Россия
Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы. Представлены результаты сравнительного анализа формируемых и проверяемых видов деятельности базовых составляющих функциональной грамотности: читательской грамотности, математической грамотности, естественно-научной грамотности. Выделены идентичные и специфические виды деятельности. На примере результатов выполнения заданий метапредметной региональной диагностической работы школьниками Московской области продемонстрировано наличие проблемы переноса идентичных компетенций из одного вида грамотности в другие. Статья адресована учителям, реализующим федеральные образовательные программы основного общего образования, региональным координаторам проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся».
функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, преемственность и интеграция составляющих функциональной грамотности, региональные мониторинги функциональной грамотности
1. Диагностическая работа для учащихся 7 классов. Естественно-научная грамотность. Вариант 1. // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Банк заданий [Электронный ресурс] URL: h t t p s : / / s k i v. i n s t r a o . r u / b a n k - z a d a n i y / estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-7-2022/ ЕГ_7_2022_Диагностическая%20работа_Вариант%201.pdf
2. Диагностическая работа для учащихся 8 классов. Математическая грамотность. Вариант 1. // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Банк заданий [Электронный ресурс] URL: https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ matematicheskaya-gramotnost/mg-8-2022/ МГ_8_2022_Диагностическая%20работа_Вариант%201.pdf
3. Диагностическая работа для учащихся 8 классов. Читательская грамотность. Вариант 1. // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Банк заданий [Электронный ресурс] URL: https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ chitatelskaya-gramotnost/chg-8-2022/ЧГ_8_2022_ Диагностическая%20работа_Вариант%201.pdf
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 401333920/?ysclid=lf80h14r20841481684