Электронный учебник по высшей математике на основе визуализации учебного контента
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования ставит одной из задач создание цифровых образовательных сервисов, позволяющих реализовывать индивидуальные траектории обучения. Согласно этой цели, должен меняться и главный содержательный компонент учебного процесса – учебник. Начиная с перехода учебной литературы в электронную форму, педагогическим сообществом разрабатываются теоретические основания и технологии проектирования электронных учебников новых форматов. Использование цифровых инструментов позволяет создать различные типы учебников по одной дисциплине, отличающиеся целями, глубиной и целевой аудиторией. Такой подход способствует индивидуализации обучения. В статье представлен формат электронной учебной литературы, основанный на визуализации учебного контента и дозируемости информации. Эту идею воплотили в учебниках по математике для студентов баклавариата первого курса «Линейная алгебра ПРОСТО! и «Математический анализ ПРОСТО!». Опыт внедрения их в образовательный процесс показал востребованность студентами для самоподготовки, в большей степени студентами, которые испытывают сложности в освоении высшей математики. Описанный формат может быть использован для создания электронных учебников по различным дисциплинам и будет полезен студентам заочной формы обучения, иностранным студентам и студентам с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:
цифровизация образования, личностно-ориентированное обучение, индивидуальные траектории, электронный учебник, визуализация учебного контента, пошаговое решение задач высшей математики
Список литературы

1. Босов А.В., Мартюшова Я.Г., Наумов А.В. Особенности формирования контента электронных учебников на основе дидактических принципов их конструирования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1, № 4 (85). – С. 34–45. DOIhttps://doi.org/10.24412/2224–0772–2022–85–34–45.

2. Бурак Г.Г. Подготовка учебника нового формата // Вестник ВГМУ. – 2013. – №4. – С. 146–150. URL: https://vestnik.vsmu.by/archive/2013/12-4/2013n4-146-150.html (дата обращения: 26.04.2024).

3. Давыдова О.В. Современный учебник для вузов: компетентностный подход // Вестник ГУУ. 2013. – № 15. – С. 166–174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-uchebnikdlya-vuzov-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 26.04.2024).

4. Ершова Ю.А. Современное состояние и перспективы развития электронного книгоиздания для высшей школы России // Научная периодика: проблемы и решения. – 2017. – Т. 7, № 2. – С. 103–116. URL: https://nppir.ru/PDF/03NP217.pdf (дата обращения: 26.04.2024).

5. Коннова Л.П,. Липатов В.А, Сирбиладзе К.К., Степанян И.К. Цифровые ресурсы как средство поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2022. – № 2(66). – С. 59–64. DOIhttps://doi.org/10.52452/18115942_2022_2_59.

6. Коннова Л.П. Линейная алгебра просто! : Учебник для бакалавриата / Л.П. Коннова, И.К. Степанян. – М.: Прометей, 2022. – 570 с.

7. Коннова Л.П. Математический анализ просто! : учебник / Л.П. Коннова, И.К. Степанян. – М.: Прометей, 2023. – 1256 с.

8. Мартюшова Я.Г. Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 5 (54). С. 151–165. DOIhttps://doi.org/10.24411/2224-0772-2018-00010.

9. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утв. Правительством РФ 10.04.2023 № 3838пП8). URL: https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-ivedomstv/mezhvedomstvennyy-kompleksnyy-planmeropriyatiy-po-povysheniyu-dostupnosti-srednegoprofessionalnogo-i-/ (дата обращения: 26.04.2024).

10. Мендубаева З.А. Технология проектирования содержания и структуры учебника нового формата // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 8 (123). – С. 151–156. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?Year=2012&issue=8&article_id=3596 (дата обращения: 26.04.2024).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». URL: http://government.ru/docs/all/149993/ (дата обращения: 26.04.2024).

12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL: https://rg.ru/documents/2014/03/12/obr-dok.html?ysclid=lvdqd0jxdb17087740 (дата обращения: 26.04.2024).

13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.10.2023 № 998 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке». URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2023/11/23/76040_e19.pdf (дата обращения: 26.04.2024).

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 3759-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/View/0001202112250002?index=1 (дата обращения: 26.04.2024).

15. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5 dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения:26.04.2024).

16. Хуторской А.В. Принципы создания электронного учебника личностно-ориентированного типа // Вестник Института образования человека. 2013. – № 2. – С. 13. URL: https://eidos-institute.ru/journal/2013/200/Eidos-Vestnik2013-213-Khutorskoy.pdf3596 (дата обращения: 26.04.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?