КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются способы обеспечения органами исполнительной власти качества и доступности государственных услуг в социальной сфере.

Ключевые слова:
Государственная услуга, социальная сфера, орган исполнительной власти, эффективность деятельности, качество, доступность.
Текст

На протяжении последних 10 лет вопросам повышения эффективности деятельности органов власти в Российской Федерации уделяется особое внимание. Это одна из приоритетных задач реформирования сферы управления. Одним из направлений совершенствования системы государственного управления является повышение качества и доступности государственных услуг. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» к 2018 г. уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составлять не менее 90%. Кроме того, акты, определяющие направления государственной политики в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания, в качестве приоритетных задач развития называют обеспечение доступности и качества государственных услуг в соответствующих сферах.

Правовая природа и признаки услуг в социальной сфере определены в юридической литературе. Проведенные исследования показали, что наиболее эффективными инструментами повышения качества и доступности государственных услуг являются: а) удовлетворенность получателей услуг; б) нормативное закрепление четких требований к предоставлению услуг; в) регулярный мониторинг качества предоставляемых услуг; г) эффективность деятельности органов исполнительной власти и организаций, оказывающих государственные услуги в социальной сфере.

При получении государственных услуг граждане вступают в непосредственное взаимодействие с органами государственной власти и в свою очередь оценивают работоспособность всего государственного аппарата по качеству и доступности полученных услуг. Поэтому самым важным индикатором предоставляемых государственных услуг является мнение граждан.

Во исполнение подп. «и» п. 2 Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 утверждены Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей (далее — Правила оценки).

Согласно указанному документу установлены такие критерии качества предоставления государственных услуг, как: а) время предоставления государственных услуг; б) время ожидания в очереди при получении государственных услуг; в) вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственных услуг; г) комфортность условий в помещении, в котором предоставлены государственные услуги; д) доступность информации о порядке предоставления государственных услуг.

Список литературы

1. Еремина О. Ю. Правовые критерии результативности деятельности органов исполнительной власти в зарубежных странах// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 6.

2. Публичные услуги и право: науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2007.

3. Путило Н. В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. № 4.

4. Путило Н. В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2007. № 6.

5. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.

6. Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992.

7. Тихомиров Ю. А. Правоприменение: от стихийности к системе // Журнал российского права. 2007. № 12.

Войти или Создать
* Забыли пароль?