студент
В статье представлены результаты исследования стресса, копинговых стратегий в процессе формирования профессиональной идентичности студентов Уральского Федерального Университета и влияние на исследуемые параметры их жизнестойкости. Уровень стресса измерялся с помощью различных опросников. Копинговые стратегии исследовались по методике WCQ Р. Лазаруса и С. Фолкмана, жизнестойкость и ее компоненты — с помощью опросника С. Мадди, статусы профессиональной идентичности — методикой А.А. Азбель. Анализ результатов выявил средний и низкий уровень стресса у студентов, однако показал значительное использование не адаптивных стратегий совладания со стрессом. Корреляционный анализ показал сильную связь показателей уровня стресса, измеренных различными методиками, между собой. Степень напряжения ряда копинговых стратегий показали значимую связь с уровнем стресса, с показателем жизнестойкости и представленностью отдельных статусов профессиональной идентичности по методике А.А. Азбель. По данным корреляционного анализа было установлено также, что стресс, накопленный за счет проблемных ситуаций за год (опросник Холмса-Раге), способствует наличию статуса неопределенной (диффузной) профидентичности. Даны рекомендации по минимизации стрессовой нагрузки в процессе профессионального становления студентов.
стресс, нервно-психическая устойчивость, жизнестойкость, копинг-стратегии, статусы профессиональной идентичности
1. Кульчицкая Е.В. Подходы к управлению организационными и внеорганизационными стрессами в условиях гигэкономики и прекаризации трудовых отношений // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 2023. Т. 12. № 6. С. 34–39.
2. Чуланова О.Л., Санайков В.Р. Операционализация профессионального выгорания персонала в условиях удаленной работы и гибридного офиса // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 2023. Т. 12. № 2. С. 107–114.
3. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 131–143.
4. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 212–242.
5. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. Ярославль, 2001.
6. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. L.: Faber Identity in adolescence // Abelson. J (ed). Handbook of abolescent psychology.: N.Y.: J Wiley, 1980
7. Поваренков Ю.П. Системогенетический подход к характеристике профессионального самоопределения личности. Системогенез учебной и профессиональной деятельности // Материалы III всероссийской научно-практической конференции под ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль 09–10 октября 2007. М.: «Канцлер». С. 13–18.
8. Азбель А.А., Грецов А.Г. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
9. Maddi Salvatore R., Khoshaba Deborah M. Hardiness and Mental Health / S.R. Maddi // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. V. 63 (No. 2). — P. 265–274.
10. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H.S. Friedman (Ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998 b. P. 323–335.
11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестой кости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
12. Яцкова А.В., Яворская М.В. Связь жизнестойкости и способов совладания со стрессом (копинг-стратегии) у студентов специальности клиническая психология ТГМУ // Электронный журнал «Столица Науки» ИЮНЬ 6(23) URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43780382_ 90716226.pdf (Дата обращения: 19.02.2024).
13. Магера Т.Н. Конструктивные стратегии преодолевающего поведения как условие качественного менеджмента // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Москва 18–19 декабря 2014: издательство Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Институт управления и права». 2014. С. 108–118.
14. Сыманюк Э.Э., Оконечникова Л.В., Малова Е.С. Исследование учебного стресса и его связь с успеваемостью у учащихся старших классов // Педагогическая статистика. 2019. № 8. С. 42–49.
15. Ермакова Е.С. Жизнестойкость, копинг-стратегии и стрессоустойчивость врачей // Вестник психофизиологии 2021. № 1. С. 39–47.
16. Продовикова А.Г., Тендрякова К.Д. Синдром эмоционального выгорания, жизнестойкость и смысложизненные ориентации работников сферы здравоохранения // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020. № 1 (4). С. 424–442.