Россия
Россия
Россия
Красноярск, Красноярский край, Россия
УДК 372.851 математики
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассмотрена проблема формирования универсальных учебных познавательных действий у обучающихся с рисками учебной неуспешности по математике. На основе анализа результатов всероссийских проверочных работ и краевых дагностических работ обучающихся 7–8 классов Красноярского края выделена группа школьников с рисками учебной неуспешности по математике и определены проблемные точки (дефициты) их познавательных действий: базовых логических, базовых исследовательских, работы с информацией. Описаны эффективные способы и инструменты формирования выделенных действий в процессе обучения математике.
метапредметные образовательные результаты, обучающиеся с рисками учебной неуспешности, универсальные учебные познавательные действия, обучение математике.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от от 31 мая 2021 г. № 287). [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard (дата обращения: 28.06.2024).
2. Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов математического блока (основное общее образование): методические рекомендации / Л.О. Рослова, Е.Е. Алексеева, Е. В. Буцко; под ред. Л.О. Рословой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 73 с.
3. Кутузова О.Б., Сорокина И.В. Познавательные универсальные учебные действия как фактор академической успешности освоения учащимися предметного содержания // Самарский научный вестник. – 2022. – Т. 11. – № 3. – С. 283–289. DOI:https://doi.org/10.55355/snv2022113310
4. Перевощикова Е.Н. Специфика формирования универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19. – № 2 (79). – С. 81–91. DOI:https://doi.org/10.15507/Inted.079.019.201502.081
5. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. – 2016. – №1. – С. 54 – 60.
6. Ким Н.О. Формирование и развитие метапредметных компетенций у старшеклассников // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – Т. 5. – № 4. – С. 287–294. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-287-294
7. Antonijević R. Cognitive Activities in Solving Mathematical Tasks: The role of a Cognitive Obstacle // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2016. – 12(9):2503-2515. DOIhttps://doi.org/10.12973/eurasia.2016.1306a
8. Sheromova T., Khuziakhmetov A., Kazinets V., Sizova Z., Buslaev S. & Borodianskaia Ekaterina. Learning Styles and Development of Cognitive Skills in Mathematics Learning // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2020. – 16(11):em1895. DOI:https://doi.org/10.29333/ejmste/8538
9. Tsafe A. K. Effective mathematics learning through APOS theory by dint of cognitive abilities // Journal of Mathematics and Science Teacher. – 2024. – 4(2):em058. DOIhttps://doi.org/10.29333/mathsciteacher/14308
10. Новикова Е.О., Власова И.Н. Методы визуализации информации как средство формирования метапредметных результатов при обучении математике в основной школе // Вестник Вятского государственного университета. – 2022. – № 1 (143). – С. 77 – 86. DOI:https://doi.org/10.25730/VSU.7606.22.009
11. Курыльчик Д.И., Федотенко И.Л. Способы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников при изучении математики // Гуманитарные и социальные науки. – 2022. – Т. 94. – № 5. – С. 122-131. DOI:https://doi.org/10.18522/2070-1403-2022-94-5-122-131
12. Ремезова Л.А. Особенности формирования и оценивания познавательных универсальных учебных действий в инклюзивном классе / Л.А. Ремезова, Н. И. Буковцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 31-40.
13. Прохорова В.С. Зона ближайшего развития универсальных учебных действий младших подростков с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 1-2(55). – С. 90-96.
14. Скира Е. Особенности формирования регулятивных и познавательных базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллектуального развития // Annali d'Italia. – 2022. – № 34. – С. 67-71. DOI:https://doi.org/10.5281/zenodo.7016762. – EDN BVEFVY
15. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/fioko-news/методические-рекомендации-и-критерии-оценки-рум-2022 (дата обращения 26.06.2024)
16. Почти 30% детей в России не осваивают требуемый объем школьной программы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mskagency.ru/materials/3095877 (дата обращения 26.06.2024)
17. Тумашева О.В., Шашкина М.Б., Аёшина Е.А. Отбор педагогического инструментария на основе показателей эффективности методических практик обучения математике учащихся основной школы с рисками учебной неуспешности // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8, № 7. С. 740-745. DOI:https://doi.org/10.30853/ped20230115.