Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В современном мире успех деятельности любого коллектива, его сплоченность и организованность во многом напрямую зависит от нескольких факторов: грамотного руководства и интегрирования накопленного опыта института наставничества. Не исключением являются и органы внутренних дел. Сегодня от молодого сотрудника требуются не только профессиональные качества и знание закона, но и возможность быстрой адаптации к условиям среды, развитие стрессоустойчивости, постоянное самосовершенствование. Преодолеть большинство сложностей на пути становления будущего профессионала во многом помогает наставник. Предметом настоящей статьи являются нормы уголовно-процессуального законодательства, предписания подзаконных нормативно-правовых актов, которые регламентируют отношения в сфере реализации и взаимодействия процессуального контроля руководителя следственного органа и педагогического наставничества, правоприменительная практика в этой сфере, труды других ученых относительно данной темы, статистические данные, а также результаты проведенных ранее социологических исследований. Целью настоящего исследования является разработка теоретических положений и рекомендаций, касающихся осуществления процессуального контроля руководителя следственного органа за деятельностью следователя, направленные на профессиональное становление личности следователя, быструю интеграцию в ведомственную среду, адаптацию и совершенствование необходимых служебных качеств.
институт наставничества, педагог-наставник, руководитель следственного органа, следователь, процессуальный контроль.
В современных условиях развития органов предварительного следствия, характеризующихся сильным кадровым голодом, «непривлекательностью» работы следователя из-за большой нагрузки, отсутствия самостоятельности в принятии решений, помощи и поддержки в сложных ситуациях, необходимо кардинально изменять существующий подход и создавать условия, которые могли бы обеспечить повышение привлекательности, престижности работы в должности следователя.
Постановка проблемы и ее развитие. Органы внутренних дел призваны во исполнение основного закона Российской Федерации, а также ст. 1 Закона «О полиции» защищать права и свободы личности, охранять правопорядок. Сотрудникам требуется быстро и профессионально принимать решение, реагировать на совершение противоправных деяний. Данные навыки не в полной мере возможно перенять в процессе обучения в образовательных организациях. Для профессионального становления следователя безусловно требуется практический опыт, которым может поделиться только наставник. Сложность состоит в том, что в последние годы следственные органы ощущают значительный кадровый отток, в том числе и опытных следователей. Таким образом, происходит снижение как среднего возраста проходящих службу следователей, так и уровня их опытности.
История вопроса. 28 декабря 2023 года на международной выставке-форуме «Россия» состоялось официальное закрытие и подведение итогов года педагога и наставника, объявленного президентом России В.В. Путиным во исполнение соответствующего указа от 27 июня 2022 года. На торжественной церемонии отмечалась особая роль педагога, учителя, первостепенное значение образования и подготовки квалифицированных сотрудников, ценность сохранения вектора на развитие образования, а также убежденность в продолжении развития данного направления.
В советский период институт наставничества имел широкое практическое распространение. Это вполне очевидно. Страна, развивалась после Второй мировой войны, в короткие сроки взяла курс на полное восстановление в условиях нехватки специалистов. На заводах, производственных цехах, предприятиях технического профиля активно вводилось шефство и наставничество. У одного такого опытного сотрудника было до десятка «обучаемых». Наставничество было престижным. Если сотрудника назначали чьим-то наставником, то это свидетельствовало в трудовом коллективе о его высокой квалификации, наличии большого профессионального опыта, желании работать, совершенствоваться, быть передовиком труда. Во второй половине двадцатого столетия идея наставничества достигает своей кульминации. Об этом обширно говорят, пишут, обсуждают в научных кругах и на законодательном уровне. Одной из мер поддержки развития данного института стало учреждение знака «Наставник молодежи», которым награждались наиболее результативные наставники за обучение и воспитание молодых рабочих и колхозников.
В девяностые годы двадцатого столетия институт наставничества был забыт. Перемены, произошедшие в стране, затронули основные ориентиры государственной деятельности, с которыми «рука об руку» и шел институт наставничества.
Целью исследования является анализ нормативного регулирования наставничества в органах предварительного следствия, исследование его актуального состояния и выработка рекомендаций, направленных на его совершенствование, в целях оказания помощи профессиональному становлению личности следователя, его быструю интеграцию в ведомственную среду, адаптацию и совершенствование необходимых служебных качеств.
Гипотеза исследования заключается в выводе о значимости руководителя следственного органа, который помогает начинающему следователю сформироваться как целостная личность и профессионал одновременно, выступая при этом как в должности его руководителя, так и в качестве педагога-наставника. Предметная область исследования включает в себя анализ действующего законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы процессуального контроля со стороны руководителя следственного органа, а также педагогического наставничества в отношении молодых следователей, статистические данные, труды других ученых, а также проблемы теории и практики в этой связи.
Говоря о современной России, отметим, что понимание ценности, важности и целесообразности возрождения наставничества как идеи, способствующей созданию и развитию высококвалифицированного молодого кадрового потенциала страны, началось более 10 лет назад и сейчас проходит активную фазу. Так, еще в 2013 году в одном из своих выступлений В.В. Путин заявил о необходимости «эффективной системы мотивации для наставников»[13]. В продолжение развития государственной политики связанной с наставничеством, в 2018 году Указом президента Российской Федерации был учрежден знак отличия «За наставничество». Им могли быть награждены высококвалифицированные работники за личные заслуги в своей профессии на протяжении не менее пяти лет. В настоящее время 2023 год объявлен годом педагога и наставника.
Полученные результаты.
В содержании вышеупомянутого Указа президента России «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» отражается направленность на «признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». С этой точки зрения целесообразно было бы рассмотреть наставничество не в прямом педагогическом смысле, а как особое направление подготовки сотрудников следственных подразделений, осуществляемое с момента начала их трудовой деятельности на местах.
Говоря о современной нормативной правовой базе, закрепляющей основные догмы наставничества в сфере органов внутренних дел, можно выделить три документа: Приказ МВД России от 30.06.1994 г. № 221 «Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации», сменивший его приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации», и ныне действующий Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Анализируя Положение 2018 года, заметим, что вместе с тем, что оно является достаточно систематизированным документом, отражающим в логичном порядке основные требования, предъявляемые к сотруднику в разные периоды его трудового пути, не закрепляет само определение наставничества, его цели. В прокуратуре же есть аналогичный документ «Типовое положение об организации наставничества в органах прокуратуры Российской Федерации», которое было введено приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.12.2021г. № 774. В отличии от приказа МВД РФ здесь хорошо сформулированы и прописаны цели наставничества, но также отсутствует четкая формулировка соответствующего понятия, однако из содержания самого положения можно сформулировать что под ним понимается.
На наш взгляд, более содержательным оказался приказ Следственного комитета Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 42 «Об утверждении Положения об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации».
Основные характеристики |
Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» |
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.12.2021г. № 774 «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» |
Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 42 «Об утверждении Положения об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации» |
Определение |
Не закреплено |
Не закреплено Из смыла Раздела неотъемлемая часть кадровой политики органов прокуратуры, необходимое средство воспитания и обучения лиц, впервые назначенных на должности прокурорских работников. |
целенаправленная деятельность руководителей и наиболее опытных следователей по подготовке следователей к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. |
Основные цели |
Не закреплены |
- формирование у прокурорских работников правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, поддержания в обществе высокого авторитета прокуратуры; - оказание методической и практической помощи работникам в их профессиональном становлении; - формирование в органах прокуратуры РФ кадрового состава, способного обеспечить решение задач, возложенных на органы прокуратуры. |
оказание помощи следователям в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения служебных обязанностей, адаптация в коллективе, а также воспитание дисциплинированности. |
Задачи |
- осуществлять планирование работы; - знакомиться с материалами и документами, характеризующими стажера; - оказывать методическую и практическую помощь в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов; - оказывать всестороннюю помощь в овладении профессиональными приемами и методами выполнения служебных обязанностей; - своевременно выявлять и устранять ошибки в служебной деятельности; - контролировать изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правильность применения полученных знаний и навыков на практике; - подготавливать предложения по корректировке задания для индивидуального обучения; - изучать личные качества, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение; - составлять по окончании индивидуального обучения отчет наставника; - знакомиться с оценкой результатов индивидуального обучения. |
- оказание помощи в адаптации работников к службе в органах прокуратуры; - ускорение и оптимизация процесса развития профессиональных навыков и профессионального мастерства; -формирование непримиримого отношения к преступлениям, иным правонарушениям; - развитие способности к преодолению трудностей, самостоятельному и качественному выполнению в любых условиях возложенных на работника обязанностей в соответствии с занимаемой должностью; - формирование мировоззрения и системы ценностей прокурорских работников, социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебных обязанностей, соблюдению этики и культуры в работе, стремления к постоянному достижению высоких результатов в работе; - воспитание у работников интереса к службе в органах прокуратуры, порученному делу. |
- помощь в адаптации следователей к службе в системе СК России в целом и в конкретном подразделении следственного органа СК России в частности, к новым условиям службы, а также помощь в усвоении положительных традиций СК России, глубоком осознании служебного долга и требований Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации; - обучение следователей профессиональному мастерству, эффективным формам и методам следственной работы, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; - формирование у следователей необходимых морально-психологических качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия; - оказание моральной и психологической поддержки следователям в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении служебных обязанностей; - реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности следователей. |
Из приведенной таблицы мы видим, что наиболее близки по смыслу и содержанию, а также полноте отражения целей, задач и понятию наставничества приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. При этом приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации наиболее полно раскрывает задачи наставничества, определяет круг лиц, за которыми должны закрепляться наставники, в том числе стажеров. Говоря о понятии наставничества полагаем, что оно должно быть также внесено в существующую нормативную правовую базу, в том числе потому что исторически такое понятие предусматривалось. Так, приказом МВД России от 24.12.2008 г. № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» закреплялось законодательное определение наставничества, под которым понималось целенаправленная деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. Сейчас данная трактовка наставничества закреплена в приказе Следственного комитета Российской Федерации. Считаем, что такое понимание наставничества наиболее полно раскрывает роль руководителя следственного органа, который, осуществляя ведомственный процессуальный контроль, прежде всего, выступает наставником следователя.
Основные характеристики |
Приказ МВД России от 30.06.1994 г. № 221 «Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации» |
Приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» |
Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» |
Определение |
отсутствует |
целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. |
Отсутствует |
Основные цели |
оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении, а также формирование в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях системы МВД России кадрового ядра. |
Не закреплены |
Не закреплены |
Задачи |
- адаптация к службе в органах внутренних дел, ускорение процесса профессионального становления сотрудника органов внутренних дел и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него оперативно-служебные задачи по занимаемой должности; - привитие интереса к правоохранительной деятельности и порученному делу. |
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений; - оказание помощи в адаптации; - воспитание профессионально-значимых качеств личности; - содействие выработке навыков служебного поведения; - формирование активной гражданской и жизненной позиции; - изучение требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей; - реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности; - оказание моральной и психологической поддержки в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей; - развитие интереса к служебной деятельности, их закрепление на службе в органах внутренних дел. |
- осуществлять планирование работы; - знакомиться с материалами и документами, характеризующими стажера; - оказывать методическую и практическую помощь в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов; - оказывать всестороннюю помощь в овладении профессиональными приемами и методами выполнения служебных обязанностей; - своевременно выявлять и устранять ошибки в служебной деятельности; - контролировать изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правильность применения полученных знаний и навыков на практике; - подготавливать предложения по корректировке задания для индивидуального обучения; - изучать личные качества, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение; - составлять по окончании индивидуального обучения отчет наставника; - знакомиться с оценкой результатов индивидуального обучения. |
На основе изучения статистических данных, можно констатировать, что в настоящее время в органах предварительного следствия ощущается острая нехватка кадров. Опытных сотрудников, которым можно вверить роль наставника, в территориальных подразделениях не так много, в тоже время можно констатировать, что уровень служебной нагрузки на следователя достаточно велик. Молодым специалистам, впервые начинающим свою профессиональную деятельность, необходима консультационная и иная практическая помощь в ходе планирования и производства следственных действий по уголовным делам. Наставник может поделиться личным практическим опытом, рассказав к примеру, как правильно, быстро и эффективно осуществить подготовку и производство конкретного следственного действия, когда и куда необходимо обращаться с тем или иным запросом, а также подсказать возможное направление в расследовании уголовного дела. Для качественной и детальной помощи, поддержки, как правило, требуется время. Здесь на помощь и может прейти руководитель следственного органа[6]. В понимании большинства ученых, а также практических сотрудников почему-то закрепилось представление о том, что своими обширными полномочиями руководитель следственного органа лишь ограничивает процессуальную самостоятельность следователя.
В ходе проведенного исследования изучался вопрос «Ограничивается ли процессуальная самостоятельность следователя полномочиями руководителя следственного органа, закрепленными в УПК РФ». В результаты были получены следующие данные: 19,6% высказались за то, что процессуальная самостоятельность ограничивается, 12,7% респондентов считают, что не ограничивается, а 67,6% показали, что ограничивается частично.
Анализируя полученные результаты, мы считаем, что ведомственный процессуальный контроль со стороны руководителя следственного органа направлен определенного рода помощь и поддержку следователю в ходе его служебной деятельности. Это обусловлено определенными чертами, присущими данному контролю:
‒ непосредственная близость к следователю, в отношении которого осуществляется ведомственный процессуальный контроль;
‒ осуществление контрольной функции на постоянной основе;
‒ оперативность в выявлении и устранении возможных нарушений и принятие мер по их недопущению в будущем;
‒ личная мотивация и ответственность руководителя следственного органа в соблюдении требований законов;
‒ наличие возможности применения дисциплинарных мер воздействия к подчиненным лицам в служебной деятельности которых выявлены нарушения.
Указанные черты, в первую очередь, отражают контролирующую деятельность руководителя следственного органа, но отдельные из них определяют положение руководителя как наставника. Например, личная мотивация и ответственность руководителя следственного органа в соблюдении требований законов со стороны подчиненных ему следователей, в связи с тем, что данный показатель непосредственно отражает качество его деятельности. Кроме того, непосредственная близость к следователю, в отношении которого осуществляется ведомственный процессуальный контроль, позволяет ему принимать необходимые меры контроля по оперативному выявлению и устранению возможных нарушений и принятию мер по их недопущению в будущем.
Кроме этого, полномочие руководителя следственного органа давать указания следователю также, на наш взгляд, имеет наставнический подтекст, характерный для цепи «руководитель следственного органа – молодой следователь». В ходе анкетирования практических сотрудников следственных подразделений было установлено, что руководитель следственного органа наряду с письменными указаниями по уголовным делам, в рамках реализации своих полномочий, довольно часто ограничивается устными указаниями следователю, либо оставляет их на листах дела карандашом.
Мы безоговорочно поддерживаем необходимость дачи следователю указаний, но считаем, что их рекомендуется давать в письменной форме. При этом, руководитель следственного органа сможет без труда проверить их исполнение, наличием подтверждающего процессуального документа в уголовном деле. В том числе, такая форма указаний наиболее целесообразна для начинающих следователей, поскольку будет выступать неким детальным «планом», позволяющим не допустить оплошностей при расследовании уголовного дела. Конечно, план расследования уголовного дела уже будет составлен и следователь должен им руководствоваться, но необходимо не забывать, что в ходе расследования по уголовному делу открываются новые обстоятельства, факты, развиваются события, поэтому неопытный следователь может несвоевременно отразить необходимое движение по уголовному делу в плане. Отсюда указания руководителя следственного органа, которые обязательны к исполнению для следователя, представляются наиболее ценными для начинающего следователя[5].
Выводы.
Подводя итоги исследования, сформулируем ряд выводов:
- В процессе исторического развития института наставничества были сформированы постулаты, определяющие важность и ценность наставника для практической деятельности любого коллектива. Применительно к органам внутренних дел, институт наставничества не раз реформировался. В современных реалиях, отмечая особую роль наставника, наиболее важно законодательно урегулировать вопрос трактовки наставничества, определить конкретные цели.
- Специальная литература, посвященная изучению вопросов наставничества, в основном рассматривает общую характеристику наставника, качества, которыми он должен обладать. Рассмотрев данный вопрос с позиции полномочий, осуществляемых руководителем следственного органа, и определив черты, присущие процессуальному контролю, можно резюмировать, что деятельность руководителя следственного органа, прежде всего, соответствует функции наставничества и направлена на поддержание и становление молодого следователя как профессионала.
1. Василенко Г.Н., Денисенко Е.С. Индивидуальное обучение и перспективы развития института наставничества в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. ‒ 2018. ‒ № 2. ‒ С. 139-144.
2. Григорьева Н.В. К вопросу о ведомственном процессуальном контроле в уголовном судопроизводстве // Вестник экономической безопасности. ‒ 2016. ‒ № 5. ‒ С. 130.
3. Ермаков С.В. Отдельные аспекты практического обучения курсантов и слушателей по специализации предварительное следствие в органах внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4, № 3. – С. 131-142. – DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5d8a68c609e0c7.34979418.
4. Кравцова Е.А., Полозов С.А. Формирование института наставничества в системе органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. ‒ 2021. ‒ № 3. ‒ С. 33-37.
5. Лебедева, М. Е. Роль руководителя в формировании морального облика сотрудника органов внутренних дел / М. Е. Лебедева // Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития : материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года / Санкт-Петербургский университет МВД России. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 265-269. – EDN BXSTBU.
6. Лебедева, М. Е. Психологические факторы личностно-профессионального развития руководителей органов внутренних дел : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лебедева Мария Евгеньевна, 2023. – 198 с. – EDN UHWYPW.
7. Московцева К.А. Процессуальный контроль руководителя следственного органа за деятельностью следователя в досудебном производстве по уголовным делам: специальность 5.1.4. Уголовно-правовые науки : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук – Москва, 2023. – 239 с.
8. Никитин А.А., Авдонина Т.М. Институт наставничества в прокуратуре и иных государственных органах России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. ‒ 2023. ‒ № 2 (151). ‒ С. 196-203
9. Степанов Р.И. Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‒ 2015. ‒ № 2 (61). ‒ С. 67-71.
10. Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. URL: https://мвд.рф/reports/item/47055751/ (Дата обращения: 20.03.2024).
11. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития // http://www.kremlin.ru/events/councils/19882 (Дата обращения: 20.03.2024).
12. Шулимова В.М. Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций молодых специалистов органов внутренних дел средствами наставничества // Педагогика. Вопросы теории и практики. ‒ 2023. ‒ № 11. ‒ С. 1127-1137.