ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен обзор субъективных и объективных методов диагностики психоэмоцио­нального состояния и сквозных когнитивных функций спортсменов. Цель – обосновать сочетанное использование психологических и психофизиологических методов диагностики психоэмоциональных состояний и когнитивных функций спортсменов. Проведен анализ ряда работ отечественных и зарубежных исследователей по вопросам изучения функционального состояния спортсменов. В результате обоснована необходимость базовой диагностики когнитивных функций, прежде всего внимания и памяти, а также психо­эмоционального состояния для выстраивания оптимальной тренировочной программы спортсмена. Отмечена эффективность одновременного изучения психоэмоционального состояния и когнитивных функций как взаимосвязанных феноменов, характеризующих особенности саморегуляции спортсмена. Рассмотрены субъективные и объективные как классические, так и современные методы диагностики. Аргументированно выделены зарекомендовавшие себя инструментальные способы исследования психических функций, такие как метод оценки электрической проводимости кожи, электромиография, метод оценки вариабельности сердечного ритма. Достаточное внимание уделяется одному из наиболее доступных и информативных объективных методов оценки психических функций – оценке биоэлектрического потенциала головного мозга с помощью электроэнцефалографии. В итоге показано, что знания о показателях когнитивных особенностей электроэнцефалографии позволяют с достаточной точностью определить индивидуальные особенности сквозных когнитивных функций спортсменов и возможные нарушения. В качестве электроэнцефалографических маркеров функционального состояния спортсмена и показателей саморегуляции описаны характеристики альфа-активности ЭЭГ при различных нагрузках.

Ключевые слова:
когнитивные функции, психоэмоциональное состояние, саморегуляция, спортивная деятельность, тестовые и аппаратные методы исследования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Камилов М. А. Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов. Вестник университета. 2014. № 17. С. 300–306. https://www.elibrary.ru/thvckz

2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45. https://www.elibrary.ru/mhuvvd

3. Пальчикова Н. Ю., Добровольский С. С., Гончар Е. А., Стёпина А. В. Взаимосвязь показателей физического и психоэмоционального состояния спортсменов в процессе выполнения высокоинтенсивной нагрузки. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-4. С. 36–37. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.128

4. Савинкина А. О., Сопов В. Ф. Влияние методики тренировки внимания на соревновательные результаты юных спортсменов. Спортивный психолог. 2016. № 3. С. 34–38. https://www.elibrary.ru/yneqvb

5. Сагова З. А., Донцов Д. А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов. Национальный психологический журнал. 2018. № 4. С. 96–108. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0409

6. Уляева Л. Г., Мельник Е. В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 2. С. 298–303. https://www.elibrary.ru/xxzmzb

7. Федотова И. В., Стаценко М. Е. Сравнительная оценка психоэмоционального состояния и уровня стрессогенности у бывших и действующих спортсменов. Вестник новых медицинских технологий. 2009. Т. 16. № 4. С. 95–96.

8. Фомина Е. В., Оленко Е. С., Кодочигова А. И., Филиппов Д. Ю. Влияние стресса на когнитивные способности здорового человека: нейрофизиологические аспекты. Психосоматические и интегративные исследования. 2019. Т. 5. № 4. С. 1–4. https://www.elibrary.ru/ihlwfb

9. Кутишенко А. В., Шадрина И. В. Психосоматические расстройства, алекситимия и спортивная деятельность. Теория и практика физической культуры. 2008. № 4. С. 35–39. https://www.elibrary.ru/nbmjjp

10. Волков Д. Н., Сафонов В. К. Ошибки внимания в спорте: теория и практика. Спортивный психолог. 2013. № 3. С. 10–13. https://www.elibrary.ru/szoqzl

11. Еремеев С. И., Еремеева О. В., Кормилец В. С. Динамика активности модуляторов ритма мозга у спорт­сменов в соревновательном периоде макроцикла по данным спектрального анализа количественных электроэнцефалограмм и ее регуляция средствам нейробиоуправления. Вестник Югорского государственного университета. 2008. № 4. С. 35–43. https://www.elibrary.ru/oqqnxr

12. Зайнулин М. Н. Содержание понятий концентрации и деконцентрации внимания в спорте. Экстремальная деятельность человека. 2016. № 1. С. 34–36. https://www.elibrary.ru/yqhufr

13. Харина И. Ф., Звягина Е. В., Макунина О. А. Методы изучения свойств внимания у студентов-­спортсменов. Актуальные вопросы реабилитации, лечебной и адаптивной физической культуры и спортивной медицины: Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 5–6 июня 2018 г.) Челябинск: УралГУФК, 2018. С. 388–390. https://www.elibrary.ru/xzxywl

14. Бочавер К. А., Довжик Л. М., Тер-Минасян А. А. К вопросу о концентрации внимания в спортивном скало­лазании. Спортивный психолог. 2015. № 1. С. 55–61. https://www.elibrary.ru/yavkqp

15. Коробейникова Е. Ю., Леонов С. В., Поликанова И. С. Психологические особенности внимания у стрелков из лука. Национальный психологический журнал. 2017. № 2. С. 35–45. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0205

16. Марков К. К., Николаева О. О. Совершенствование качеств внимания игроков в современном волейболе. Фундаментальные исследования. 2013. № 6-1. С. 164–168. https://www.elibrary.ru/pygjfz

17. Белоусова Е. В., Белоусова А. Д., Джорджевич О. Ю., Прокофьева С. Г., Копкарёва О. О. Особенности свойств внимания у юных хоккеистов 12–13 лет и 14–15. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2020. № 3. С. 7–13. https://doi.org/10.26456/vtbio155

18. Савинкина А. О., Сопов В. Ф. Экспериментальная оценка эффективности применения психологических методов развития внимания в спорте. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 10. С. 385–390. https://www.elibrary.ru/vlowjm

19. Сафонов В. К., Сопов В. Ф., Мирошников С. А. Ошибки внимания или особенности концентрации внимания. Спортивный психолог. 2015. № 3. С. 21–26. https://www.elibrary.ru/veeygf

20. Антипова О. С., Харитонова Л. Г. Особенности нейро-психо-вегетативной сферы спортсменов на разных этапах подготовки. Рудиковские чтения–2015: XI Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 3–4 июня 2015 г.) М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 146–149. https://elibrary.ru/xavtub

21. Долганина О. А. Влияние уровня тревожности на характеристики памяти, внимания и восприятия. Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология: II Регион. науч.-практ. конф. (Красноярск, 26 апреля 2011 г.) Красноярск: СФУ, 2011. URL: https://conf. sfu-kras.ru/552/participant/1156 (дата обращения: 14.01.2024).

22. Николаева Е. Н., Колосова О. Н., Васильева Л. Э., Васильев А. А. Внимание как когнитивная функция в зависимости от личностно-эмоциональных параметров организма. Образовательный вестник Сознание. 2019. Т. 21. № 8. С. 33–38. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-33-38

23. Николаева Е. Н., Колосова О. Н. Оценка когнитивных функций и психоэмоционального состояния студентов в условиях Севера. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2021. № 4. С. 22–28. https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.25.4.003

24. Рябцев С. М., Корепанов А. Л., Кажарская О. Н., Кондрашихина О. А., Жмурова Т. А. Аттенционные характеристики спортсменов высокого класса, занимающихся пулевой и стендовой стрельбой. Мир педагогики и психологии. 2021. № 7. С. 27–36. https://www.elibrary.ru/iesjvl

25. Bashivan P., Bidelman G. M., Yeasin M. Spectrotemporal dynamics of the EEG during working memory encoding and maintenance predicts individual behavioral capacity. European Journal of Neuroscience, 2014, 40(12): 3774–3784. https://doi.org/10.1111/ejn.12749

26. Klimesch W. EEG-alpha rhythms and memory processes. International Journal of Psychophysiology, 1997, 26(1-3): 319–340. https://doi.org/10.1016/S0167-8760(97)00773-3

27. Mathews A. Why worry? The cognitive function of anxiety. Behaviour Research and Therapy, 1990, 28(6): 455–468. https://doi.org/10.1016/0005-7967(90)90132-3

28. Smith T. W., Deits-Lebehn C., Williams P. G., Baucom B. R. W., Uchino B. N. Toward a social psychophysiology of vagally mediated heart rate variability: Concepts and methods in self-regulation, emotion, and interpersonal processes. Social and Personality Psychology Compass, 2020, 14(3). https://doi.org/10.1111/spc3.12516

29. Антипова О. С., Харитонова Л. Г. Психофизиологический статус спортсменов на разных этапах подготовки в ДЮСШ. Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 92–97. https://www.elibrary.ru/vhnvzh

30. Антипова О. С., Харитонова Л. Г. Психофизиологические особенности спортсменов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта. Физкультурное образование Сибири. 2014. № 1. С. 73–76. https://www.elibrary.ru/tfxhsr

31. Шанин В. Ю., Коровин А. Е., Вейс И. Е. Патогенез расстройств внимания и памяти в раннем посттравматическом периоде. Медицинский академический журнал. 2003. Т. З. № 4. С. 141–142.

32. Цехмейструк Е. А., Козлова Н. В. Когнитивная тренировка как психологическое средство восстановления у детей-спортсменов в тренировочном периоде. Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 35–44. https://www.elibrary.ru/iuumzi

33. Чайников П. Н., Соломатина Н. В., Черкасова В. Г., Кулеш А. М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности. Таврический журнал психиатрии. 2015. Т. 19. № 1. С. 55–60. https://www.elibrary.ru/vbeyxb

34. Стаценко Е. А., Варди Х., Глебова И. В., Саркисян М. А., Чарыкова И. А., Цвирко Д. Н. Уровень тревожности у спортсменов разного пола и разных видов спорта. Доктор.Ру. 2018. № 9. С. 55–58. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2018-153-9-55-58

35. Болдов А. С., Гусев А. В., Карпов В. Ю., Пучкова Н. Г., Кашенков Ю. Б. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 9. С. 321–325. https://www.elibrary.ru/vbmknq

36. Дихорь В. А., Батугин А. А., Буркова А. М., Шамов С. В. Первичная диагностика психоэмоциональных состояний спортсменов сборной России по керлингу на колясках. Теория и практика физической культуры. 2022. № 11. С. 6–7. https://www.elibrary.ru/xzfbbk

37. Рассохатская Л. В., Богданович Н. Г., Воробьева Е. В. Синдром эмоционального выгорания у спорсменов-­стрелков: личностные факторы, способствующие его развитию, способы профилактики. Экстремальная деятельность человека. 2017. № 5. С. 72–77. https://www.elibrary.ru/yakgrv

38. Байковский Ю. В., Савинкина А. О., Ковалева А. В. Методы диагностики предстартовых состояний спортсменов. Спортивный психолог. 2018. № 1. С. 74–79. https://www.elibrary.ru/xrvnzr

39. Распопин Е. В. Методы изучения и оценки психических состояний. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 4. С. 129–137. https://www.elibrary.ru/xdzcab

40. Бруннер Е. Ю. Новые возможности диагностики внимания по корректурной пробе на основе офтальмологических колец Е. Ландольта. Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 364–372. https://www.elibrary.ru/unfkpv

41. Калмыков С. Г., Фролов М. Ю. Развитие внимания в процессе занятий лыжными гонками и биатлоном. Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2020. № S2. С. 191–197. https://www.elibrary.ru/pktwla

42. Павлова А. Д., Протодьяконова М. Н., Горохова Г. Г. Выявление концентрации внимания у начинающих стрелков. Теория и практика физической культуры. 2020. № 9. С. 82–83. https://www.elibrary.ru/zonxqj

43. Кажарская О. Н., Кондрашихина О. А. Психологический тренинг как метод развития аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе. Перспективы науки и образования. 2022. № 3. С. 523–539. https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.30

44. Маньшин Б. Г., Гаранин С. А., Федореева Е. А. Развития внимания в женском футболе. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8. С. 194–198. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p194-198

45. Павлова А. Д., Неустроева Е. А., Филиппов А. В. Определение взаимосвязи уровня личностной тревожности и помехоустойчивости у стрелков из пневматического оружия разных групп подготовки. Теория и практика физической культуры. 2019. № 7. С. 46–48. https://www.elibrary.ru/ztosjv

46. Рогулева Л. Г., Корягина Ю. В., Замчий Т. П. Оптимизация восстановительных процессов у борцов и спорт­сменов силовых видов спорта методом транскраниальной электростимуляции. Олимпийский спорт и спорт для всех: конф. (Ереван, 6–9 октября 2015 г.) Ереван: АГИФК, 2015. С. 550–553. https://www.elibrary.ru/vahqrd

47. Тинькова З. С., Тиньков И. В., Макеева В. С. Методика развития внимания спортсмена на основе дифференциации модальности восприятия информации. Спортивно-педагогическое образование. 2020. № 2. С. 33–39. https://www.elibrary.ru/ntxbbt

48. Харина И. Ф., Звягина Е. В., Быков Е. В., Макунина О. А. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 3. С. 181–197. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1803.13

49. Бочавер К. А., Довжик Л. М., Балакшина М. Д. Апробация Оттавского теста ментальных навыков OMSAT. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8. С. 343–349. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p343-349

50. Мажирина К. Г., Первушина О. Н., Джафарова О. А. Толерантность к неопределенности и эффективность обучения студентов саморегуляции. Психология обучения. 2011. № 7. С. 17–25. https://www.elibrary.ru/ocrkpl

51. Мажирина К. Г., Джафарова О. А., Фрезе В. Р. Типологизация профилей индивидуальной динамики саморегуляции при помощи технологии компьютерного игрового биоуправления. Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9. № 2. С. 119–124. https://www.elibrary.ru/kkxvra

52. Мажирина К. Г., Первушина О. Н., Джафарова О. А. Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310. С. 169–173. https://www.elibrary.ru/jscqvx

53. Butler E. A., Wilhelm F. H., Gross J. J. Respiratory sinus arrhythmia, emotion, and emotion regulation during social interaction. Psychophysiology, 2006, 43(6): 612–622. https://doi.org/10.1111/j.1469-8986.2006.00467.x

54. Kim S., Zemon V., Lehrer P., McCraty R., Cavallo M. M., Raghavan P., Ginsberg J., Foley F. W. Emotion regulation after acquired brain injury: A study of heart rate variability, attentional control, and psychophysiology. Brain injury, 2019, 33(8): 1012–1020. https://doi.org/10.1080/02699052.2019.1593506

55. Волов В. В., Залевский Г. В. Аналитический метод оценки психоэмоционального состояния. Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 3. С. 105–117. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130308

56. Zachry T., Wulf G., Mercer J., Bezodis N. Increased movement accuracy and reduced EMG activity as the result of adopting an external focus of attention. Brain Research Bulletin, 2005, 67(4): 304–309. https://doi.org/10.1016/j.brainresbull.2005.06.035

57. Vance J., Wulf G., Töllner T., McNevin N., Mercer J. EMG activity as a function of the performer's focus of attention. Journal of motor behavior, 2004, 36(4): 450–459. https://doi.org/10.3200/JMBR.36.4.450-459

58. Lohse K. R., Sherwood D. E., Healy A. F. How changing the focus of attention affects performance, kinematics, and electromyography in dart throwing. Human movement science, 2010, 29(4): 542–555. https://doi.org/10.1016/j.humov.2010.05.001

59. Rissén D., Melin B., Sandsjö L., Dohns I., Lundberg U. Psychophysiological stress reactions, trapezius muscle activity, and neck and shoulder pain among female cashiers before and after introduction of job rotation. Work & Stress, 2002, 16(2): 127–137. https://doi.org/10.1080/02678370210141530

60. Wijsman J., Grundlehner B., Penders J., Hermens H. Trapezius muscle EMG as predictor of mental stress. ACM Transactions on Embedded Computing Systems, 2013, 12(4): 1–20. https://doi.org/10.1145/2485984.2485987

61. Luijcks R., Hermens H. J., Bodar L., Vossen C. J., Os Jv., Lousberg R. Experimentally induced stress validated by EMG activity. PloS one, 2014, 9(4). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0095215

62. Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С., Галой Н. Ю., Запесоцкая И. В. Окулографические показатели преобладания позитивных или негативных эмоциональных состояний. Человеческий капитал. 2020. № 9. С. 188–199. https://doi.org/10.25629/HC.2020.09.17

63. Барабанщикова В. В., Климова О. А., Ковалёв А. И., Меньшикова Г. Я. Использование параметров глазо­двигательной активности в диагностике синдрома эмоционального выгорания. Организационная психо­логия. 2019. Т. 9. № 4. С. 18–29. https://www.elibrary.ru/xmrfwu

64. Мухамедов А. М., Леонов С. В., Поликанова И. С., Чертополохов В. А., Якушина А. А., Исаев А. В., Чернозубов Д. Я., Чаирез И. О. Непараметрическая идентификация движений глаз спортсменов-­борцов с применением дифференциальной нейронной сети. Российский журнал биомеханики. 2023. Т. 27. № 2. С. 75–84. https://doi.org/10.15593/RZhBiomeh/2023.2.07

65. Игнатова Ю. П., Макарова И. И., Яковлева К. Н., Аксенова А. В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы. Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38–51. https://doi.org/10.34014/2227-1848-2019-3-38-51

66. Напалков Д. А., Коликов М. Б., Ратманова П. О. Перспективы применения психофизиологических методов в стрелковом спорте. Физиология мышечной деятельности (электронный журнал). 2009. № 1.

67. Kesek A., Zelazo P. D., Lewis M. D. The development of executive cognitive function and emotion regulation in adolescence. Adolescent emotional development and the emergence of depressive disorders, eds. Allen N. B., Sheeber L. B. Cambridge: Cambridge University Press, 2008, 135–155. https://doi.org/10.1017/CBO9780511551963.008

68. LaRocque J. J., Lewis-Peacock J. A., Drysdale A. T., Oberauer K., Postle B. R. Decoding attended information in short-term memory: An EEG study. Journal of cognitive neuroscience, 2013, 25(1): 127–142. https://doi.org/10.1162/jocn_a_00305

69. McEwen B. S., Sapolsky R. M. Stress and cognitive function. Current opinion in neurobiology, 1995, 5(2): 205–216. https://doi.org/10.1016/0959-4388(95)80028-X

70. Nikolaev A. R., Bramão I., Johansson R., Johansson M. Episodic memory formation in unrestricted viewing. NeuroImage, 2023, 266. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2022.119821

71. Foxe J. J., Simpson G. V., Ahlfors S. P. Parieto-occipital ~10 Hz activity reflects anticipatory state of visual attention mechanisms. Neuroreport, 1998, 9(17): 3929–3933. https://doi.org/10.1097/00001756-199812010-00030

72. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: A review and analysis. Brain research reviews, 1999, 29(2-3): 169–195. https://doi.org/10.1016/S0165-0173(98)00056-3

73. Klimesch W. Memory processes, brain oscillations and EEG synchronization. International Journal of Psychophysiology, 1996, 24(1-2): 61–100. https://doi.org/10.1016/S0167-8760(96)00057-8

74. Klimesch W., Sauseng P., Hanslmayr S. EEG alpha oscillations: The inhibition-timing hypothesis. Brain research reviews, 2007, 53(1): 63–88. https://doi.org/10.1016/j.brainresrev.2006.06.003

75. Bazanova O. M., Vernon D. Interpreting EEG alpha activity. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2014, 44: 94–110. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2013.05.007

76. Ellmore T. M., Ng K., Reichert C. P. Early and late components of EEG delay activity correlate differently with scene working memory performance. PloS one, 2017, 12(10). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0186072

77. Berger B., Omer S., Minarik T., Sterr A., Sauseng P. Interacting memory systems – does EEG alpha activity respond to semantic long-term memory access in a working memory task? Biology, 2014, 4(1): 1–16. http://dx.doi.org/10.3390/biology4010001

78. Jokisch D., Jensen O. Modulation of gamma and alpha activity during a working memory task engaging the dorsal or ventral stream. Journal of Neuroscience, 2007, 27(12): 3244–3251. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.5399-06.2007

79. Khader P. H., Jost K., Ranganath C., Rösler F. Theta and alpha oscillations during working-memory maintenance predict successful long-term memory encoding. Neuroscience letters, 2010, 468(3): 339–343. https://doi.org/10.1016/j.neulet.2009.11.028

80. Tuladhar A. M., Huurne N. T., Schoffelen J. M., Maris E., Oostenveld R., Jensen O. Parieto-occipital sources account for the increase in alpha activity with working memory load. Human brain mapping, 2007, 28(8): 785–792. https://doi.org/10.1002/hbm.20306

81. Bullock T., Pickett K., Salimian A., Gregory C., MacLean M. H., Giesbrecht B. Eye movements disrupt EEG alpha-band coding of behaviorally relevant and irrelevant spatial locations held in working memory. Journal of Neurophysiology, 2023, 129(5): 1191–1211. https://doi.org/10.1152/jn.00302.2021

82. Hlinka J., Alexakis C., Diukova A., Liddle P. F., Auer D. Slow EEG pattern predicts reduced intrinsic functional connectivity in the default mode network: An inter-subject analysis. Neuroimage, 2010, 53(1): 239–246. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2010.06.002

83. Kopell N., Whittington M. A., Kramer M. A. Neuronal assembly dynamics in the beta1 frequency range permits short-term memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2011, 108(9): 3779–3784. https://doi.org/10.1073/pnas.1019676108

84. Laufs H., Krakow K., Sterzer P., Eger E., Beyerle A., Salek-Haddadi A., Kleinschmitd A. Electroencephalographic signatures of attentional and cognitive default modes in spontaneous brain activity fluctuations at rest. Proceedings of the national academy of sciences, 2003, 100(19): 11053–11058. https://doi.org/10.1073/pnas.1831638100

85. Mantini D., Perrucci M. G., Del Gratta C., Romani G. L., Corbetta M. Electrophysiological signatures of resting state networks in the human brain. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2007, 104(32): 13170–13175. https://doi.org/10.1073/pnas.0700668104

86. Baumeister J., Reinecke K., Liesen H., Weiss M. Cortical activity of skilled performance in a complex sports related motor task. European journal of applied physiology, 2008, 104: 625–631. http://dx.doi.org/10.1007/s00421-008-0811-x

87. Baker S. N. Oscillatory interactions between sensorimotor cortex and the periphery. Current opinion in neurobiology, 2007, 17(6): 649–655. https://doi.org/10.1016/j.conb.2008.01.007

88. Zhang Y., Chen Y., Bressler S. L., Ding M. Response preparation and inhibition: The role of the cortical sensorimotor beta rhythm. Neuroscience, 2008, 156(1): 238–246. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2008.06.061

89. Захарьева Н. Н., Сергеева Е. Г. Методики с использованием биологической обратной связи в спортивной практике. М.: ОнтоПринт, 2021. 62 c. https://www.elibrary.ru/ptkjzw

90. Напалков Д. А., Ратманова П. О., Салихова Р. Н., Коликов М. Б. Электроэнцефалографические корреляты оптимального функционального состояния головного мозга спортсмена в стрелковом спорте. Бюллетень сибирской медицины. 2013. Т. 12. № 2. С. 219–226. https://www.elibrary.ru/qbttzt

91. Напалков Д. А., Ратманова П. О., Коликов М. Б. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка. М.: МАКС Пресс, 2009. 210 с. https://elibrary.ru/qxuftv

92. Пустовойт В. И. Скрининг психоэмоционального состояния спортсменов экстремальных видов спорта методом электроэнцефалографии. Современные вопросы биомедицины. 2022. Т. 6. № 1. https://doi.org/10.51871/2588-0500_2022_06_01_12

93. Сосуновский В. С., Загревская А. И. Влияние психорегулирующей тренировки на электроэнцефало­графическую активность головного мозга лыжников-гонщиков. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 2. С. 35–37. https://elibrary.ru/vqwsit

94. Шиян В. В., Салихова Р. Н., Напалков Д. А., Коликов М. Б., Потапович П. В. Диагностика и коррекция функционального состояния спортсмена в стрелковом спорте с использованием пульсометрии. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2011. № 2. С. 24–27. https://elibrary.ru/uutrh

95. Айзман Р. И., Головин М. С. Эффективность влияния однократной и продолжительной аудиовизуальной стимуляции на вариабельность сердечного ритма и механизмы вегетативной регуляции у спортсменов-­цикликов. Бюллетень сибирской медицины. 2014. Т. 13. № 6. С. 113–120. https://elibrary.ru/thuwkv

96. Балиоз Н. В., Архипова Е. Е., Мозолевская Н. В., Кривощеков С. Г. Электроэнцефалографические маркеры функционального состояния центральной нервной системы в спортивной практике. Ульяновский медико-биологический журнал. 2023. № 3. С. 30–48. https://doi.org/10.34014/2227-1848-2023-3-30-48

97. Сунцов С. А. Характеристика свойств внимания спортсменов-единоборцев 12 лет. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: естественные науки. 2013. № 2. С. 96–101. https://elibrary.ru/qcopuh

98. Блеер А. Н., Корнеев Д. К., Савинкина А. О. Методика диагностики распределения внимания спортсменов на симуляторе виртуальной реальности. Спортивный психолог. 2018. № 2. С. 58–63. https://elibrary.ru/yakxbz

99. Савинкина А. О., Корнеев Д. К. Апробация методики диагностики помехоустойчивости спортсменов в условиях системы виртуальной реальности. Экстремальная деятельность человека. 2018. № 3. С. 3–7. https://elibrary.ru/yakgbf

100. Амбарцумов Н. А., Блеер А. Н., Пирадов М. А., Червяков А. В., Куликова С. Н. Метод сравнительного МРТ-исследования коры головного мозга у спортсменов по стендовой стрельбе. Спортивный психолог. 2014. № 2. С. 75–79. https://elibrary.ru/swmyrv

101. Хучинский Т., Несмеянов А. А., Вильчевский Т., Мудрец Я., Вильчевска К., Леник П., Овчинников В. П., Фокин А. М., Хадарцев А. А. Неврологические подходы к системе современной спортивной подготовки и их влияние на развитие технических навыков юных спортсменов. Вестник новых медицинских технологий. 2020. № 5. С. 137–144. https://doi.org/10.24411/2075-4094-2020-16729

102. Борулько Д. Н. Расстройства когнитивных функций как последствия черепно-мозговых травм среди тайбоксеров. Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: IX Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 5 мая 2017 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 180–187. https://elibrary.ru/ymhaer


Войти или Создать
* Забыли пароль?