Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 330.15 Природные факторы. Природные ресурсы
УДК 338.2 Экономическая политика. Управление и планирование в экономике
Аграрный сектор в значительной степени зависит от четырех основных ресурсов: земли, рабочей силы, финансов и материалов. Эти ресурсы жизненно важны для обеспечения продовольственной безопасности и эффективного развития сельских территорий. Однако в России отрасль сталкивается с уникальными проблемами из-за неблагоприятных климатических условий, таких как ограниченный вегетационный период и перепады температур, которые влияют как на выращивание сельскохозяйственных культур, так и на содержание скота. Эти естественные ограничения требуют дополнительных материальных затрат, тем самым увеличивая сложность и финансовые потребности сельскохозяйственных проектов и программ. Оптимизация этих ресурсов сопряжена с определенными трудностями. Например, государственно-частные партнерства сложны в создании и управлении. Они также требуют значительных первоначальных инвестиций, что сказывается на государственных финансах. Передовые технологии, хотя и приносят пользу, могут быть недоступны малым и средним предприятиям, что приводит к отраслевому неравенству. Более того, субсидии могут искажать динамику рынка и налоговые поступления в местный бюджет.
сельские территории, агропромышленный комплекс, ресурсная база, классификация ресурсов, аграрный потенциал, климатические условия
Введение
Ресурсная база играет ключевую роль в определении эффективности и устойчивости сельскохозяйственной деятельности, и их значимость невозможно переоценить при планировании и реализации программ, направленных на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий. Доступ к высококачественным семенам, удобрениям и оборудованию напрямую влияет на урожайность и качество сельскохозяйственной продукции. В то время как неэффективное или устаревшее оборудование может вызвать задержки и привести к снижению производительности, вот почему программы модернизации часто фокусируются на обновлении этих материалов. Квалифицированная рабочая сила необходима для применения передовых методов ведения сельского хозяйства и для эксплуатации сложной техники. Эффективность труда может быть значительно повышена с помощью учебных программ и образовательных инициатив, направленных на развитие навыков. Таким образом, требуется финансирование для приобретения материальных и трудовых ресурсов, а также для инвестиций в исследования и разработки в области устойчивых методов ведения сельского хозяйства. Программы финансовой поддержки могут помочь фермерам адаптироваться к современным технологиям и методам ведения сельского хозяйства, тем самым повышая производительность. [3]
Качество почвы, доступность воды и климатические условия имеют основополагающее значение для продуктивности сельского хозяйства. Программы, ориентированные на устойчивое управление ресурсами, могут помочь фермерам адаптироваться к изменениям окружающей среды и наилучшим образом использовать имеющиеся природные ресурсы. Точные данные о погодных условиях, качестве почвы и рыночном спросе могут помочь фермерам принимать обоснованные решения. Следовательно, правительственные и неправительственные организации часто предлагают консультационные услуги и базы данных в рамках программ поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий.
Устойчивые и эффективные источники энергии имеют решающее значение для питания сельскохозяйственной техники и ирригационных систем. Программы использования возобновляемых источников энергии могут снизить зависимость от ископаемого топлива и сделать сельское хозяйство более устойчивым в долгосрочной перспективе.
Дороги, складские помещения и доступ к рынкам являются неотъемлемой частью продажи и дистрибуции сельскохозяйственной продукции. Развитие сельской инфраструктуры часто является ключевым компонентом программ поддержки аграрного сектора экономики.
Оказывая адресную поддержку в этих областях, сельскохозяйственные программы могут значительно повысить эффективность и конкурентоспособность сектора. Такое целенаправленное распределение ресурсов становится краеугольным камнем для достижения более масштабных целей, таких как продовольственная безопасность, развитие сельских районов и устойчивая экологическая практика. Таким образом, важность адекватного ресурсного обеспечения сельского хозяйства является как сиюминутной, с точки зрения урожайности и рентабельности, так и долгосрочной, с точки зрения устойчивости и национальной продовольственной безопасности.
Ресурсный потенциал
В современном сельском хозяйстве разных стран обычно выделяют четыре основных типа ресурсов: трудовые, материальные, финансовые и природные ресурсы. Эти ресурсы составляют основополагающие элементы агропромышленного сектора и включают компоненты, необходимые для производства конкретных товаров или услуг, формируют ее ресурсную базу. Для агропромышленной сферы эти важнейшие компоненты включают земельные ресурсы, водные ресурсы, рабочую силу, удобрения, механическое оборудование и энергоэффективность. Насущные проблемы, связанные с укреплением ресурсной базы сектора, включают как устойчивое использование этих ресурсов, так и детальную оценку существующих возможностей каждого региона с учетом местных природных и климатических переменных. Среднемесячные температуры служат важным показателем для оценки этих условий окружающей среды, и, к сожалению, в большинстве регионов России в настоящее время существуют неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства. [2]
Ресурсы в сельском хозяйстве играют решающую роль в обеспечении продовольственной безопасности, которая заключается в надежном доступе к достаточному количеству доступных по цене и питательных продуктов питания. Четыре основных ресурса в сельском хозяйстве — земля, рабочая сила, финансы и материалы — выступают в качестве столпов, поддерживающих агропромышленный комплекс, двигатель производства продовольствия:
- наличие и плодородие сельскохозяйственных угодий определяют потенциал для растениеводства и животноводства. Качество земли и климатические условия могут существенно влиять на урожайность с гектара, влияя на объем производимых продуктов питания и, следовательно, на доступность продовольствия.
- квалифицированная рабочая сила необходима для эффективного выполнения различных сельскохозяйственных операций, от посева до сбора урожая и послеуборочного ухода, ее нехватка может препятствовать использованию других ресурсов, влияя на производительность и, следовательно, на продовольственную безопасность и развитие сельских территорий.
- финансирование позволяет фермерам инвестировать в передовые технологии, семена, удобрения и ирригационные системы, тем самым увеличивая объем производства, а финансовые ограничения могут привести к неоптимальным методам ведения сельского хозяйства, влияющим как на количество, так и на качество производимых продуктов питания.
- современная техника повышает эффективность и продуктивность, в то время как удобрения и пестициды помогают повысить урожайность, соответственно, нехватка этих ресурсов может привести к снижению урожайности и повышению восприимчивости к болезням и вредителям.
Таким образом, эти ресурсы взаимосвязаны и вместе способствуют повышению эффективности процессов сельскохозяйственного производства. При правильном управлении они приводят к высокой производительности и избытку продукции, которые необходимы для поддержания стабильных поставок продовольствия. Недостаточные ресурсы или неправильное управление ими могут привести к низким урожаям, что делает страну или регион уязвимыми с точки зрения отсутствия продовольственной безопасности. Таким образом, сбалансированное и оптимизированное сочетание этих сельскохозяйственных ресурсов имеет решающее значение для обеспечения продовольственной безопасности. [5]
На аграрный потенциал оказывают влияние все существующие ресурсы: предпринимательские, финансовые, организационные и кадровые. Систематизируем все виды ресурсов кроме предпринимательских, поскольку, по нашему мнению, их можно отнести ко всем перечисленным (таблица 1).
Таблица 1. Ресурсы. влияющие на аграрный потенциал
Тип ресурсов |
Особенности |
Проблемы |
Важность для инноваций |
Кадровые ресурсы |
- Высококвалифицированный профессиональный персонал - Стратегия подготовки специалистов -Формирование интеллектуального капитала |
-Неадекватное реагирование на требования инновационного развития -Нехватка высококвалифицированных кадров |
- Необходимы для стимулирования инноваций и управления ими - Развивает интеллектуальный капитал |
Организационные ресурсы |
- Научно-технический резерв - Интеллектуальная собственность (патенты, авторские права, ноу-хау) - Систематическая организация изобретательской деятельности |
- Недоиспользование научно-технического потенциала - Устаревшие системы организации и управления |
- Обеспечивает основу для внедрения инноваций - Защищает интеллектуальные активы и извлекает из них выгоду |
Финансовые ресурсы |
- Совокупность всех видов денежных средств и финансовых активов - Механизмы финансовой поддержки инноваций - Эффективные методы государственного регулирования обновления капитала |
-Недостаточное финансирование инноваций -Неэффективное государственное регулирование |
- Подпитывает инновационные процессы - Позволяет приобретать и обслуживать другие ресурсы |
Инофрмационные ресурсы |
- - Система доступа к распределенным информационным и вычислительным ресурсам - Обеспечение взаимодействия между различными типами ресурсов |
- Ограниченный доступ к критически важной информации - Неадекватные системы взаимодействия с ресурсами |
- Облегчает поток информации, необходимой для инноваций - Усиливает синергию ресурсов |
Достижение продовольственной безопасности требует устойчивого развития агропромышленного комплекса, который обеспечивает как продовольствием население, так и сырьем другие отрасли промышленности. Как отметили ранее на эффективность сельскохозяйственного производства влияют множество факторов, включая земельный потенциал, материальные, трудовые и финансовые ресурсы. В России наблюдается сокращение площади обрабатываемых земель на 30%, что указывает на ослабление материально-технической базы и нехватку квалифицированной рабочей силы.
Сельскохозяйственному сектору России следует уделять приоритетное внимание на национальном уровне, и следует предпринять шаги по укреплению его ресурсного потенциала для решения социально-экономических проблем, повышения эффективности и обеспечения внутреннего снабжения продовольствием. Ресурсный потенциал не ограничивается традиционными ресурсами, такими как земля, рабочая сила и финансы, но также включает в себя новые, инновационные ресурсы. На долю России приходится 12% мировых пахотных земель и 20% запасов пресной воды, причем только на Западную Сибирь приходится 13,6% пахотных земель России, что свидетельствует о значительном природном потенциале. Эффективное использование этих разнообразных ресурсов может привести к максимальной производительности без ущерба для окружающей среды. [1] Природный потенциал агропромышленного комплекса Сибири включает в себя такие ключевые аспекты, как земельные ресурсы, пригодные для ведения сельского хозяйства, плодородие почв и метеорологические условия. Западная Сибирь более благоприятна для ведения сельского хозяйства, чем Восточная, главным образом из-за ее однородного рельефа, который позволяет эффективно использовать технологии.
Тем не менее отмечаются и проблемы, связанные с природными особенностями Российской Федерации: [2]
- В европейской части России наблюдается широкий диапазон среднемесячных температур, особенно в Московском регионе, что влияет на виды сельскохозяйственных культур, которые можно выращивать.
- Вегетационный период в России, как правило, короткий из-за низких средних температур. Так в приполярных регионах вегетационный период длится всего несколько недель, что делает сельское хозяйство особенно сложным.
- Перемещение на север и восток приводит к ухудшению климатических условий для сельского хозяйства, в то время как южные регионы более благоприятны, но подвержены засухе.
- Стабильное содержание скота возможно в среднем в течение семи месяцев в ключевых регионах, в течение которых возникают значительные материальные затраты на уход за животными и инфраструктуру.
- Необходимость в защитных сооружениях для скота и заготовке кормов на холодные месяцы значительно увеличивает затраты на выращивание животных.
- По сравнению с другими ведущими сельскохозяйственными странами Россия сталкивается с неблагоприятными природно-климатическими условиями, влияющими на производительность ее сельского хозяйства.
- Ключевые температуры (+5, +10, +15°) которые имеют решающее значение для роста сельскохозяйственных культур. На большинстве сельскохозяйственных угодий России эти условия длятся всего 100-130 дней в году, что ограничивает биологическую продуктивность.
Таким образом, природные и климатические условия России создают значительные проблемы как для выращивания сельскохозяйственных культур, так и для содержания скота, что приводит к увеличению затрат и ограниченной производительности сельского хозяйства.
Сельскохозяйственный сектор в России сталкивается с многогранным набором проблем, которые серьезно влияют на его эффективность и модернизацию, особенно в области автоматизации и использования сельскохозяйственной техники. Прежде всего, критической проблемой является отсутствие государственных инвестиций. Поскольку с начала реформ государственные взносы в сельское хозяйство сократились с 21-22% до менее чем 1% бюджетных расходов, существует недостаточная финансовая поддержка для модернизации техники и внедрения новых технологий. Эта проблема усугубляется высокими процентными ставками по кредитным линиям, доступным фермерам, которые еще больше ограничивают их способность инвестировать в модернизацию. [2]
Одновременно существует значительное расхождение в ценах, при котором российским фермерам платят за их сельскохозяйственную продукцию меньше по сравнению с мировыми рыночными ставками. Такое расхождение в ценах ограничивает их возможности по реинвестированию, особенно в сочетании с растущими затратами на оборудование и услуги, что еще больше снижает их рентабельность. Эффективность эксплуатации также снижается из-за старения парка оборудования, что приводит к снижению производительности. Низкая среднегодовая доходность сельскохозяйственных активов, варьирующаяся от 0 до 4,8%, свидетельствует о том, что сектор не генерирует достаточных доходов для финансирования модернизации и расширения.
В сравнительном контексте развитые страны продемонстрировали более высокий уровень автоматизации и операционной эффективности, о чем свидетельствует количество тракторов на 1000 гектаров посевов. Например, в 2019 году в Аргентине было 8 тракторов, в Канаде - 16, а в Германии - 64 на 1000 га, тогда как Россия значительно отстает. В отличие от России, где парк техники ежегодно сокращается на 8%, развитые страны поддерживают стабильный парк с 1980-х годов.
Забегая вперед, отметим, что, несмотря на существование государственных программ, в которых излагаются планы по закупке новой сельскохозяйственной техники, вероятность эффективной реализации этих программ остается низкой. Кроме того, проблемы, связанные со стоимостью и доступностью основных расходных материалов, таких как горюче-смазочные материалы, создают дополнительный уровень сложности.
Таким образом, эти проблемы в совокупности создают цикл отрицательной обратной связи. Сокращение финансовых инвестиций, как по вине государства, так и из-за низкой доходности активов, помешало российскому сельскохозяйственному сектору модернизировать свое оборудование и процессы автоматизации. В результате сектор сталкивается с операционной неэффективностью и становится менее конкурентоспособным на глобальном уровне, что потенциально может привести к долгосрочным последствиям для продовольственной безопасности России.
При разработке Федеральной целевой программы развития машиностроения в агропромышленном секторе целесообразно предусмотреть механизмы, способствующие сотрудничеству государственного и частного секторов в разработке машин и оборудования следующего поколения для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Кроме того, программа должна предлагать льготные варианты кредитования для модернизации предприятий с использованием современного технологического оборудования и субсидировать часть расходов, понесенных сельскохозяйственными предприятиями на приобретение новой техники. Инициатива также должна внедрить систему прямых дифференцированных финансовых стимулов для каждой единицы устаревшего оборудования, которая заменяется более эффективной альтернативой отечественного производства.
Учитывая повышенные логистические расходы, связанные с транспортировкой материально-технических ресурсов, которые значительно завышают общую стоимость сельскохозяйственной продукции, рекомендуется применять коэффициенты скидок на транспортировку, скорректированные с учетом масштаба. Они будут применяться к конкретным категориям сельскохозяйственного оборудования, минеральных удобрений и комбикормов, перевозимых железнодорожным транспортом, и могут варьироваться в зависимости от пройденного расстояния. [4]
Далее определим преимущества и недостатки программы (таблицы 2 и 3)
Таблица 2. Преимущества программы
№ |
Преимущества |
Описание преимуществ |
|
Оптимизация ресурсов |
Государственно-частное партнерство может использовать как государственные ресурсы, так и частный капитал для более эффективного внедрения передовой техники и технологий в сельскохозяйственный сектор |
|
Технологический прогресс |
Льготные кредиты на обновление оборудования и технологическую модернизацию могут способствовать внедрению оборудования следующего поколения, повышая производительность и конкурентоспособность |
|
Экономическая эффективность |
Субсидии на новое оборудование и дифференцированные платежи за устаревшее оборудование могут сделать модернизацию производителей более экономически выгодной, снижая долгосрочные эксплуатационные расходы |
|
Преимущества локализации |
Поощряя внедрение отечественного ресурсосберегающего оборудования, этот план также поддерживает местную машиностроительную промышленность для АПК, потенциально создавая рабочие места и способствуя экономическому росту |
|
Согласование стимулов |
Прямые выплаты за единицу устаревшего оборудования конкретно направлены на решение проблемы узких мест, обеспечивая соответствие стимулов целям программы |
|
Снижение затрат на логистику |
Понижающие коэффициенты для транспортных расходов могут значительно снизить общие расходы, связанные с логистикой, делая производственный цикл более рентабельным |
|
Масштабируемость |
Программа разработана таким образом, что ее можно корректировать и масштабировать в зависимости от успеха ее начальных этапов, обеспечивая гибкость |
Таблица 3. Недостатки программы
№ |
Недостатки |
Описание недостатков |
|
Сложность реализации |
Многогранный характер программы, включающий различные субсидии, займы и партнерские отношения, может привести к возникновению сложных административных проблем |
|
Дисбаланс при бюджетировании |
Первоначальные финансовые обязательства, требуемые от государственного сектора для получения льготных кредитов и субсидий, могут создать нагрузку на федеральный или региональный бюджет |
|
Риск искажения рынка |
Предоставление льготных кредитов и субсидий потенциально может исказить динамику рынка, повлияв на естественную конкуренцию и, возможно, приведя к неэффективности. |
|
Бюрократическая инерция |
вовлечение множества заинтересованных сторон, как государственных, так и частных, может замедлить процессы принятия решений и их реализацию |
|
Ограниченная оценка воздействия |
Без всесторонней оценки воздействия программа может не дать ожидаемых результатов или непреднамеренно принести пользу крупным корпорациям за счет мелких фермеров |
|
Неопределенность регулирования |
Внедрение новых технологий и партнерских отношений может вызвать вопросы регулирования, которые необходимо решить, включая опасения по поводу антимонопольного законодательства, стандартов безопасности и воздействия на окружающую среду |
|
Неравенство в доступе |
Программа может быть доступна не всем сельскохозяйственным производителям, особенно малым и средним предприятиям (МСП), что приведет к усилению неравенства внутри сектора |
Таким образом, несмотря на то, что программа предлагает комплексный подход к модернизации и повышению эффективности агропромышленного комплекса, она еще поднимает вопросы относительно его финансовой устойчивости, управления и более широкого влияния на рынок. Поэтому тщательное планирование, прозрачное управление и оценка воздействия будут иметь решающее значение для его успешной реализации.
Перечисленные преимущества и недостатки – критические замечания – могут быть систематически увязаны в контексте комплексной сельскохозяйственной программы, которая предполагает государственно-частное партнерство, займы и субсидии. Ниже представлен анализ, который связывает каждое преимущество с соответствующими критическими замечаниями (таблица 4).
Таблица 4. Матрица соответствия преимуществ к критическим замечаниям
|
Сложность реализации |
Дисбаланс при бюджетировании |
Проблемы регулирования |
Неравенство в доступе |
Риск искажения рынка |
Ограниченная оценка воздействия |
Бюрократическая инерция |
Оптимизация ресурсов |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
Технологический прогресс |
|
|
3 |
4 |
|
|
|
Экономическая эффективность |
|
5 |
|
|
6 |
|
|
Преимущества локализации |
|
|
|
|
7 |
8 |
|
Согласование стимулов |
9 |
|
|
|
|
|
10 |
Снижение затрат на логистику |
|
|
|
11 |
|
12 |
|
Масштабируемость |
13 |
|
14 |
|
|
|
|
1. Оптимизация ресурсов с помощью государственно-частного партнерства требует сложных соглашений и управления, что еще больше усложняет программу.
2. Привлечение государственных ресурсов может потребовать значительных первоначальных инвестиций, что скажется на государственных финансах.
3. Внедрение оборудования следующего поколения может повлечь за собой новые нормативные акты, включая стандарты безопасности и охраны окружающей среды.
4. Передовые технологии могут быть легкодоступны не для всех, особенно для малых и средних предприятий, что приводит к усилению отраслевого неравенства.
5. Финансовые обязательства по субсидиям налагают налоговую ответственность на государственный сектор.
6. Субсидии могут повлиять на динамику рынка, потенциально влияя на конкуренцию и приводя к неэффективности.
7. Без надлежащих исследований воздействия программа может непреднамеренно принести пользу более крупным местным корпорациям, а не мелким фермерам.
8. Предпочтение отечественному оборудованию может привести к искажению рыночной конкуренции.
9. Эффективное устранение конкретных узких мест требует сложного, хорошо организованного администрирования.
10. Хотя согласование стимулов имеет решающее значение, вовлечение множества заинтересованных сторон может замедлить процесс принятия решений.
11. Снижение затрат на логистику может быть более выгодным для крупных производителей, которые получают экономию за счет масштаба, что еще больше усугубляет неравенство.
12. Снижение затрат на логистику выгодно производителям, но без всесторонней оценки чистое воздействие на всю цепочку создания стоимости неясно.
13. Функции масштабируемости, будучи гибкими, добавляют еще один уровень сложности управлению.
14. По мере масштабирования программы, возможно, потребуется усилить надзор со стороны регулирующих органов, что приведет к потенциальным осложнениям.
Понимая эти взаимосвязи, разработчики программ и заинтересованные стороны могут быть лучше подготовлены к смягчению критики, извлекая выгоду из преимуществ. Такой комплексный подход позволит более эффективно принимать решения на этапах разработки и реализации программы.
Заключение
В заключение следует отметить, что агропромышленный комплекс в основном поддерживается четырьмя основными ресурсами: землей, рабочей силой, финансами и материалами. Эти ресурсы необходимы для обеспечения продовольственной безопасности и эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий. Однако оптимизация этих ресурсов сопряжена с рядом сложных проблем, как структурных, так и административных.
Государственно-частное партнерство, хотя и эффективно в теории, создает сложности с точки зрения соглашений и управления. Финансовые ограничения, будь то при привлечении первоначальных инвестиций или выполнении обязательств по субсидиям, могут препятствовать повышению эффективности сельского хозяйства и иметь более широкие последствия для государственных финансов. Технологические достижения, хотя и имеют решающее значение для повышения производительности, могут быть недоступны для всех и могут привести к усилению неравенства внутри сектора.
Кроме того, субсидии и преференции для отечественного оборудования могут исказить динамику рынка и конкуренцию. Административные проблемы, такие как эффективное управление ресурсами, согласование стимулов между различными заинтересованными сторонами и усиление регулятивного надзора по мере масштабирования программ, создают дополнительные уровни сложности.
Эти сложности усугубляются необходимостью хорошо организованного администрирования и тщательных исследований воздействия, чтобы гарантировать, что программы приносят пользу их предполагаемым получателям, а не непропорционально помогают крупным корпорациям. Таким образом, хотя ресурсы имеют решающее значение для эффективности сельского хозяйства, эффективное управление ими требует тонкого подхода, учитывающего финансовые, технологические и административные проблемы, особенно в контексте динамики рынка и государственной политики.
1. Дец И.А. Агропромышленный комплекс Сибири как ресурс территориального развития// Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 5 (71). № 3, 2019 г. – с. 38–53
2. Калафатов Э.А. Современное состояние ресурсной базы агропромышленного комплекса России // Московский экономический журнал. 2022. №2. – с. 250-269
3. Кошелева Е.Г, Габилин И. Г. Инновационные бизнес-модели как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал/ - 2021. - №4(68). — . [электронный ресурс] – Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6824/ (дата обращения 02.04.2024)
4. Петухов В.Д. Современное состояние ресурсной базы АПК в условиях импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности России // Прикладные экономические исследования. 2018. №6 (28). – С. 38-44.
5. Пронина Ю.Ю., Сенаторов Д.В., Бахтеева М.Р. Ресурсный потенциал аграрного сектора в системе обеспечения продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. – 2020. – Том 7. – № 2. – С. 139-148.