сотрудник с 01.01.2016 по настоящее время
Новосибирск, Новосибирская область, Россия
Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
В статье представлен обзор субъективных и объективных методов диагностики психоэмоционального состояния и сквозных когнитивных функций спортсменов. Цель – обосновать сочетанное использование психологических и психофизиологических методов диагностики психоэмоциональных состояний и когнитивных функций спортсменов. Проведен анализ ряда работ отечественных и зарубежных исследователей по вопросам изучения функционального состояния спортсменов. В результате обоснована необходимость базовой диагностики когнитивных функций, прежде всего внимания и памяти, а также психоэмоционального состояния для выстраивания оптимальной тренировочной программы спортсмена. Отмечена эффективность одновременного изучения психоэмоционального состояния и когнитивных функций как взаимосвязанных феноменов, характеризующих особенности саморегуляции спортсмена. Рассмотрены субъективные и объективные как классические, так и современные методы диагностики. Аргументированно выделены зарекомендовавшие себя инструментальные способы исследования психических функций, такие как метод оценки электрической проводимости кожи, электромиография, метод оценки вариабельности сердечного ритма. Достаточное внимание уделяется одному из наиболее доступных и информативных объективных методов оценки психических функций – оценке биоэлектрического потенциала головного мозга с помощью электроэнцефалографии. В итоге показано, что знания о показателях когнитивных особенностей электроэнцефалографии позволяют с достаточной точностью определить индивидуальные особенности сквозных когнитивных функций спортсменов и возможные нарушения. В качестве электроэнцефалографических маркеров функционального состояния спортсмена и показателей саморегуляции описаны характеристики альфа-активности ЭЭГ при различных нагрузках.
когнитивные функции, психоэмоциональное состояние, саморегуляция, спортивная деятельность, тестовые и аппаратные методы исследования
1. Камилов М. А. Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов. Вестник университета. 2014. № 17. С. 300–306. https://www.elibrary.ru/thvckz
2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45. https://www.elibrary.ru/mhuvvd
3. Пальчикова Н. Ю., Добровольский С. С., Гончар Е. А., Стёпина А. В. Взаимосвязь показателей физического и психоэмоционального состояния спортсменов в процессе выполнения высокоинтенсивной нагрузки. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-4. С. 36–37. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.128
4. Савинкина А. О., Сопов В. Ф. Влияние методики тренировки внимания на соревновательные результаты юных спортсменов. Спортивный психолог. 2016. № 3. С. 34–38. https://www.elibrary.ru/yneqvb
5. Сагова З. А., Донцов Д. А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов. Национальный психологический журнал. 2018. № 4. С. 96–108. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0409
6. Уляева Л. Г., Мельник Е. В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 2. С. 298–303. https://www.elibrary.ru/xxzmzb
7. Федотова И. В., Стаценко М. Е. Сравнительная оценка психоэмоционального состояния и уровня стрессогенности у бывших и действующих спортсменов. Вестник новых медицинских технологий. 2009. Т. 16. № 4. С. 95–96.
8. Фомина Е. В., Оленко Е. С., Кодочигова А. И., Филиппов Д. Ю. Влияние стресса на когнитивные способности здорового человека: нейрофизиологические аспекты. Психосоматические и интегративные исследования. 2019. Т. 5. № 4. С. 1–4. https://www.elibrary.ru/ihlwfb
9. Кутишенко А. В., Шадрина И. В. Психосоматические расстройства, алекситимия и спортивная деятельность. Теория и практика физической культуры. 2008. № 4. С. 35–39. https://www.elibrary.ru/nbmjjp
10. Волков Д. Н., Сафонов В. К. Ошибки внимания в спорте: теория и практика. Спортивный психолог. 2013. № 3. С. 10–13. https://www.elibrary.ru/szoqzl
11. Еремеев С. И., Еремеева О. В., Кормилец В. С. Динамика активности модуляторов ритма мозга у спортсменов в соревновательном периоде макроцикла по данным спектрального анализа количественных электроэнцефалограмм и ее регуляция средствам нейробиоуправления. Вестник Югорского государственного университета. 2008. № 4. С. 35–43. https://www.elibrary.ru/oqqnxr
12. Зайнулин М. Н. Содержание понятий концентрации и деконцентрации внимания в спорте. Экстремальная деятельность человека. 2016. № 1. С. 34–36. https://www.elibrary.ru/yqhufr
13. Харина И. Ф., Звягина Е. В., Макунина О. А. Методы изучения свойств внимания у студентов-спортсменов. Актуальные вопросы реабилитации, лечебной и адаптивной физической культуры и спортивной медицины: Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 5–6 июня 2018 г.) Челябинск: УралГУФК, 2018. С. 388–390. https://www.elibrary.ru/xzxywl
14. Бочавер К. А., Довжик Л. М., Тер-Минасян А. А. К вопросу о концентрации внимания в спортивном скалолазании. Спортивный психолог. 2015. № 1. С. 55–61. https://www.elibrary.ru/yavkqp
15. Коробейникова Е. Ю., Леонов С. В., Поликанова И. С. Психологические особенности внимания у стрелков из лука. Национальный психологический журнал. 2017. № 2. С. 35–45. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0205
16. Марков К. К., Николаева О. О. Совершенствование качеств внимания игроков в современном волейболе. Фундаментальные исследования. 2013. № 6-1. С. 164–168. https://www.elibrary.ru/pygjfz
17. Белоусова Е. В., Белоусова А. Д., Джорджевич О. Ю., Прокофьева С. Г., Копкарёва О. О. Особенности свойств внимания у юных хоккеистов 12–13 лет и 14–15. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2020. № 3. С. 7–13. https://doi.org/10.26456/vtbio155
18. Савинкина А. О., Сопов В. Ф. Экспериментальная оценка эффективности применения психологических методов развития внимания в спорте. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 10. С. 385–390. https://www.elibrary.ru/vlowjm
19. Сафонов В. К., Сопов В. Ф., Мирошников С. А. Ошибки внимания или особенности концентрации внимания. Спортивный психолог. 2015. № 3. С. 21–26. https://www.elibrary.ru/veeygf
20. Антипова О. С., Харитонова Л. Г. Особенности нейро-психо-вегетативной сферы спортсменов на разных этапах подготовки. Рудиковские чтения–2015: XI Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 3–4 июня 2015 г.) М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 146–149. https://elibrary.ru/xavtub
21. Долганина О. А. Влияние уровня тревожности на характеристики памяти, внимания и восприятия. Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология: II Регион. науч.-практ. конф. (Красноярск, 26 апреля 2011 г.) Красноярск: СФУ, 2011. URL: https://conf. sfu-kras.ru/552/participant/1156 (дата обращения: 14.01.2024).
22. Николаева Е. Н., Колосова О. Н., Васильева Л. Э., Васильев А. А. Внимание как когнитивная функция в зависимости от личностно-эмоциональных параметров организма. Образовательный вестник Сознание. 2019. Т. 21. № 8. С. 33–38. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-33-38
23. Николаева Е. Н., Колосова О. Н. Оценка когнитивных функций и психоэмоционального состояния студентов в условиях Севера. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2021. № 4. С. 22–28. https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.25.4.003
24. Рябцев С. М., Корепанов А. Л., Кажарская О. Н., Кондрашихина О. А., Жмурова Т. А. Аттенционные характеристики спортсменов высокого класса, занимающихся пулевой и стендовой стрельбой. Мир педагогики и психологии. 2021. № 7. С. 27–36. https://www.elibrary.ru/iesjvl
25. Bashivan P., Bidelman G. M., Yeasin M. Spectrotemporal dynamics of the EEG during working memory encoding and maintenance predicts individual behavioral capacity. European Journal of Neuroscience, 2014, 40(12): 3774–3784. https://doi.org/10.1111/ejn.12749
26. Klimesch W. EEG-alpha rhythms and memory processes. International Journal of Psychophysiology, 1997, 26(1-3): 319–340. https://doi.org/10.1016/S0167-8760(97)00773-3
27. Mathews A. Why worry? The cognitive function of anxiety. Behaviour Research and Therapy, 1990, 28(6): 455–468. https://doi.org/10.1016/0005-7967(90)90132-3
28. Smith T. W., Deits-Lebehn C., Williams P. G., Baucom B. R. W., Uchino B. N. Toward a social psychophysiology of vagally mediated heart rate variability: Concepts and methods in self-regulation, emotion, and interpersonal processes. Social and Personality Psychology Compass, 2020, 14(3). https://doi.org/10.1111/spc3.12516
29. Антипова О. С., Харитонова Л. Г. Психофизиологический статус спортсменов на разных этапах подготовки в ДЮСШ. Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 92–97. https://www.elibrary.ru/vhnvzh
30. Антипова О. С., Харитонова Л. Г. Психофизиологические особенности спортсменов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта. Физкультурное образование Сибири. 2014. № 1. С. 73–76. https://www.elibrary.ru/tfxhsr
31. Шанин В. Ю., Коровин А. Е., Вейс И. Е. Патогенез расстройств внимания и памяти в раннем посттравматическом периоде. Медицинский академический журнал. 2003. Т. З. № 4. С. 141–142.
32. Цехмейструк Е. А., Козлова Н. В. Когнитивная тренировка как психологическое средство восстановления у детей-спортсменов в тренировочном периоде. Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 35–44. https://www.elibrary.ru/iuumzi
33. Чайников П. Н., Соломатина Н. В., Черкасова В. Г., Кулеш А. М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности. Таврический журнал психиатрии. 2015. Т. 19. № 1. С. 55–60. https://www.elibrary.ru/vbeyxb
34. Стаценко Е. А., Варди Х., Глебова И. В., Саркисян М. А., Чарыкова И. А., Цвирко Д. Н. Уровень тревожности у спортсменов разного пола и разных видов спорта. Доктор.Ру. 2018. № 9. С. 55–58. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2018-153-9-55-58
35. Болдов А. С., Гусев А. В., Карпов В. Ю., Пучкова Н. Г., Кашенков Ю. Б. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 9. С. 321–325. https://www.elibrary.ru/vbmknq
36. Дихорь В. А., Батугин А. А., Буркова А. М., Шамов С. В. Первичная диагностика психоэмоциональных состояний спортсменов сборной России по керлингу на колясках. Теория и практика физической культуры. 2022. № 11. С. 6–7. https://www.elibrary.ru/xzfbbk
37. Рассохатская Л. В., Богданович Н. Г., Воробьева Е. В. Синдром эмоционального выгорания у спорсменов-стрелков: личностные факторы, способствующие его развитию, способы профилактики. Экстремальная деятельность человека. 2017. № 5. С. 72–77. https://www.elibrary.ru/yakgrv
38. Байковский Ю. В., Савинкина А. О., Ковалева А. В. Методы диагностики предстартовых состояний спортсменов. Спортивный психолог. 2018. № 1. С. 74–79. https://www.elibrary.ru/xrvnzr
39. Распопин Е. В. Методы изучения и оценки психических состояний. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 4. С. 129–137. https://www.elibrary.ru/xdzcab
40. Бруннер Е. Ю. Новые возможности диагностики внимания по корректурной пробе на основе офтальмологических колец Е. Ландольта. Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 364–372. https://www.elibrary.ru/unfkpv
41. Калмыков С. Г., Фролов М. Ю. Развитие внимания в процессе занятий лыжными гонками и биатлоном. Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2020. № S2. С. 191–197. https://www.elibrary.ru/pktwla
42. Павлова А. Д., Протодьяконова М. Н., Горохова Г. Г. Выявление концентрации внимания у начинающих стрелков. Теория и практика физической культуры. 2020. № 9. С. 82–83. https://www.elibrary.ru/zonxqj
43. Кажарская О. Н., Кондрашихина О. А. Психологический тренинг как метод развития аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе. Перспективы науки и образования. 2022. № 3. С. 523–539. https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.30
44. Маньшин Б. Г., Гаранин С. А., Федореева Е. А. Развития внимания в женском футболе. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8. С. 194–198. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p194-198
45. Павлова А. Д., Неустроева Е. А., Филиппов А. В. Определение взаимосвязи уровня личностной тревожности и помехоустойчивости у стрелков из пневматического оружия разных групп подготовки. Теория и практика физической культуры. 2019. № 7. С. 46–48. https://www.elibrary.ru/ztosjv
46. Рогулева Л. Г., Корягина Ю. В., Замчий Т. П. Оптимизация восстановительных процессов у борцов и спортсменов силовых видов спорта методом транскраниальной электростимуляции. Олимпийский спорт и спорт для всех: конф. (Ереван, 6–9 октября 2015 г.) Ереван: АГИФК, 2015. С. 550–553. https://www.elibrary.ru/vahqrd
47. Тинькова З. С., Тиньков И. В., Макеева В. С. Методика развития внимания спортсмена на основе дифференциации модальности восприятия информации. Спортивно-педагогическое образование. 2020. № 2. С. 33–39. https://www.elibrary.ru/ntxbbt
48. Харина И. Ф., Звягина Е. В., Быков Е. В., Макунина О. А. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 3. С. 181–197. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1803.13
49. Бочавер К. А., Довжик Л. М., Балакшина М. Д. Апробация Оттавского теста ментальных навыков OMSAT. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8. С. 343–349. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p343-349
50. Мажирина К. Г., Первушина О. Н., Джафарова О. А. Толерантность к неопределенности и эффективность обучения студентов саморегуляции. Психология обучения. 2011. № 7. С. 17–25. https://www.elibrary.ru/ocrkpl
51. Мажирина К. Г., Джафарова О. А., Фрезе В. Р. Типологизация профилей индивидуальной динамики саморегуляции при помощи технологии компьютерного игрового биоуправления. Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9. № 2. С. 119–124. https://www.elibrary.ru/kkxvra
52. Мажирина К. Г., Первушина О. Н., Джафарова О. А. Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310. С. 169–173. https://www.elibrary.ru/jscqvx
53. Butler E. A., Wilhelm F. H., Gross J. J. Respiratory sinus arrhythmia, emotion, and emotion regulation during social interaction. Psychophysiology, 2006, 43(6): 612–622. https://doi.org/10.1111/j.1469-8986.2006.00467.x
54. Kim S., Zemon V., Lehrer P., McCraty R., Cavallo M. M., Raghavan P., Ginsberg J., Foley F. W. Emotion regulation after acquired brain injury: A study of heart rate variability, attentional control, and psychophysiology. Brain injury, 2019, 33(8): 1012–1020. https://doi.org/10.1080/02699052.2019.1593506
55. Волов В. В., Залевский Г. В. Аналитический метод оценки психоэмоционального состояния. Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 3. С. 105–117. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130308
56. Zachry T., Wulf G., Mercer J., Bezodis N. Increased movement accuracy and reduced EMG activity as the result of adopting an external focus of attention. Brain Research Bulletin, 2005, 67(4): 304–309. https://doi.org/10.1016/j.brainresbull.2005.06.035
57. Vance J., Wulf G., Töllner T., McNevin N., Mercer J. EMG activity as a function of the performer's focus of attention. Journal of motor behavior, 2004, 36(4): 450–459. https://doi.org/10.3200/JMBR.36.4.450-459
58. Lohse K. R., Sherwood D. E., Healy A. F. How changing the focus of attention affects performance, kinematics, and electromyography in dart throwing. Human movement science, 2010, 29(4): 542–555. https://doi.org/10.1016/j.humov.2010.05.001
59. Rissén D., Melin B., Sandsjö L., Dohns I., Lundberg U. Psychophysiological stress reactions, trapezius muscle activity, and neck and shoulder pain among female cashiers before and after introduction of job rotation. Work & Stress, 2002, 16(2): 127–137. https://doi.org/10.1080/02678370210141530
60. Wijsman J., Grundlehner B., Penders J., Hermens H. Trapezius muscle EMG as predictor of mental stress. ACM Transactions on Embedded Computing Systems, 2013, 12(4): 1–20. https://doi.org/10.1145/2485984.2485987
61. Luijcks R., Hermens H. J., Bodar L., Vossen C. J., Os Jv., Lousberg R. Experimentally induced stress validated by EMG activity. PloS one, 2014, 9(4). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0095215
62. Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С., Галой Н. Ю., Запесоцкая И. В. Окулографические показатели преобладания позитивных или негативных эмоциональных состояний. Человеческий капитал. 2020. № 9. С. 188–199. https://doi.org/10.25629/HC.2020.09.17
63. Барабанщикова В. В., Климова О. А., Ковалёв А. И., Меньшикова Г. Я. Использование параметров глазодвигательной активности в диагностике синдрома эмоционального выгорания. Организационная психология. 2019. Т. 9. № 4. С. 18–29. https://www.elibrary.ru/xmrfwu
64. Мухамедов А. М., Леонов С. В., Поликанова И. С., Чертополохов В. А., Якушина А. А., Исаев А. В., Чернозубов Д. Я., Чаирез И. О. Непараметрическая идентификация движений глаз спортсменов-борцов с применением дифференциальной нейронной сети. Российский журнал биомеханики. 2023. Т. 27. № 2. С. 75–84. https://doi.org/10.15593/RZhBiomeh/2023.2.07
65. Игнатова Ю. П., Макарова И. И., Яковлева К. Н., Аксенова А. В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы. Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38–51. https://doi.org/10.34014/2227-1848-2019-3-38-51
66. Напалков Д. А., Коликов М. Б., Ратманова П. О. Перспективы применения психофизиологических методов в стрелковом спорте. Физиология мышечной деятельности (электронный журнал). 2009. № 1.
67. Kesek A., Zelazo P. D., Lewis M. D. The development of executive cognitive function and emotion regulation in adolescence. Adolescent emotional development and the emergence of depressive disorders, eds. Allen N. B., Sheeber L. B. Cambridge: Cambridge University Press, 2008, 135–155. https://doi.org/10.1017/CBO9780511551963.008
68. LaRocque J. J., Lewis-Peacock J. A., Drysdale A. T., Oberauer K., Postle B. R. Decoding attended information in short-term memory: An EEG study. Journal of cognitive neuroscience, 2013, 25(1): 127–142. https://doi.org/10.1162/jocn_a_00305
69. McEwen B. S., Sapolsky R. M. Stress and cognitive function. Current opinion in neurobiology, 1995, 5(2): 205–216. https://doi.org/10.1016/0959-4388(95)80028-X
70. Nikolaev A. R., Bramão I., Johansson R., Johansson M. Episodic memory formation in unrestricted viewing. NeuroImage, 2023, 266. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2022.119821
71. Foxe J. J., Simpson G. V., Ahlfors S. P. Parieto-occipital ~10 Hz activity reflects anticipatory state of visual attention mechanisms. Neuroreport, 1998, 9(17): 3929–3933. https://doi.org/10.1097/00001756-199812010-00030
72. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: A review and analysis. Brain research reviews, 1999, 29(2-3): 169–195. https://doi.org/10.1016/S0165-0173(98)00056-3
73. Klimesch W. Memory processes, brain oscillations and EEG synchronization. International Journal of Psychophysiology, 1996, 24(1-2): 61–100. https://doi.org/10.1016/S0167-8760(96)00057-8
74. Klimesch W., Sauseng P., Hanslmayr S. EEG alpha oscillations: The inhibition-timing hypothesis. Brain research reviews, 2007, 53(1): 63–88. https://doi.org/10.1016/j.brainresrev.2006.06.003
75. Bazanova O. M., Vernon D. Interpreting EEG alpha activity. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2014, 44: 94–110. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2013.05.007
76. Ellmore T. M., Ng K., Reichert C. P. Early and late components of EEG delay activity correlate differently with scene working memory performance. PloS one, 2017, 12(10). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0186072
77. Berger B., Omer S., Minarik T., Sterr A., Sauseng P. Interacting memory systems – does EEG alpha activity respond to semantic long-term memory access in a working memory task? Biology, 2014, 4(1): 1–16. http://dx.doi.org/10.3390/biology4010001
78. Jokisch D., Jensen O. Modulation of gamma and alpha activity during a working memory task engaging the dorsal or ventral stream. Journal of Neuroscience, 2007, 27(12): 3244–3251. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.5399-06.2007
79. Khader P. H., Jost K., Ranganath C., Rösler F. Theta and alpha oscillations during working-memory maintenance predict successful long-term memory encoding. Neuroscience letters, 2010, 468(3): 339–343. https://doi.org/10.1016/j.neulet.2009.11.028
80. Tuladhar A. M., Huurne N. T., Schoffelen J. M., Maris E., Oostenveld R., Jensen O. Parieto-occipital sources account for the increase in alpha activity with working memory load. Human brain mapping, 2007, 28(8): 785–792. https://doi.org/10.1002/hbm.20306
81. Bullock T., Pickett K., Salimian A., Gregory C., MacLean M. H., Giesbrecht B. Eye movements disrupt EEG alpha-band coding of behaviorally relevant and irrelevant spatial locations held in working memory. Journal of Neurophysiology, 2023, 129(5): 1191–1211. https://doi.org/10.1152/jn.00302.2021
82. Hlinka J., Alexakis C., Diukova A., Liddle P. F., Auer D. Slow EEG pattern predicts reduced intrinsic functional connectivity in the default mode network: An inter-subject analysis. Neuroimage, 2010, 53(1): 239–246. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2010.06.002
83. Kopell N., Whittington M. A., Kramer M. A. Neuronal assembly dynamics in the beta1 frequency range permits short-term memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2011, 108(9): 3779–3784. https://doi.org/10.1073/pnas.1019676108
84. Laufs H., Krakow K., Sterzer P., Eger E., Beyerle A., Salek-Haddadi A., Kleinschmitd A. Electroencephalographic signatures of attentional and cognitive default modes in spontaneous brain activity fluctuations at rest. Proceedings of the national academy of sciences, 2003, 100(19): 11053–11058. https://doi.org/10.1073/pnas.1831638100
85. Mantini D., Perrucci M. G., Del Gratta C., Romani G. L., Corbetta M. Electrophysiological signatures of resting state networks in the human brain. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2007, 104(32): 13170–13175. https://doi.org/10.1073/pnas.0700668104
86. Baumeister J., Reinecke K., Liesen H., Weiss M. Cortical activity of skilled performance in a complex sports related motor task. European journal of applied physiology, 2008, 104: 625–631. http://dx.doi.org/10.1007/s00421-008-0811-x
87. Baker S. N. Oscillatory interactions between sensorimotor cortex and the periphery. Current opinion in neurobiology, 2007, 17(6): 649–655. https://doi.org/10.1016/j.conb.2008.01.007
88. Zhang Y., Chen Y., Bressler S. L., Ding M. Response preparation and inhibition: The role of the cortical sensorimotor beta rhythm. Neuroscience, 2008, 156(1): 238–246. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2008.06.061
89. Захарьева Н. Н., Сергеева Е. Г. Методики с использованием биологической обратной связи в спортивной практике. М.: ОнтоПринт, 2021. 62 c. https://www.elibrary.ru/ptkjzw
90. Напалков Д. А., Ратманова П. О., Салихова Р. Н., Коликов М. Б. Электроэнцефалографические корреляты оптимального функционального состояния головного мозга спортсмена в стрелковом спорте. Бюллетень сибирской медицины. 2013. Т. 12. № 2. С. 219–226. https://www.elibrary.ru/qbttzt
91. Напалков Д. А., Ратманова П. О., Коликов М. Б. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка. М.: МАКС Пресс, 2009. 210 с. https://elibrary.ru/qxuftv
92. Пустовойт В. И. Скрининг психоэмоционального состояния спортсменов экстремальных видов спорта методом электроэнцефалографии. Современные вопросы биомедицины. 2022. Т. 6. № 1. https://doi.org/10.51871/2588-0500_2022_06_01_12
93. Сосуновский В. С., Загревская А. И. Влияние психорегулирующей тренировки на электроэнцефалографическую активность головного мозга лыжников-гонщиков. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 2. С. 35–37. https://elibrary.ru/vqwsit
94. Шиян В. В., Салихова Р. Н., Напалков Д. А., Коликов М. Б., Потапович П. В. Диагностика и коррекция функционального состояния спортсмена в стрелковом спорте с использованием пульсометрии. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2011. № 2. С. 24–27. https://elibrary.ru/uutrh
95. Айзман Р. И., Головин М. С. Эффективность влияния однократной и продолжительной аудиовизуальной стимуляции на вариабельность сердечного ритма и механизмы вегетативной регуляции у спортсменов-цикликов. Бюллетень сибирской медицины. 2014. Т. 13. № 6. С. 113–120. https://elibrary.ru/thuwkv
96. Балиоз Н. В., Архипова Е. Е., Мозолевская Н. В., Кривощеков С. Г. Электроэнцефалографические маркеры функционального состояния центральной нервной системы в спортивной практике. Ульяновский медико-биологический журнал. 2023. № 3. С. 30–48. https://doi.org/10.34014/2227-1848-2023-3-30-48
97. Сунцов С. А. Характеристика свойств внимания спортсменов-единоборцев 12 лет. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: естественные науки. 2013. № 2. С. 96–101. https://elibrary.ru/qcopuh
98. Блеер А. Н., Корнеев Д. К., Савинкина А. О. Методика диагностики распределения внимания спортсменов на симуляторе виртуальной реальности. Спортивный психолог. 2018. № 2. С. 58–63. https://elibrary.ru/yakxbz
99. Савинкина А. О., Корнеев Д. К. Апробация методики диагностики помехоустойчивости спортсменов в условиях системы виртуальной реальности. Экстремальная деятельность человека. 2018. № 3. С. 3–7. https://elibrary.ru/yakgbf
100. Амбарцумов Н. А., Блеер А. Н., Пирадов М. А., Червяков А. В., Куликова С. Н. Метод сравнительного МРТ-исследования коры головного мозга у спортсменов по стендовой стрельбе. Спортивный психолог. 2014. № 2. С. 75–79. https://elibrary.ru/swmyrv
101. Хучинский Т., Несмеянов А. А., Вильчевский Т., Мудрец Я., Вильчевска К., Леник П., Овчинников В. П., Фокин А. М., Хадарцев А. А. Неврологические подходы к системе современной спортивной подготовки и их влияние на развитие технических навыков юных спортсменов. Вестник новых медицинских технологий. 2020. № 5. С. 137–144. https://doi.org/10.24411/2075-4094-2020-16729
102. Борулько Д. Н. Расстройства когнитивных функций как последствия черепно-мозговых травм среди тайбоксеров. Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: IX Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 5 мая 2017 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 180–187. https://elibrary.ru/ymhaer