ББК 88 Психология
Статья посвящена проблеме профессионально-личностного развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Цель исследования состояла в выявлении особенностей развития у такой категории студентов образа профессионального «Я» и его трансформации в процессе обучения в вузе. Согласно разработанной системно-динамической теории профессионально-трудовой Я-концепции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, процесс ее трансформации приходится на период профессиональной подготовки. Выделены типы такой трансформации: негативная, нейтральная и позитивная. В исследовании приняли участие 106 студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающиеся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования по разным направлениям подготовки. Выдвинута гипотеза о том, что доминирующим фактором позитивной трансформации профессионально-трудовой Я-концепции студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата является самодетерминация, как их способность самостоятельно управлять своим профессионально-личностным развитием, делать осознанный выбор, принимать осмысленные решения с учетом реальных возможностей и потенциальных способностей. Верификация гипотезы осуществлялась с помощью шкалы самодетерминации и методики выявления самооценки личности студентов, как субъектов будущей профессиональной деятельности. Выявлено, что для многих студентов с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна ориентация на внешнее подкрепление, стремление к сверхдостижениям, что обусловливает формирование дезадаптивных типов профессионально-трудовой Я-концепции, препятствующих их успешной интеграции в общество. Сделан вывод о том, что для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо психологическое сопровождение, направленное на развитие их субъектной позиции, формирование потребности в автономии и преодоление синдрома «выученной беспомощности» через коррекцию их мотивационной сферы и оказание помощи в осознании внутренних мотивов будущей профессиональной деятельности.
профессионально-трудовая Я-концепция, образ профессионального «Я», профессионально-личностное развитие, самодетерминация, потребность в автономии, студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Проблема становления образа профессионального «Я», профессиональной Я-концепции относится к одной из центральных в психологии труда, в силу ее значимости для раскрытия психологических закономерностей и психологической природы профессионально-личностного развития субъекта профессиональной и трудовой деятельности.
На сегодняшний день разработаны психологические теории, объясняющие сущностно-смысловые характеристики профессиональной Я-концепции: отмечается, что данный конструкт, введенный Д. Сьюпером в конце 40-х годов прошлого столетия для обозначения осознанного восприятия человеком себя как профессионала и субъекта профессиональной деятельности [8], представляет собой сложное системное образование, включающее все многообразие проявлений самовосприятия и самооценки [6], смысловые отношения личности и профессии, направленные на самореализацию личности в профессиональной деятельности [3]. За время развития психологии профессиональной Я-концепции, осмысления сущности и структуры данного психологического феномена обозначилась терминологическая неопределенность, связанная как со смешением данного понятия с другими схожими психологическими конструктами, так и с отсутствием единого мнения о его четкой структурной организации [9].
Причина таких разрозненных представлений о психологической сущности профессиональной Я-концепции заключается еще и в том, что рассмотрение ее основных аспектов осуществляется на разных категориях людей: людей разного возраста, пола, разного социального статуса, с разной мотивационной готовностью к труду и профессиональной деятельности.
Исследование профессиональной Я-концепции требует уточнения ее сущности и структуры относительно самого его объекта.
Настоящее исследование направлено на выявление психологических закономерностей профессионально-личностного развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В связи с тем, что, по данным ряда исследователей, многие лица с нарушенным развитием, во-первых, не обладают ценностным отношением к труду [1] и, в силу гиперопеки родителей и наличия материальной поддержки со стороны государства, не рассматривают трудовую деятельность в качестве обязательной, как для других людей, и жизненно необходимой [4], и во-вторых, достаточно часто проявляют защитное поведение в ситуации профессионального выбора, исходя, например, из убеждения о невозможности приобрести «желаемую» профессию из-за ограничений здоровья, а значит, «никакой больше не требуется», и «лучше тогда вообще не работать» [1], то в отношении данной категории людей целесообразнее говорить не о профессиональной, а о профессионально-трудовой Я-концепции, где сочетаются представления, отношения, действия, касающиеся области как профессиональной, так и трудовой деятельности в целом.
Согласно разрабатываемой системно-динамической концепции профессионально-трудовой Я-концепции, под данным конструктом понимается сложное системное образование личности, отражающее всю совокупность ее представлений о себе как о субъекте труда и как о специалисте определенных профессий. Такое сочетание образует адаптивные и дезадаптивные типы профессионально-трудовой Я-концепции: при этом, адаптивные типы позволяют личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата оценивать реальные свои возможности, склонности и способности, определять перспективы своего профессионально-личностного развития и находить компромисс между желаемым, идеальным и реальным Я; дезадаптивные типы, обусловленные компенсаторно-фантастическими представлениями о своих возможностях либо уничижающим отношением к себе как к субъекту труда и члену общества, напротив, разрушают целостность личности и вытесняют профессиональную составляющую из общей структуры ее самосознания.
Становление профессионально-трудовой Я-концепции происходит в три этапа, совпадающих с этапами профессионального развития: это этапы ее первоначального формирования, трансформации и последующего поступательного движения к своему акме.
Важным этапом здесь является этап трансформации, который приходится на период профессиональной подготовки будущих специалистов с НОДА. Именно в этот период ранее сформированные типы их профессионально-трудовой Я-концепции могут трансформироваться, и такая трансформация может быть позитивной (переход дезадаптивных типов в адаптивные, позволяющие адаптироваться в мире профессий и найти свое место в нем), негативной (трансформация в дезадаптивные типы профессионально-трудовой Я-концепции) и нейтральной (неизменной). В этой связи актуализируется проблема выявления движущих сил позитивной трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с НОДА, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
В качестве такой движущей силы может быть рассмотрена способность личности к самодетерминации, ее субъектная позиция в профессионально-личностном развитии. Теория самодетерминации Л. Деси и Р.М. Райана позволяет раскрыть психологическую природу внутренней мотивации профессионального становления человека. Согласно взглядам Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, Е.Н. Осина, О.Е. Дергачевой и других исследователей, внесших весомый вклад в развитие теории самодетерминации, одной из составляющих личностного потенциала является ее развитая потребность в автономии, потребность быть инициатором своей собственной жизни, делать самостоятельный выбор, переживать его [12]. Самодетерминация предполагает управление своим профессионально-личностным развитием [5] и обеспечивает возможность самореализации личности в определенной профессии и профессиональной деятельности [7].
В связи с этим, целью проведенного исследования стало выявление особенностей самодетерминации студентов с НОДА и ее влияния на трансформацию их профессионально-трудовой Я-концепции в процессе их обучения в вузе.
Методика исследования
В исследовании приняли участие 106 студентов старших курсов колледжей и вузов с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата и с сохранностью интеллекта. Средний возраст – 24,2.
Для выявления адаптивных и дезадаптивных типов профессионально-трудовой Я-концепции лиц с НОДА был разработан авторский опросник, использование которого позволило определить вектор трансформации их профессионально-трудовой Я-концепции. Исследование проводилось как на первом курсе, так и спустя 2-3 года. По результатам лонгитюдного исследования вся исследовательская выборка была разделена на три группы, соответствующие типам профессионально-трудовой Я-концепции студентов с НОДА.
В группах с разным видом трансформации профессионально-трудовой Я-концепции проведен сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента) показателей самодетерминации, предусмотренных методикой РОКО, разработанной Э. Деси и Р.М. Райаном и адаптированной на русский язык О.Е. Дергачевой, Л.Я. Дорфман и Д.А. Лентьевым [2], а также корреляционный анализ с расчетом коэффициента корреляции Спирмена показателей самодетерминации и оценки себя как будущего специалиста приобретаемой профессии. Такая оценка осуществлялась по 10-балльной шкале.
Результаты эксперимента
Результаты исследования вектора трансформации профессионально-трудовой Я-концепции студентов с НОДА, обучающихся в образовательных организациях систем СПО и ВО, свидетельствуют о том, что большинство из них характеризуются нейтральной трансформацией, то есть в период обучения сколько-нибудь существенных изменений в представлениях о себе как о субъекте профессионально-трудовой деятельности у многих студентов с НОДА не происходит (рисунок 1).
Рис. 1. Процентное распределение студентов с НОДА по типам трансформации профессионально-трудовой Я-концепции в процессе обучения в вузе
Однако около трети опрошенных студентов с НОДА характеризуются негативной трансформацией: у 29,24% студентов был зафиксирован факт перехода от адаптивных типов профессионально-трудовой Я-концепции к дезадаптивным, включающим в себя как компенсаторно-фантастические представления о себе как о представителе определенных профессий, так и негативную оценку своих профессиональных возможностей.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что сам процесс профессиональной подготовки студентов с НОДА не гарантирует успешное их профессионально-личностное развитие. В связи с этим, необходим поиск тех факторов, которые являются движущей силой такого развития.
Исследование каузальной ориентации показало, что, во-первых, для многих студентов с НОДА характерна ориентация на внешнее подкрепление (рисунок 2), а во-вторых, ее особенности во многом обусловливают тот или иной тип трансформации профессионально-трудовой Я-концепции студентов с НОДА.
Рис. 2. Среднегрупповые показатели каузальной ориентации студентов с НОДА
Обсуждение
Низкие показатели в общей исследовательской группе зафиксированы по шкале ориентации на автономию. Личностная автономия рассматривается в современной психологии как фактор ее психологического здоровья и психологического благополучия [10]. Являясь одной из составляющих личностного потенциала, именно автономия дает личности возможность быть личностью, проявлять себя как личность, несмотря на внешние давления, реализовывать свой внутренний потенциал, переживать свой собственный выбор, сделанный на основе глубокого анализа сильных и слабых сторон своей индивидуальности [11]. Недостаточный уровень самодетерминации, выявленный в ходе исследования у многих студентов с НОДА, свидетельствует о трудностях, связанных с нахождением себя и своего места в мире, о недостаточном развитии воли и внутренней мотивации, неспособности управлять своим поведением и своими эмоциями, делать осознанный выбор, сохранять свою уникальность, прислушиваться к себе, не обвинять себя в неудачах, не перекладывать ответственность за них на других, активизировать и мобилизовать себя для достижения самостоятельно поставленных реальных целей.
Среднегрупповые показатели внешней каузальной ориентации входят в диапазон достаточно высоких значений, что свидетельствует об ориентации многих студентов с НОДА к сверхдостижениям. Внешние импульсы и внешние критерии являются для них движущей силой. Стремление доказать, что они лучше, чем другие, во всяком случае, не хуже, причем, по внешним критериям, обусловливает искаженное представление об истинных целях их обучения.
Также достаточно высокие среднегрупповые показатели были выявлены и по шкале безличной каузальной ориентации. Многие студенты с НОДА характеризуются беспомощным поведением, проявляя минимум самодетерминации и утратив способность отвечать за свою жизнь, быть ее активным субъектом и принимать адекватные решения в ситуациях выбора.
В процессе исследования, однако, были выявлены различия между группами студентов с НОДА с разными формами трансформации во время обучения профессионально-трудовой Я-концепции.
Так, в группе студентов с позитивными формами трансформации отмечен самый высокий показатель уровня развития автономной каузальной ориентации (119,6 ± 10,2) (рисунок 3).
Рис. 3. Среднегрупповые показатели каузальной ориентации студентов с НОДА, характеризующихся разными формами трансформации профессионально-трудовой Я-концепции в процессе их обучения
Уже в группе студентов с нейтральными формами трансформации среднегрупповой показатель самодетерминации значимо ниже и входит уже в диапазон ниже среднего уровня своего развития.
Достоверно значимые различия между группами были выявлены практически по всем показателям (таблица 1).
Таблица 1 — Результаты сравнительного анализа среднегрупповых показателей каузальной ориентации студентов с НОДА, характеризующихся разными формами трансформации профессионально-трудовой Я-концепции в процессе их обучения
Шкалы |
Достоверность различия между группами |
|||||
1-2 |
1 - 3 |
2 - 3 |
||||
t |
p |
t |
p |
t |
p |
|
АвтКО |
4,34 |
<0,001 |
5,48 |
< 0,001 |
2,02 |
<0,05 |
ВншКО |
2,67 |
<0,01 |
4,98 |
< 0,001 |
2,24 |
<0,05 |
БзлКО |
6,77 |
<0,001 |
7,05 |
<0,001 |
3,14 |
<0,01 |
Интересны также результаты корреляционного анализа степени позитивности самооценки себя как будущего специалиста и способности к самодетерминационному поведению. Была выявлена прямая корреляционная связь позитивной оценки с показателями автономной каузальной ориентации (r = 0,561; p <0,001) и отрицательная – с безличной каузальной ориентацией (r = - 0,603; p <0,001).
Выводы
В результате исследования выявлено, что для многих студентов с НОДА, обучающихся в системах среднего профессионального и высшего образования, характерна ориентация на внешнее подкрепление, снижение самодетерминации, неспособность противостоять внешнему давлению, что обусловливает негативную или нейтральную трансформацию их профессионально-трудовой Я-концепции, формирование ее дезадаптивных форм, не позволяющих лицам с НОДА найти свое призвание, реализовать свой внутренний потенциал в определенной сфере профессиональной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности включения в общую систему инклюзивного профессионального образования программ, направленных на развитие субъектной позиции студентов, в том числе и студентов с НОДА, формирование у них потребности в автономии и преодоление синдрома «выученной беспомощности» через коррекцию их мотивационной сферы и оказание помощи в осознании внутренних мотивов будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
1. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Активизация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: монография. М. РГСУ, 2015. 215 с.
2. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. №3. С. 91–106.
3. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение «Гуманитарные науки». 2005. №4. С. 162–169.
4. Истомина Е.В. Условия трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN124.pdf
5. Москвичева Н.Л., Зиновьева Е.В., Костромина С.Н. и др. Феномен самодетерминации: психологические истоки и современное понимание. Часть 1 // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, № 4. С. 90–116.
6. Оседло В.И., Винтоняк В.Ф. Теоретические аспекты профессионального «Я-образа» личности // Психология и право. 2013. Т. 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61025
7. Плотникова Е.С. Автономия и самодетерминация в структуре самоактуализации личности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 4(61). С. 40 – 48.
8. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования. 2011. №2 (16). URL: http://psystudy.ru/num/2011n2-16/457-rikel16.
9. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 // Психологические исследования. 2011. №3 (17). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17.html.
10. Степанова Н.А. Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке // Известия Самарского университета Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. №1. С. 69–73.
11. Чернышенко Э.А. Самодетерминационный аспект профессионального развития личности: современные методы исследования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/samodeterminatsionnyj-aspekt-professionalnogo-razvitiya-lichnosti-sovremennye-metody-issledovaniya.html
12. Osin E., Boniwell I. Self-determination and well being. Poster presented at the 4th International Self-Determination Conference. — Ghent, Belgium, 2010