ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В статье проведен анализ агропродовольственной политики Рязанской области в контексте реализации стратегических приоритетов государства по обеспечению продовольственной безопасности. Информационной базой исследования явились материалы статистических сборников Росстата, Рязаньстата; Постановления и Распоряжения Правительства РФ и Рязанской области, касаемые вопросов продовольственной безопасности; данные отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области. Проведен анализ эффективности исполнения региональной государственной программы «Развитие АПК» в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в динамике за пять лет. Выявлено достижение целевых индикаторов программы по большинству заявленных показателей. Обозначены основные проблемы региона в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе
продовольственная безопасность, агропродовольственная политика, государственная программа развития АПК, ключевые индикаторы исполнения программы
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р, устанавливает основные приоритеты в сфере государственной агропродовольственной политики, которые направлены, прежде всего, на обеспечение продовольственной безопасности страны и каждого региона.Агропродовольственная политика регионов должна выстраиваться с учетом этих приоритетов государства на основе комплексного анализа проблем и тенденций развития АПК в условиях современной рыночной экономики [1-5, 14]. Рассмотрим с этих позиций агропродовольственную политику Рязанской областив динамике последних лет.
Рязанская область является одним из крупнейших регионов Европейской части России с достаточно высоким сельскохозяйственным потенциалом. По объему произведенной сельскохозяйственной продукции в 2022 году область заняла 9-е место из 18 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального Федерального округа [9].
С целью реализации основных приоритетов государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности в регионе разработана государственная программа «Развития агропромышленного комплекса» (Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 № 357 в редакции Распоряжения Правительства Рязанской области от 09.02.2024 N 63-р), направленная на широкую поддержку развития всех подкомплексов АПК.В программе обозначены стратегические приоритеты развития АПК региона на период до 2030 года с учетом основных параметров федеральной «Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717).
Основными целями региональной программы развития АПК является «создание условий для эффективного развития производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента и улучшения её качества на основе комплексной модернизации производства» [7].
На развитиеАПК области за весь период реализации региональной программы (с 2013 по 2030 годы) предусмотрено привлечение средств в объеме 32,7млрд. рублей, из которых 21,9 млрд. рублей – это средства из федерального бюджета; 10,8 млрд. рублей – средства областного бюджета. Выполнение задач, поставленных в программе, должно способствовать повышению устойчивости регионального рынка сельскохозяйственной продукции, и в конечном итоге решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона.
В Таблице 1 проведен анализ эффективности исполнения региональной программы «Развития АПК» в 2018-2022 годах в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Как видим, в отрасли растениеводства наблюдался устойчивый рост посевных площадей зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур, значительно опережающий целевые индикаторы эффективности исполнения программы по данному показателю. Это закономерно приводило к росту производства данных культур. При этом ежегодные объемы производства зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий опережали плановые показатели исследуемого периода на 4,5 – 56,6 %; масличных культур – на 50,9 – 97,4 % (за исключением 2018 г.).
Столь существенный рост объемов производства растениеводческой продукции происходил как за счет эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, так и за счет внедрения более эффективных технологий.
В регионе стабильно развивалось собственное производство овощей, ежегодные валовые сборы которых были не ниже плановых показателей, заложенных в Программе, на протяжении всего исследуемого периода (за исключением 2022 г.). При этом значительное внимание уделялось развитию овощеводства защищенного грунта. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ежегодные объемы производства овощей в защищенном грунте достигли 9 тысяч тонн [6]. Ликвидация сезонности снабжения населения овощами является одним из важнейших приоритетов государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности регионов.
Вместе с тем не достигнуты целевые индикаторы в производстве плодово-ягодной продукции. Суммарная площадь закладки многолетних плодово-ягодных насаждений за пять исследуемых лет составила всего лишь 59,6% от плановых показателей. В итоге валовые сборы плодов и ягод в общественном секторе были нестабильны и в отдельные годы существенно отставали от плановых показателей (в 2020 г. – на 32,5%, в 2022 г. – на 19,2 %). Как было показано в предыдущих работах автора, Рязанская область далека еще от достижения порогового уровня самообеспечения по плодово-ягодной продукции, установленному в новой редакции «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. №20) [9]. К сожалению, следует признать, что основная нагрузка по обеспечению населения региона фруктами и ягодами до сих пор остается на частном секторе, также слишком высока еще импортозависимость в данной отрасли [11].
Таблица 1 – Анализ выполнения государственной программы Рязанской области"Развитие агропромышленного комплекса" в 2018-2022 гг.
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||||||||||
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
|||
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства |
|||||||||||||||||
Посевные площади зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур, тыс. га |
- |
877,4 |
- |
- |
946,9 |
- |
896,9 |
998,8 |
111,4 |
900,0 |
1062,2 |
118,0 |
911,7 |
1115,7 |
122,4 |
||
Площадь закладки многолетних насаждений, тыс. га |
0,04 |
0,083
|
207,5 |
0,045 |
0,147 |
326,7 |
0,05 |
0,112 |
224,0 |
0,376 |
0,095 |
25,3 |
0,348
|
0,075
|
21,6
|
||
Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн: - зерновых и зернобобовых - масличных культур - картофеля - сахарной свеклы - овощей |
1539,3 145 365 255 82,5 |
1609,1 111,8 321,7 232,2 84,4 |
104,5 77,1 88,1 91,1 102,3 |
1581,2 148 325 260,1 83 |
2047,6 223,4 334,2 370,8 92,1 |
129,5 150,9 102,8 142,6 111,0 |
1917,5 200,6 327 252 83 |
2793,7 331,3 226,8 203,2 85,2 |
145,7 165,2 69,4 80,6 102,7 |
1938,1 219,0 330 255 83,1 |
2236,5 336,7 240,6 218,2 83,1 |
115,4 153,7 72,9 85,6 100 |
1957,4 239,5 332 257 83,8 |
3065,6 472,8 204,3 344,7 76,5 |
156,6 197,4 61,5 134,1 91,3 |
||
Валовые сборы плодов и ягод в общественном секторе, тыс. тонн |
1,9 |
2,4 |
126,3 |
1,9 |
2,4 |
126,3 |
2,4 |
1,62 |
67,5 |
2,5 |
3,1 |
124,0 |
2,6 |
2,1 |
80,8 |
||
Производство муки, тыс.т |
435 |
477,7 |
109,8 |
435 |
455,9 |
104,8 |
435 |
514,8 |
118,3 |
480 |
461,2 |
96,1 |
490 |
451,3 |
92,1 |
||
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства |
|||||||||||||||||
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) тыс. тонн в т.ч. в общественном секторе |
70,1 |
52,0
43,8 |
74,2
|
77 |
58,9
51,5 |
76,5 |
77,5
64,5 |
59,7
52,6 |
77,0
81,6 |
78,2
65,4 |
60,6
52,7 |
77,5
80,6 |
78,7
65,6 |
74,0
66,7 |
94,0
101,7 |
||
Племенное усл. маточн. поголовье всех с/х животных, тыс. усл. гол. |
27,8 |
25,6 |
92,1 |
26 |
28,2 |
108,5 |
26 |
40,8 |
156,9 |
38 |
45,4 |
119,5 |
38 |
46,3 |
121,8 |
||
Поголовье КРС мясных пород в обществен. секторе, тыс. гол. |
1,1
|
2,3
|
209,1
|
1,4
|
4,0
|
285,7
|
1,8
|
4,5
|
250,0
|
2,0
|
3,5
|
175,0
|
2,2
|
4,1
|
186,4
|
||
Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн в т.ч. в общественном секторе |
373,9
324 |
421,8
378,7 |
112,8
116,9 |
426,7
379,3 |
458,7
419,4 |
107,5
110,6 |
434
391 |
514,8
476,8 |
118,6
121,9 |
488,3
451,3 |
559,0
523,2 |
114,5
115,9 |
495,1
458,1 |
594,7
560,9 |
120,1
122,4 |
||
Производство сыров и сырных продуктов, тыс. тонн |
16,3 |
23,3 |
142,9 |
17 |
21,1 |
124,1 |
17 |
20,3 |
119,4 |
17 |
18,5 |
108,8 |
17 |
16,3 |
95,9 |
||
Пр-во масла сливочного, тыс. тонн |
3,0 |
3,4 |
113,3 |
3,0 |
3,05 |
101,7 |
2,6 |
2,62 |
100,8 |
2,6 |
2,79 |
107,3 |
2,6 |
3,08 |
118,5 |
||
Источник: составлено автором с использованием [7,8]
В регионе все ещё не выработана четкая стратегия развития садоводства на промышленной основе, ощущается острая нехватка отечественного посадочного материала в питомниководстве.
Также следует отметить негативные явления в такой важной подотрасли растениеводства, как картофелеводство [10]. Производство картофеля в регионе за последние пять лет сократилось более чем на треть и составило в 2022 году 204,3 тыс. тонн. При этом в исследуемые годы не достигнуты целевые индикаторы Программы по объемам производства картофеля.
Одним из ключевых направлений государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны является увеличение и техническая модернизация предприятий по переработке отечественной сельскохозяйственной продукции [2]. Это нашло отражение и в Программе развития АПК Рязанской области, где запланированы значительные средства на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако, обращает на себя внимание недостижение целевых индикаторов Программы по производству муки в 2021-2022 годах, тогда как объемы производства зерновых культур ежегодно увеличиваются. Данный факт указывает на нерешенные проблемы в сфере обеспеченности региона перерабатывающими мощностями для глубокой переработки зерна.
Что же касается выполнения программы по развитию отрасли животноводства, то здесь высокие показатели за исследуемый период достигнуты в молочном скотоводстве. Так, ежегодные объемы производства молока в общественном секторе превышали целевые индикаторы эффективности выполнения программы на 10,6-22,4 %. Это происходило за счет укрепления материальной базы сельхозпредприятий, строительства новых современных ферм, увеличения поголовья молочного стада и повышения эффективности племенной работы.
Следует отметитьзначительные успехи, достигнутые в последние годы в регионе в укреплении племенной базы животноводства. Как видим из данных таблицы 1.1, племенное маточное поголовье всех с/х животных увеличилось с 25,6 тыс. голов в 2018 году до 46,3 тыс. голов в 2022 году, т.е. в 1,8 раз. Превышение целевых индикаторов эффективности исполнения Программы по данному показателю в исследованные годы составило 8,5-56,9 %. Особенно существенные положительные сдвиги в племенной работе отмечаются в молочном скотоводстве области (Таблица 2).
Как видим из данных таблицы 2, в молочном скотоводстве региона сегодня достигнута хорошая обеспеченность племенными ресурсами. При увеличении племенного маточного поголовья (в 2023 году на 7,1 % по отношению к 2022 году) одновременно происходит и рост надоев на одну корову, которые в 2023 году в племенных хозяйствах преодолели рубеж в 10000 кг. При этом племенные хозяйства не только обеспечивают молодняком животноводческие предприятия региона, специализирующиеся на производстве молока, но и поставляют племенной скот в другие регионы России.
Таблица 2 – Племенная база молочного скотоводства Рязанской области в 2022-2023 годах
Наименование показателя |
2022 |
2023 |
2022/2023 (%) |
Количество племенных стад, ед. из них: Племенных заводов Племенных репродукторов |
17
4 13 |
18
4 14 |
105,9
100,0 107,7 |
Племенное маточное поголовье, гол. |
39797 |
42616 |
107,1 |
Удой на корову в среднем по стадуза 305 дн. лактации, кг |
9981 |
10366 |
103,9 |
Реализация молодняка, всего, голов в том числе вывоз, голов |
2911 2159 |
4171 3198 |
143,3 148,1 |
Завоз молодняка, всего, голов в том числе импорт, голов |
905 406 |
2830 198 |
312,7 48,8 |
Источник: составлено по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
Конечно, для обновления племенных ресурсов области необходимы закупки молодняка из регионов с более развитым молочным животноводством, однако продажамолодняка молочного направления племенными хозяйствами в 2022-2023 гг. превысила закупки в 1,5-3,2 раза. При этом следует отметить существенное сокращение доли импорта племенного молодняка в молочном скотоводстве. Так, если в 2022 году импорт составлял 44,9 % от всего закупленного племенного молодняка, то в 2023 году этот показатель снизился до 7 %. Для сравнения можно отметить, что доля импорта в закупках племенного молодняка в молочном скотоводстве в 2018-2021 гг. составляла 57,2-72,4 % (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Доля импорта в завозе племенного скота молочного направления
из-за пределов Рязанской области в динамике за 6 лет
Источник: рассчитано автором по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области [6].
Таким образом, можно говорить о преодолении зависимости от импортного племенного материала в молочном скотоводстве региона. На сегодня это является одним из ключевых стратегических приоритетов в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в Российской федерации.
В настоящее время работа по укреплению племенной базы продолжает активно развиваться и в других отраслях животноводства, о чем свидетельствуют данные, приведенные в Таблице 3. Однакообращают на себя внимание очень низкие показатели в обеспечении племенными ресурсами мясного скотоводства региона: в 2023 году было всего лишь 250 голов маток мясной породы на общее поголовье скота мясных пород в 4052 голов.
Таблица 3 – Обеспеченность племенными ресурсами животноводства Рязанской области в 2023 году
Направления животноводства |
Племенная база |
Молочное скотоводство |
- 42,6 тыс. маток - 2 породы (голштинская, черно-пестрая) |
Мясное скотоводство |
- 250 голов маток - 1 порода (казахская белоголовая) |
Свиноводство |
- 3,16 тыс. голов маток - 2 породы (крупная белая, ландрас) |
Рыбоводство |
- 526 самки - 1 порода (карп парский) |
Птицеводство |
- 198,9 тыс. голов кур-несушек - 1 порода (Ломанн ЛСЛ Классик) |
Пчеловодство |
- 250 пчелосемей - 1 порода (среднерусская порода (приокский тип) |
Коневодство |
- 148 голов самок - 2 породы (русская верховая, орловская рысистая ) |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области [6]
Сложившаяся ситуация с обеспеченностью племенными ресурсами мясного скотоводства негативно отразилась на производстве мясного сырья в регионе. Как следует из данных таблицы 1.1, производство скота и птицы на убой в 2018 -2022 году существенно отставало от целевых индикаторов, заложенных в региональной программе развития АПК. В общественном секторе оно составляло чуть более 80 % от запланированного уровня, и только в 2022 году ситуация начала выправляться. В итоге уровень самообеспечения региона по мясу и мясопродуктам смог приблизится к пороговому значению, заложенному в «Доктрине продовольственной безопасности РФ» [12]. Но проблемы в этом направлении еще не преодолены.
Еще одним ключевым ориентиром развития АПК региона является обеспечение регионального продовольственного рынка высококачественными и конкурентоспособнымипродуктами питания на основе отечественного сельскохозяйственного сырья [13]. В сфере переработки животноводческой продукциипрограммой предусмотрена широкая поддержка предприятий сыродельной и маслодельной отраслей, направленная на стабилизацию производства сыров и сливочного масла и решение задач импортозамещения по данным продуктам. Как видим из данных таблицы 1, выполнение этой части программы в исследуемые годы осуществлялось достаточно успешно. Ежегодные объемы производства сыров и сливочного масла в 2018-2022 годах опережали запланированные показатели.
Таким образом, анализ эффективности исполнения государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса» позволил выявить успехи и проблемы в сфере реализации основных приоритетов государственной агропродовольственной политики Российской федерации. В отрасли растениеводства наибольшие успехи достигнуты в производства зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур, однако имеется ряд проблем в сфере обеспеченности региона перерабатывающими мощностями для переработки зерна. Также не достигнуты целевые индикаторы эффективности исполнения программы в производстве картофеля, и особенно в производстве плодово-ягодной продукции, где существуют серьезные проблемы в развитии промышленного садоводства.
В отрасли животноводства за исследуемый период достигнуты высокие показатели в молочном скотоводстве, где отмечены значительные успехи в развитии племенной базы и преодолении зависимости от импортного племенного материала. В итоге ежегодные объемы производства молока значительно превышали плановые показатели, зафиксированные в программе. Стабилизировано производство сыров и сливочного масла в регионе. Вместе с тем, существуют нерешенные проблемы с обеспеченностью племенными ресурсами мясного скотоводства области, что негативно отразилась на производстве мясного сырья.
В заключении следует отметить, что ключевые ориентиры агропродовольственной политики Рязанской области, отраженные в региональной программе «Развития АПК», направлены на реализации основных приоритетов государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности региона. В целом, за исследуемый период отмечается достижение целевых индикаторов программы по большинству заявленных показателей. Вместе с тем, в регионе сохраняется ещеряд проблем, мешающих поступательному экономического развитию агропромышленного комплекса.
Основными проблемами региона в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:
- недостаточность перерабатывающих мощностей и технологическая зависимость перерабатывающих предприятий АПК от импортного оборудования и комплектующих;
- не преодолена ещё зависимость от импортного семенного и посадочного материала в овощеводстве и плодоводстве;
- отсутствует четкая стратегия развития садоводства на промышленной основе, где ощущается острая нехватка отечественного посадочного материала в питомниководстве;
- нехватка отечественного племенного материала в мясном скотоводстве.
Преодоление выявленных проблем будет способствовать повышению устойчивости регионального рынка сельскохозяйственной продукции, и в конечном итоге решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона.
1. Абакарова Р.Ш. Роль аграрной политики в обеспечении продовольственной безопасности России // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 11. – С. 104–106.
2. Богапова М.Р. Оценка влияния ресурсного потенциала на специализацию и эффективность сельскохозяйственного производства в регионе // Экономические науки. – 2018. – № 4. – С. 118–125.
3. Гасанова Д.Б. Развитие АПК как двигатель экономического роста // Инновационные кластеры в глобальной экономике: теория и практика / под ред. А.А. Сукиасян [и др.]. – Оренбург., 2018. – С. 19–20.
4. Кельчевская Н.Р., Пелымская И.С., Андреева Е.В. Развитие ресурсного потенциала регионального агропромышленного комплекса: монография. – Москва: издательство «Креативная экономика», 2021. – 128 с.
5. Лясников Н.В. Агропромышленный комплекс России и необходимость обеспечения продовольственной безопасности в условиях международных санкций // Проблемы рыночной экономики. – 2018. – № 2. С. 19–25.
6. Официальный сайт Минсельхозпрода Рязанской области [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.agroxxi.ru/zhivotnovodstvo
7. Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 N 357 (ред. от 10.12.2021) « Об утверждении государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/460211574
8. Рязанская область в цифрах Краткий статистический сборник: Рязаньстат, 2023. – 169 с. URL: https://62.rosstat.gov.ru›statpublications/ document/43911
9. Савина О.В. Анализ основных критериев обеспечения продовольственной безопасности региона (на материалах Рязанской области) / Russian Journal of Management. 2024. Т. 12. № 2. С. 66-76.
10. Савина, О. В. Состояние и перспективы развития картофелеводства в Рязанской области / VI международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : Сборник тезисов выступлений и докладов участников – Рязань: Академия ФСИН России, 2023. – С. 243-249.
11. Савина О.В., Пентегов С.И., Обеспечение продовольственной безопасности России на основе развития плодово-ягодного подкомплекса АПК // Russian Journal of Management. 2024. Т. 12. № 1. С. 226-238.
12. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73338425/
13. Шашкова И.Г., Романова Л.В. Анализ состояния обеспечения продовольственной безопасности Рязанской области // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 11. – С. 196-201 - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42611
14. Chekavinskii A. N., Selimenkov R. Yu. Modelling of food security in the region // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2014. – № 4(34). – p. 226-235. – doi:https://doi.org/10.15838/esc/2014.4.34.20.