовательных технологий демонстрирует ещё несколько направлений, которые не нашли своего формирования в тренды или тенденции развития. Так, изредка встречаются положительные примеры использования игровых форм обучения или привлечения практических подразделений и их материальной базы для проведения учебных занятий. Вместе с тем это не означает, что подобные технологии не применяются образовательными организациями. Считаем, что указанные методики уже прочно вошли в повседневную педагогическую практику [19]. Объектом же настоящего исследования являлся анализ педагогических методик, презентованных именно в качестве инновационных, которые только начинают применяться в учебном процессе.
Также необходимо отметить поступательное развитие профилизации образовательных организаций МВД России при подготовке квалифицированных кадров для различных подразделений, установленной приказом МВД России (от 29 августа 2012 г. № 820), в рамках которой образовательные организации обеспечивают организацию и осуществление образовательной и методической деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка. Например, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, осуществляя функции учебно-научного центра по реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на транспорте», интегрировал в образовательные программы учебную дисциплину «Судовождение», целью которой является изучение теоретических основ и практических навыков управления маломерным судном [2]. Омской академией МВД России активно разрабатываются электронные учебные курсы и эмуляционные среды, внедряются педагогические методики для формирования специальных компетенций выпускников в рамках реализуемого профиля «Деятельность подразделений уголовного розыска». Нижегородская академия МВД России создаёт и модернизирует специализированные интерактивно-игровые тренинги для формирования профессионально-специализированных компетенций сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Вместе с тем считаем целесообразным эту работу признавать не трендом развития, а основой деятельности ведомственных вузов, предопределяющей разработку тех или иных образовательных методик и технологий [1].
В заключение ещё раз приведём заслуживающее внимания мнение В.Я. Кикотя о необходимости совершенствования образовательных технологий, что позволяет достигать несколько образовательных целей – формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию обучающегося, включая его когнитивные навыки, гуманистические и нравственные ценности, правовые навыки и способность защищать права и интересы граждан. С другой стороны педагогические технологии должны обеспечивать формирование устойчивых профессиональных навыков выполнения служебных, полицейских функций [12].
Выводы.
Подводя итоги исследования, сформулируем ряд выводов:
1. Современная отечественная система подготовки кадров для органов внутренних дел характеризуется многоуровневым принципом организации и обеспечивается реализацией широкого спектра образовательных программ. Предложена авторская схема распределения уровней организации подготовки полицейских кадров.
2. Среди современных трендов внедрения инновационных педагогических технологий именно цифровизация является ключевым направлением. Она выступает и как самостоятельная тенденция развития, так и как средство и инструментарий реализации иных направлений образовательной деятельности.
3. На смену тренду внедрения дистанционных образовательных технологий, пришел тренд подготовки сотрудников ОВД, способных осуществлять служебные задачи в особых условиях. Данное обстоятельство свидетельствует о гибкости образовательной системы и значительной степени рефлексии на складывающиеся в России и мире условия.
4. Изложенные выше тренды не являются исчерпывающими, вместе с тем дают достаточное представление о направлениях дальнейшего развития образовательной деятельности ведомственных образовательных организаций по модернизации и актуализации подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел России.
1. Адаховская, С.В. К вопросу о профилизации образовательных организаций МВД России // Передовой опыт и проблемы профилизации учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях системы МВД России : сборник статей, Нижний Новгород, 22 ноября 2019 года. – Нижний Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 10-13.
2. Александров А.Н., Котарев С. Н., Котарева О. В. Опыт подготовки сотрудников-судоводителей для линейных подразделений территориальных органов МВД России на водном транспорте // Актуальные вопросы деятельности территориальных органов МВД России на транспорте : Электронный сборник материалов Международной конференции, Белгород, 29 мая 2020 года. Том Выпуск 6. – Белгород: Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, 2020.
3. Вайц Е.В., Цой Р.А., Погорелко Е.А., Кузнецов А.М. Создание альтернативной измерительной площадки для проведения специальных исследований // Информационная безопасность: вчера, сегодня, завтра : Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2020 года. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2020. – С. 72-78.
4. Гейжан Н.Ф., Балахонский В.В., Миронкина О.Н. Профессиональный отбор и обучение сотрудников полиции в зарубежных странах // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11, № 5-1. – С. 501-510. – DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2021.48.42.043.
5. Герасимова Е.В. Краткий обзор историко-правового обеспечения процесса становления и развития полицейских органов и профессиональной подготовки полицейских кадров // Опыт и традиции подготовки полицейских кадров : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Волгоград, 06 октября 2023 года. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2023. – С. 122-126.
6. Голубкина А.М., Евсеева И.Г. Формирование компетенции саморазвития курсантов как направление воспитательной работы образовательной организации МВД России // Педагогическое образование. – 2023. – Т. 4, № 12. – С. 132-138.
7. Григорьев А.В. Опыт внедрения системы автоматизации образовательного процесса «Апекс-ВУЗ» в Уфимском юридическом институте МВД России // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации : сборник материалов 4-й Международной конференции, Уфа, 19–20 мая 2022 года. – Уфа: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 110-116.
8. Ермаков С.В. Отдельные аспекты практического обучения курсантов и слушателей по специализации предварительное следствие в органах внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4, № 3. – С. 131-142. – DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5d8a68c609e0c7.34979418.
9. Калинин В.Н. Участие МВД России в специальной военной операции // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в Российской Федерации : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тула, 27 января 2023 года. – Тула: Тульский государственный университет, 2023. – С. 134-140.
10. Калиниченко И.А. О совершенствовании подготовки кадров для органов предварительного расследования МВД России в условиях современных вызовов и угроз // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2023. – № 6(98). – С. 22-29.
11. Карчаева К.А. Концепция патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 8(183). – С. 441-442.
12. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров : специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс» : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук – Москва, 2002. – 428 с.
13. Кирюшин И., Каширский Д. Ю. Об использовании тренажера сервиса СЭД ИСОД МВД России в образовательном процессе Барнаульского юридического института МВД России // Научно-технический портал МВД России. – 2023. – № 1. – С. 21-26.
14. Кожевина М.А. Милицейское образование в Советской России организация и правовое регулирование (1918-1991 гг.) : специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук – Москва, 2005. – 55 с.
15. Кубасов И.А., Лекарь Л.А., Кондрущенков О.М. Перспективные направления применения методов анализа больших данных в информационно-аналитическом обеспечении оперативно-разыскной деятельности // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 23 октября 2020 года / Под общей редакцией И. Г. Чистобородова, А. Л. Ситковского, В. О. Лапина. – Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 436-442.
16. Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 95-103. – DOIhttps://doi.org/10.11621/npj.2017.0409.
17. Кузнецова И.И. Сравнительная характеристика различных категорий обучающихся образовательной организаций МВД России и учет особенностей категории в образовательном процессе // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2021. – № 4(57). – С. 76-81.
18. Латышов И.В. Проблемы подготовки экспертов-криминалистов в профильных вузах МВД России в условиях действия мер по предотвращению распространения COVID-19 // Судебная экспертиза. – 2021. – № 2(66). – С. 8-16. – DOIhttps://doi.org/10.25724/VAMVD.TKLM.
19. Никитская Е.А. Межвузовские практико-ориентированные игры как средство профессиональной социализации специалистов социальной сферы на этапе обучения в высшей школе // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 95-103. – DOIhttps://doi.org/10.15293/1813-4718.2204.08.
20. Павленков Р.В., Дерюгин Р.А. Реализация практико-ориентированной модели обучения с использованием учебной передвижной криминалистической лаборатории (УПКЛ-2019) как учебно-полигонного центра // Труды Академии управления МВД России. – 2020. – № 4(56). – С. 53-59.
21. Павличенко Н.В. Правовое и организационное обеспечение внедрения технологий искусственного интеллекта в систему МВД России // Искусственный интеллект на службе полиции : сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 27 мая 2021 года / Академия управления МВД России. – Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 13-19.
22. Профессиональное обучение. — Текст : электронный // ГУРЛСМВД России : [офиц. сайт]. — URL: https://гурлс.мвд.рф/направления-деятельности/podgotovka-kadrov/профессиональное-обучение (дата обращения: 11.03.2024).
23. Савельева С.А. Информационная система электронного документооборота образовательного процесса // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты : Сборник научных статей XV международной научной конференции обучающихся, адъюнктов и аспирантов, проводимой в рамках II Санкт-Петербургского международного молодежного научного форума «Северная Пальмира: территория возможностей», Санкт-Петербург, 31 мая 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 943-948.
24. Синянский В.А. Профессиональная подготовка курсантов образовательных организаций МВД России на основе ситуационного моделирования : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук – Москва, 2021. – 225 с.
25. Субботин А.А. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к несению службы в особых условиях, с использованием имитационно-тактического полигона // Вопросы деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации : сборник научных трудов. – Тверь : Тверской государственный университет, 2023. – С. 132-135.
26. Тоноян Х.А., Костиков К.Н., Власов М.В. Физическая подготовленность курсантов в образовательных организациях МВД России в период пандемии COVID-19 // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – № 1. – С. 165-171. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-1-165-171.
27. Трущенков И.В. Разработка виртуального полигона для дистанционного обучения дисциплинам криминалистического профиля с использованием системы Unreal Engine // Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений : Сборник статей, Москва, 22 октября 2020 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 250-253.
28. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций: возвращение российских школьников и студентов к национальным традициям // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт : Сборник научных трудов. Электронное издание. – Москва : Психологический институт Российской академии образования, 2022. – С. 76-83. – DOIhttps://doi.org/10.24412/cl-36922-2022-1-76-83.
29. Ярмак К.В. Роль цифровых образовательных технологий в условиях проведения специальной военной операции // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2023. – № 39. – С. 106-110.
30. Heslop R., White D. (2012). Educating, Legitimising or Accessorising? Alternative Conceptions of Professional Training in UK Higher Education: A Comparative Study of Teacher, Nurse and Police Officer Educators // Police Practice and Research. № 7. pp. 1–15